Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2012 г. № 001/12-П

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОЛОЖЕНИЙ
АБЗАЦА ВТОРОГО СТАТЬИ 11 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА № 227-77 "ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф.Гуцан, судей О.В.Герасиной, И.В.Тимофеева, А.В.Шевченко,
с участием заявителя С.А.Голубка, представителей заявителя В.А.Андреева, С.В.Усоскина, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга Н.А.Рогачева, специалиста - начальника отдела правового обеспечения аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге К.Е.Шарыгина,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "а" статьи 3, статей 30, 63, 64, пункта 2 статьи 74, статей 78, 79 и 80 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77 "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге".
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина С.А.Голубка о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77 "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77 "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге".
Заслушав сообщение судьи-докладчика О.В.Герасиной, пояснения заявителя С.А.Голубка, представителей заявителя В.А.Андреева, С.В.Усоскина, выступления представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга Н.А.Рогачева, специалиста - начальника отдела правового обеспечения аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге К.Е.Шарыгина, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. В Уставный суд Санкт-Петербурга 25 апреля 2012 года поступила жалоба гражданина Голубка Сергея Александровича о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77 "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 227-77). Согласно указанным положениям Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге рассматривает обращения (жалобы) в том случае, если заявитель ранее обращался по поводу нарушения прав и свобод к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, но либо не получил ответа в установленный законодательством срок, либо не согласен с решениями, принятыми по его обращению (жалобе).
Как следует из представленных заявителем документов (решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 апреля 2012 года по делу № 2-1554/12), оспариваемые положения были применены судом в конкретном деле. Таким образом, согласно положениям пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, статьи 79 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" жалоба гражданина С.А.Голубка является допустимой.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. Установленный ими предварительный порядок обращения к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга исключает для Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге возможность осуществлять в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Устава Санкт-Петербурга деятельность, направленную на предотвращение нарушений прав человека. Указанный порядок препятствует гражданам и организациям напрямую обращаться к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге с целью его информирования о возможных нарушениях прав и свобод человека и гражданина, а также не позволяет Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге своевременно принимать меры, направленные на предотвращение нарушений прав граждан. Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемые положения нарушают принцип самостоятельности местного самоуправления, поскольку в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, граждане должны обращаться к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Из выступления представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р.Уланова следует, что Закон Санкт-Петербурга № 227-77 принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в правомочном составе, в пределах его полномочий и в надлежащем порядке. Оспариваемые положения не противоречат Уставу Санкт-Петербурга и не препятствуют осуществлению Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге предусмотренной положениями пункта 2 статьи 19 Устава Санкт-Петербурга деятельности, направленной на предотвращение нарушений прав человека. Предварительный порядок обращения к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга не препятствует гражданам или организациям информировать Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге о возможных или существующих нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, из оспариваемых положений в их системной взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 12 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 следует, что Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге вправе по собственному усмотрению принять жалобу независимо от соблюдения установленного оспариваемыми положениями порядка. Установленный предварительный порядок обращения к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга не распространяется на случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностными лицами.
Согласно позиции представителя Губернатора Санкт-Петербурга Н.А.Рогачева, оспариваемые положения соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. Положениями пункта 2 статьи 19 Устава Санкт-Петербурга определены два направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге: предотвращение нарушений прав человека и защита прав человека. Положения статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 устанавливают условия принятия жалобы Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге в рамках решения задачи по защите прав человека и не применимы к обращениям граждан и организаций к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге с целью его информирования о возможных и существующих нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Установленный оспариваемыми положениями предварительный порядок обращения к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга не распространяется на случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге в силу принципа самостоятельности местного самоуправления. В таких случаях граждане вправе обращаться к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге непосредственно. Оспариваемые положения не противоречат Федеральному закону от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), поскольку рассматриваемые общественные отношения указанным законом не регулируются. Законодатель Санкт-Петербурга вправе самостоятельно устанавливать порядок подачи жалоб Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
Опрошенный в судебном заседании специалист К.Е.Шарыгин пояснил, что при рассмотрении обращений граждан Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге не руководствуется оспариваемыми положениями, поскольку они противоречат Федеральному закону № 59-ФЗ, не устанавливающему таких требований к обращениям. Факт несоответствия оспариваемых положений Закона Санкт-Петербурга № 227-77 Федеральному закону № 59-ФЗ уполномоченным органом не был установлен. Данное обстоятельство не препятствует Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге напрямую применять положения Федерального закона № 59-ФЗ, а не оспариваемые положения. Кроме того, специалист К.Е.Шарыгин считает, что установление такого порядка в отношении нарушений прав граждан, допущенных органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, не соответствует положениям пункта 1 статьи 64 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающим самостоятельность местного самоуправления. Для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге создан аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Руководители структурных подразделений аппарата осуществляют рассмотрение поступающих к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге обращений и дают на них ответы.
На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов; только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению.
Уставный суд Санкт-Петербурга при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Оспариваемые положения в их системной взаимосвязи с положениями статьи 12 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 определяют условия рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге жалоб по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностных лиц.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45); защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "б" части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ) учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Положениями статьи 3 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ установлено, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Согласно положениям пункта 1 статьи 5 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, из Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ следует, что на уровне субъекта Российской Федерации существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина могут быть дополнены институтом Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Федеральное законодательство, в том числе Федеральный закон № 59-ФЗ, не определяет компетенцию, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. При отсутствии соответствующего федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование данных общественных отношений. Аналогичная правовая позиция неоднократно формулировалась Верховным Судом Российской Федерации в том числе, в определениях от 06 декабря 2006 года № 58-Г06-46, от 17 октября 2007 года № 74-Г07-16, от 07 сентября 2011 года № 44-Г11-32. Такой вывод согласуется также с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01 февраля 1996 года № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области.
Уставом Санкт-Петербурга (подпункт 2 пункта 1 статьи 11, пункт 1 статьи 16, подпункт 6 пункта 5 статьи 30, пункт 2 статьи 39, подпункт 1 пункта 3 статьи 44, пункт 5 статьи 50, статья 51) определена система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Санкт-Петербурге, в соответствии с которой полномочия по защите прав и свобод человека и гражданина возложены на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга и иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, Уставный суд Санкт-Петербурга и мировых судей. Положениями статей 19 и 19-1 Устава Санкт-Петербурга учреждены должности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. При этом содержание основанной на Уставе Санкт-Петербурга правозащитной деятельности определяется уставной природой соответствующего государственного органа Санкт-Петербурга, должностного лица Санкт-Петербурга.
Основы статуса Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге определены Уставом Санкт-Петербурга. Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге не входит в систему органов государственной власти Санкт-Петербурга, не относится к органам законодательной, исполнительной или судебной власти Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 16). Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге - должностное лицо Санкт-Петербурга, избираемое на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и действующее на основании Устава Санкт-Петербурга, закона Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге осуществляет деятельность, направленную на предотвращение нарушений прав человека со стороны органов власти и местного самоуправления и на защиту прав человека на территории Санкт-Петербурга (пункты 1 и 2 статьи 19).
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге непосредственно не связана с применением санкций правовых норм и разрешением спора о праве, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов Санкт-Петербурга, должностных лиц Санкт-Петербурга, которые обязаны обеспечивать защиту и восстановление нарушенных прав и свобод и, в свою очередь, обладают властными полномочиями по разрешению вопросов окончательно и по существу.
3. Устав Санкт-Петербурга, определив основы статуса Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, предусмотрел возможность осуществления правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге законом Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 19). Такой подход соответствует правовой природе Устава Санкт-Петербурга как акта учредительного характера, определяющего статус Санкт-Петербурга.
Осуществляемое законодателем Санкт-Петербурга правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге должно соответствовать основам статуса Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, определенным в Уставе Санкт-Петербурга.
Законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел создание аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге для обеспечения его деятельности (абзац первый статьи 18 Закона Санкт-Петербурга № 227-77). Как следует из положений абзаца четвертого статьи 18 Закона Санкт-Петербурга № 227-77, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурга и его аппарат является государственным органом с правом юридического лица. По смыслу положений статьи 19 Устава Санкт-Петербурга учреждение аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, наделение Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и его аппарата статусом государственного органа не означает, что руководители структурных подразделений аппарата вправе осуществлять полномочия, закрепленные положениями Закона Санкт-Петербурга № 227-77 за Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге.
В тексте Закона Санкт-Петербурга № 227-77, используемых в нем формулировках, не содержится понятие "предотвращение нарушений прав человека". Вместе с тем, учитывая высшую юридическую силу Устава Санкт-Петербурга по отношению к законам Санкт-Петербурга и его прямое действие, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге обязан использовать указанные в Законе Санкт-Петербурга № 227-77 средства для предотвращения нарушений прав человека в той мере, в какой их характер отвечает уставному предназначению Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
По мнению гражданина С.А.Голубка, оспариваемые положения не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, поскольку по жалобам заявителей делают невозможным осуществление Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге деятельности, направленной на предотвращение нарушений прав человека, то есть превентивной деятельности. Однако предметом регулирования оспариваемых положений являются общественные отношения, связанные с рассмотрением Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге жалобы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностных лиц. Следовательно, оспариваемые положения непосредственно не регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге деятельности по предотвращению нарушений прав человека и не могут препятствовать ее осуществлению.
Законодатель Санкт-Петербурга обладает достаточной свободой усмотрения при определении компетенции, организационных форм и условий деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. При этом законодатель Санкт-Петербурга должен стремиться к тому, чтобы вводимые им правовые механизмы обеспечивали максимально эффективную реализацию Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге уставных целей, в том числе своевременное и в полном объеме использование имеющихся в его распоряжении средств для защиты нарушенных прав и свобод каждого конкретного заявителя.
Регламентируя порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел в качестве условия рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге жалобы по поводу нарушения прав и свобод человека и гражданина предварительное обращение к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга (абзац второй статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77). Соблюдение такого условия является обязательным для Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Иное понимание оспариваемых положений допускает возможность неограниченного усмотрения Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит, не обеспечивает реализацию в Санкт-Петербурге гарантированного Уставом Санкт-Петербурга конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.
Из стенограммы заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 15 октября 1997 года, на котором рассматривался проект закона Санкт-Петербурга "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге", следует, что установление условия о предварительном обращении к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга было направлено на обеспечение возможности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге наиболее эффективно содействовать защите нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Само по себе правило о предварительном обращении заявителя по поводу нарушения его прав и свобод как условии рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге соответствующих жалоб не противоречит уставной природе Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Вместе с тем, осуществляя соответствующее правовое регулирование, законодатель Санкт-Петербурга должен соблюдать и положения Устава Санкт-Петербурга, определяющие организацию публичной власти в Санкт-Петербурге.
Из положений Закона Санкт-Петербурга № 227-77 следует, что Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод человека и гражданина как органами государственной власти Санкт-Петербурга и их должностными лицами, так и органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и их должностными лицами (пункт 1 статьи 1, абзац второй статьи 2, пункты 2 - 4 статьи 12, абзац первый пункта 1 статьи 17).
Оспариваемые положения предусматривают, что, независимо от того, нарушены права и свободы человека и гражданина органами государственной власти Санкт-Петербурга, их должностными лицами или органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностными лицами, гражданин должен предварительно обратиться к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга. Целью соответствующего обращения является принятие должностными лицами органов государственной власти Санкт-Петербурга мер по восстановлению прав заявителя, нарушенных органами местного самоуправления, их должностными лицами. Предварительное обращение к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга требуется независимо от того, произошло ли нарушение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, либо при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, наделены ли органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствующей ситуации контрольными полномочиями в отношении органов местного самоуправления. Тем самым оспариваемыми положениями допускается возможность неограниченного контроля органов государственной власти Санкт-Петербурга за деятельностью органов местного самоуправления.
Правовая позиция о недопустимости произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения была сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области".
Уставом Санкт-Петербурга установлено, что органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 62); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 64); правовые акты, принятые органами местного самоуправления в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 64).
Уставным судом Санкт-Петербурга ранее выражалась правовая позиция, согласно которой законодатель Санкт-Петербурга не вправе осуществлять такое правовое регулирование, которое ставило бы под сомнение реальную возможность муниципальных образований Санкт-Петербурга самостоятельно решать отнесенные к их ведению вопросы местного значения (Постановление от 29 октября 2009 года № 016-019/09-П по делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пунктов 1 и 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 26 сентября 2007 года № 478-91 "О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге").
На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что осуществленное положениями абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 правовое регулирование не обеспечивает самостоятельность местного самоуправления. Положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 в той мере, в которой они предусматривают в качестве условия рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге жалоб по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге, предварительное обращение заявителя к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, его положениям статьи 62, пунктов 1 и 2 статьи 64.
Руководствуясь положениями статьи 5, пункта 1 статьи 61, статей 62, 63, 64, 67, 68 и 82 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга

постановил:

1. Признать положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77 "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге" в той мере, в которой они предусматривают в качестве условия рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге жалоб по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге, предварительное обращение заявителя к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга, его положениям статьи 62, пунктов 1 и 2 статьи 64.
2. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.
3. Согласно статье 5 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" решение Уставного суда Санкт-Петербурга, вступившее в законную силу, обязательно для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
4. Согласно статье 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" признание нормативного правового акта либо отдельного его положения (положений) не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, либо воспроизводящих его.
5. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости" в течение 14 дней после его провозглашения.

Председатель
Уставного суда Санкт-Петербурга
Н.Ф.Гуцан

Судьи
Уставного суда Санкт-Петербурга
О.В.Герасина
И.В.Тимофеев
А.В.Шевченко





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru