Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 июня 2012 г. № 172-рп

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ

В соответствии со статьей 6 Закона Новосибирской области от 07.10.2011 № 112-ОЗ "О бюджетном процессе в Новосибирской области", постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 191-п "О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов":
1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке предложений в проект областного бюджета Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке проектов местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Горнина Л.В.

Губернатор Новосибирской области
В.А.ЮРЧЕНКО





Одобрены
распоряжением
Правительства Новосибирской области
от 18.06.2012 № 172-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ

I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны Правительством Новосибирской области в целях подготовки проекта областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) на очередной среднесрочный период и являются документом, содержащим цели и задачи, для достижения и решения которых предусматриваются бюджетные ассигнования и формируются межбюджетные отношения с муниципальными образованиями.
Основные направления бюджетной и налоговой политики позволяют субъектам бюджетного планирования определить ориентиры в бюджетной и налоговой сфере на трехлетний период, что будет способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Новосибирской области.
Основные направления бюджетной и налоговой политики подготовлены на основе действующего федерального и регионального налогового законодательства, с учетом преемственности целей и задач, поставленных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.
Основные задачи, поставленные в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, были нацелены на обеспечение социальной и экономической стабильности региона. Поэтому в основу плана социально-экономического развития Новосибирской области и областного бюджета был положен сценарий устойчивого роста экономики.
Меры по обеспечению улучшения экономической ситуации и усилению социальной поддержки граждан, принятые Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Новосибирской области, привели к ощутимым положительным результатам.
Итоги 2011 года и пяти месяцев 2012 года как в целом по России, так и в Новосибирской области свидетельствуют о стабильном и устойчивом развитии экономики региона.
По итогам 2011 года индекс промышленного производства составил 106,4%, превысив среднероссийский показатель почти на 2%.
В консолидированный бюджет области в 2011 году поступило более 91 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с 2010 годом темп роста собственных доходов консолидированного бюджета области составил 114,7%, что свидетельствует в целом об оптимистичном сценарии дальнейшего развития экономики Новосибирской области.
Динамика собственных доходов консолидированного бюджета с учетом поступлений 5 месяцев 2012 года позволяет прогнозировать темпы роста поступления собственных доходов в текущем году более 115% к уровню прошлого года.
С учетом сложившихся положительных тенденций в экономике, основными задачами органов государственной власти Новосибирской области на ближайшую трехлетнюю перспективу, помимо сохранения социальной стабильности и обеспечения полноценной социальной защиты населения, будут являться усиление инвестиционной политики, стимулирование инновационной деятельности и спроса на инновации в экономике. Решение обозначенных задач будет способствовать увеличению налогового потенциала, формированию стабильной доходной базы для качественного выполнения государственных обязательств перед обществом.

II. Налоговая политика

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Необходимость сохранения высоких темпов инвестиционной активности и стимулирования инновационной деятельности требует предсказуемости налоговой нагрузки для субъектов экономической деятельности, а в отдельных случаях - снижения в удельном выражении.
Основной целью налоговой политики Новосибирской области на 2013 - 2015 годы, напрямую связанной с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, является увеличение доходного потенциала налоговой системы и повышение уровня собственных доходов бюджета области при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков и граждан.





Для активизации деятельности добровольной пожарной охраны, вышеуказанным Законом предусматривается установление мер государственной поддержки добровольных пожарных, членов их семей и работников добровольной пожарной охраны. А именно - денежных компенсаций, единовременных пособий, личного страхования, материального стимулирования деятельности.

Совершенствование системы межбюджетных отношений

В 2012 году успешно решены задачи, обозначенные основными направлениями бюджетной политики, а именно:
1. Фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений сформированы с учетом изменения состава и стоимости полномочий органов местного самоуправления, обусловленного изменением федерального законодательства.
2. Законом Новосибирской области от 07.11.2011 № 132-ОЗ "О единых нормативах отчислений в бюджеты муниципальных образований Новосибирской области от налога на доходы физических лиц и межбюджетных трансфертах между областным бюджетом Новосибирской области и бюджетами муниципальных образований Новосибирской области" утверждены:
новая методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в Новосибирской области (исходя из численности жителей и доходов местных бюджетов), устанавливающая одинаковый уровень бюджетной обеспеченности для каждого типа муниципального образования.
единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц для муниципальных районов и городских округов в размере, необходимом для соблюдения требований части 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Сохранена практика наделения органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности, способствующая укреплению сотрудничества между муниципальными районами и поселениями при решении вопросов местного значения.
4. Проводимая работа по соблюдению муниципальными образованиями основных условий предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из областного бюджета Новосибирской области и осуществлению мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов позволяет делать вывод об улучшении деятельности органов местных бюджетов в указанных процессах.
В ближайшие три года бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет направлена на решение следующих ключевых задач:
стимулирование муниципальных образований к развитию собственной доходной базы;
повышение бюджетной обеспеченности муниципальных образований с низкой численностью населения;
повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов в использовании полученных межбюджетных трансфертов с одновременным повышением ответственности за результативность и эффективность их использования;
обеспечение стабильности и предсказуемости во взаимоотношениях между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Продолжение политики по стимулированию муниципальных образований к наращиванию собственного доходного потенциала остается важнейшей задачей, от реализации которой зависит успешность существования местного самоуправления на территории Новосибирской области. Реализация данной задачи предполагается по следующим направлениям:
внесение изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусматривающих для муниципальных образований, чей темп роста доходов превышает среднеобластное значение, сохранение при расчете дотации части собственных доходов, обусловленных позитивной динамикой в экономике;
будет продолжена практика выделения стимулирующих субсидий муниципальным образованиям, достигшим наилучших результатов в социальном и экономическом развитии.
Получателями субсидий смогут быть как муниципальные районы, так и городские округа Новосибирской области.
Кроме этого, изменения коснутся и критериев отбора: в перечень индикаторов, используемых для расчета показателя, предполагается включение дополнительных индикаторов, характеризующих экономическое развитие муниципальных образований, качество жизни, инфраструктурное развитие, эффективность муниципального управления.
Низкая численность населения в ряде районов Новосибирской области объективно понижает их экономический, налоговый и трудовой потенциал. В связи с этим одной из задач, стоящих при выстраивании политики в сфере межбюджетных отношений на ближайшие три года, будет являться повышение бюджетной обеспеченности муниципальных районов с низкой численностью населения.
Анализ практики предоставления местным бюджетам и использования полученных ими целевых межбюджетных трансфертов за последние годы показал следующее:
узкоцелевая направленность каждого трансферта существенно ограничивает оперативные возможности органов местного самоуправления по выбору направлений их расходования, что приводит к образованию и накоплению остатков неиспользованных трансфертов;
большое количество целевых трансфертов, каждый из которых имеет свои классификационные признаки, нормативную базу и требует обособленного учета в местных бюджетах, приводит к не всегда обоснованному росту трудозатрат на их администрирование со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;
у органов местного самоуправления сохраняется стремление технически "освоить" выделенные средства, нежели обеспечить их эффективное использование.
В связи с вышеизложенным актуальной задачей на ближайшие три года является укрупнение межбюджетных трансфертов с увеличением доли нецелевых межбюджетных трансфертов с одновременным введением по всем целевым трансфертам показателей результативности и эффективности их использования.
В целях стимулирования повышения эффективности и качества организации и осуществления бюджетного процесса на муниципальном уровне по-прежнему особое внимание будет уделяться работе с высокодотационными муниципальными образованиями, направленной на повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления, улучшение финансовых показателей местных бюджетов, а также контролю за соблюдением основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Кроме этого, будет продолжена практика наделения органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности, способствующая укреплению сотрудничества между муниципальными районами и поселениями при решении вопросов местного значения.
Одним из направлений межбюджетных отношений между областным и местными бюджетами Новосибирской области является бюджетное кредитование местных бюджетов из областного бюджета Новосибирской области.
В связи с необходимостью модернизации инфраструктурных объектов на территории Новосибирской области, в том числе находящихся в собственности муниципальных образований (объекты социальной инфраструктуры, коммунальное хозяйство, дороги и т.д.) в плановом периоде предполагается увеличить срок предоставления бюджетных кредитов на эти цели до трех лет. Обязательным условием рассмотрения возможности предоставления бюджетного кредита на такой срок должно являться наличие принятого трехлетнего бюджета муниципального образования.

Бюджетная политика в сфере управления
государственным внутренним долгом

Политика Новосибирской области по управлению государственным долгом направлена на обеспечение сбалансированности бюджета области путем осуществления заимствований в рамках утвержденной Программы государственных внутренних заимствований Новосибирской области. Одна из главных целей управления государственным долгом области - минимизация стоимости обслуживания долговых обязательств, в рамках достижения которой с 2011 года кредитные ресурсы привлекаются в форме открытых аукционов в электронной форме.
Одним из итогов комплексной оценки менеджмента области, в том числе управления государственным долгом, стало повышение долгосрочных рейтингов Новосибирской области по международной шкале до уровня "ВВ+" и по национальной шкале - до уровня "АА (rus)".
Бюджетная политика на 2013 - 2015 годы также должна исходить из необходимости минимизации уровня дефицита областного бюджета и государственного внутреннего долга Новосибирской области. Необходимо обеспечить сохранение уже достигнутых и сложившихся результатов управления государственным долгом Новосибирской области в условиях реализации новых направлений использования финансовых ресурсов.
Долговая политика Новосибирской области опирается на принципы управления ликвидностью бюджета с учетом сезонной неравномерности поступления доходной части бюджета области и необходимости своевременного ритмичного исполнения расходных обязательств. Определение источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в сопоставимой срочности с направлениями использования заемных ресурсов: сроками реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, под финансирование которых предполагается осуществлять заимствования, а также с учетом сроков погашения уже имеющихся долговых обязательств.
В целях повышения результативности и эффективного использования средств бюджетная политика в сфере управления государственным внутренним долгом Новосибирской области на период 2013 - 2015 годы направлена на:
1. Осуществление государственных заимствований, в максимальной степени отвечающих потребностям области, для поддержания оптимальной структуры государственного внутреннего долга.
2. Проведение сдержанной долговой политики Новосибирской области с выраженной экономико-инвестиционной направленностью.
3. Оперативное реагирование в условиях изменения конъюнктуры финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований, исходя из достижения цели сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств.
4. Продолжение предоставления государственной поддержки в форме государственных гарантий Новосибирской области в связи с актуальностью и востребованностью данного долгового инструмента в целях стимулирования важных для Новосибирской области проектов инвестиционного характера.
5. Формирование в бюджетной системе Новосибирской области финансовых резервов с целью эффективного преодоления кассовых разрывов, обусловленных цикличными экономическими изменениями.
6. Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов Новосибирской области.
7. Обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики Новосибирской области.
Таким образом, взвешенные мероприятия в сфере управления государственным долгом области позволят повысить уровень управляемости бюджетом в целом, эффективнее решать проблемы несбалансированности его исполнения. Способность предотвращать риски кассовых разрывов путем проведения четко выверенной, экономически обоснованной долговой политики будут определять эффективность деятельности органов власти в вопросах управления бюджетными рисками.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru