УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя: - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: - начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта Т.С. Амелькиной,
рассмотрев дело № 13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: - ИП К. <...>,
- МАУ "Р" (<...>), представитель по доверенности <...>, установила:
В городе Чаплыгине Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в районной газете "Р" № 14 (11737) от 04 февраля 2012 года на 4 странице распространялась реклама, в которой говорится: "Магазин "С" предлагает металлочерепицу "Каскад", "СуперМонтеррей" - 260 р./кв. м, профнастил С10 - 233 р./кв. м, профнастил Н21 - 255 р./кв. м, лист гладкий - 231 р./кв. м. Большая цветовая гамма, доставка любой длины, кредит. Обр.: <...>". Данная рекламная информация содержит признаки нарушения Федерального закона
"О рекламе".
10.02.2012 за № 407-04 в адрес МАУ "Р" Липецким УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации. В ответ были представлены следующие документы: - заверенная копия договора № 2 от 10.01.2012, заключенного с ИП К., на подготовку и опубликование рекламного объявления; - копия квитанции об оплате рекламного объявления; - копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица серия <...> № <...>; - копия свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об ИП К. серия <...> № <...>; - копия сертификата соответствия с приложением; сопроводительное письмо; - районная газета "Р" № 14 (11737) от 04 февраля 2012 года; - копия Устава; - копия выписки из ЕГРЮЛ <...>; - копии свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия <...> № <...> и серия <...> № <...>; - копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия <...> № <...>; - пояснительное письмо, согласно которому ИП К. после обращения в редакцию районной газеты "Р" с просьбой опубликовать в данной газете текст его рекламного объявления был предупрежден о том, что за содержание объявлений и рекламы ответственность несет рекламодатель, т.е. ИП К. И т.к. данное предупреждение имеется в каждом номере газеты, редакция посчитала, что свои обязательства перед заказчиками и читателями в отношении добросовестной рекламы она выполнила. Тот факт, что не было указано в рекламном объявлении ИП К. наименование банка-партнера, оказывающего финансовую услугу, это недосмотр <сотрудницы редакции>, в чьи обязанности входит работа с рекламодателями, тем более, что все необходимые документы у ИП К. имелись. В настоящее время с ИП К. согласовано внесение изменений в текст рекламного объявления, хотя письменных подтверждений данного факта редакцией районной газеты "Р" предоставлено не было. ИП К. были представлены следующие документы, запрошенные Липецким УФАС России определением о возбуждении дела № 13 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе: - копия договора № 2 от 10.01.2012, заключенного с МАУ "Р", на подготовку и опубликование рекламного объявления; - копия квитанции об оплате рекламного объявления; - копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица серия <...> № <...>; - копия свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе серия <...> № <...>; - копия выписки из ЕГРИП от 27.02.2012; - копия паспорта; - копия договора № 1/Б-Кор/Лп от 15.04.2010 о сотрудничестве, заключенного с ООО КБ "Р", с дополнительными соглашениями и приложением; - письменные объяснения. Согласно данным объяснениям ИП К. прочитал в газете рекламу, которую позже взял за основу для рекламирования товара, им реализуемого, подкорректировал ее и обратился в редакцию районной газеты "Р" для опубликования. Данное рекламное объявление было произведено в произвольной форме, без изготовления макета. Т.к. реклама, послужившая основой для рекламы ИП К., не содержала в себе информацию о лице, оказывающем услуги кредитования, то и реклама ИП К., которым не было изучено рекламное законодательство, соответственно не содержала данную информацию. Из представленных документов и письменных пояснений вышеуказанных лиц следует, что рекламодателем указанной выше рекламы является ИП К., а рекламораспространителем - муниципальное автономное учреждение "Р".
Согласно п. 1 ст. 3
ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 4 ст. 3
ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 5
Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ИП К. ч. 7 ст. 5
Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" связано с непредоставлением информации потребителю в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредиты", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара у данного индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 2 ст. 4
Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 28
Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламе ИП К., распространяемой МАУ "Р", указан вид финансовой услуги, а именно "кредитование", которую оказывает ООО КБ "Р" при приобретении товаров у указанного выше индивидуального предпринимателя, и в связи с этим, руководствуясь ч. 1 ст. 28
ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
Согласно ст. 7
ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности": "Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом РФ". Согласно ст. 54
Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму, а согласно ст. 1473
Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
Таким образом, реклама ИП К., распространяемая МАУ "Р" в районной газете "Р" № 14 (11737) от 04 февраля 2012 года, на 4 странице, не содержит обязательного наименования лица, предоставляющего финансовую услугу.
Согласно части 6 статьи 38
ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 7 статьи 5
, частью 1 статьи 28
Закона, несет рекламодатель, которым в силу пункта 5 статьи 3
Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ИП К.
Согласно части 7 статьи 38
ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности, частью 1 статьи 28
Закона, несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3
Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть МАУ "Р".
В соответствии с указанными выше фактами: - реклама ИП К. как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе", т.к. не содержит обязательного наименования лица, предоставляющего финансовую услугу; - реклама МАУ "Р" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе", т.к. реклама не содержит обязательного наименования лица, предоставляющего финансовую услугу.
На заседании Комиссии ИП К. пояснил, что увидел в какой-то областной газете рекламу, которую позже взял за основу для рекламирования товара, им реализуемого, подкорректировал ее и обратился в редакцию районной газеты "Р" для ее опубликования. Т.к. реклама, послужившая основой для его собственной рекламы, не содержала в себе информацию о лице, оказывающем услуги кредитования, то и реклама, позже подкорректированная им, не содержала данной информации. ИП К. полностью согласился с допущенным им нарушением, которое было допущено по причине неознакомления с рекламным законодательством, пообещал впредь не допускать подобного нарушения. А представитель МАУ "Р" по доверенности <...> пояснила, что ИП К. был предупрежден о том, что за содержание объявлений и рекламы ответственность несет рекламодатель, т.е. он, и данное предупреждение имеется в каждом номере газеты, в связи с чем редакция посчитала, что свои обязательства перед заказчиками и читателями в отношении добросовестной рекламы она выполнила. Также сообщила, что с рекламодателями осуществляет работу <сотрудница редакции>, это отражено в ее должностных обязанностях, и что с ИП К. уже согласовано внесение изменений в текст рекламного объявления. Пообещала, что подобное нарушение рекламного законодательства со стороны МАУ "Р" не повторится.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу рекламодателя - ИП К., распространяемую рекламораспространителем - МАУ "Р" в районной газете "Р" № 14 (11737) от 04 февраля 2012 года, на 4, странице, в которой говорится: "Магазин "С" предлагает металлочерепицу "Каскад", "СуперМонтеррей" - 260 р./кв. м, профнастил С10 - 233 р./кв. м, профнастил Н21 - 255 р./кв. м, лист гладкий - 231 р./кв. м. Большая цветовая гамма, доставка любой длины, кредит. Обр.: <...>", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5
, ч. 1 ст. 28
ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
2. Выдать ИП К. и МАУ "Р" предписания
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3
КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
от 14 марта 2012 года
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя: - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: - начальника отдела Р.Б. Маргиева,
- специалиста-эксперта Т.С. Амелькиной,
на основании своего решения
от 14 марта 2012 г. по делу № 13 о признании ненадлежащей рекламы: "Магазин "С" предлагает металлочерепицу "Каскад", "СуперМонтеррей" - 260 р./кв. м, профнастил С10 - 233 р./кв. м, профнастил Н21 - 255 р./кв. м, лист гладкий - 231 р./кв. м. Большая цветовая гамма, доставка любой длины, кредит. Обр.: <...>", распространяемой в районной газете "Р" № 14 (11737) от 04 февраля 2012 года, на 4 странице, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33
, частями 1
, 3 статьи 36
Федерального закона "О рекламе", пунктами 44
, 45
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. МАУ "Р" (<...>) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, которая содержит нарушения ч. 1 ст. 28
ФЗ "О рекламе".
2. МАУ "Р" (<...>) представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1
настоящего предписания до 30 марта 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5
КоАП РФ наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.