Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2011 года

Волгоградский областной суд в составе:
судьи Самошкина С.А.,
при секретаре Я.А.О.,
с участием прокурора Джаналиевой Э.Р.,
представителя заявителя С.А.В. - В.С.М.,
представителя Администрации Волгоградской области Я.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 мая 2011 года гражданское дело по заявлению представителя С.А.В. - В.С.М. о признании недействующим в части постановления Администрации Волгоградской области от 26 октября 2009 г. № 386-п "О реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области",

установил:

В.С.М. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению: пункты 2.3, 2.4, 2.5 Порядка реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области (далее - Порядок), утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 26 октября 2009 г. № 386-п "О реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области".
В обоснование требований указано, что оспариваемые положения областного нормативного акта противоречат положениям статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", возлагают на продавца земельного участка дополнительные обязанности и устанавливают ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения помимо установленных федеральным законодательством.
В судебном заседании В.С.М., действующий на основании доверенности С.А.В., заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Прокурор Волгоградской областной прокуратуры Джаналиева Э.Р. заявленные В.С.М. требования поддержала в полном объеме и просила об их удовлетворении судом.
Представитель Администрации Волгоградской области Я.А.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал. Возражая против заявленных представителем С.А.В. - В.С.М. требований, Я.А.А. полагает их не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, то есть Главе Администрации Волгоградской области, несмотря на то, что оспаривается нормативный правовой акт, принятый Администрацией Волгоградской области и лишь подписан Главой Администрации; в оспариваемом Порядке указаны лишь те сведения и документы, которые необходимы для своевременной и правильной реализации преимущественного права покупки субъектом Российской Федерации земельного участка, и которые федеральный законодатель имел в виду, но не указал в статье 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 г., а потому оспариваемый Порядок и федеральный закон не содержат противоречий; С.А.В. в Администрацию по поводу продажи земельного участка не обращался, его права еще не нарушены, а потому заявлять требования об оспаривании нормативного правового акта у него нет оснований.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя Администрации Волгоградской области, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пп. "о" п. 1 ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В подпунктах "в" и "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ определено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" названный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятие их в государственную или муниципальную собственность.
В п. 2 ст. 1 данного Федерального закона оговорено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в п. 5 ст. 1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 указано на то, что принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Статья 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует вопросы, связанные с куплей-продажей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 предусмотрено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
В пункте 2 названной статьи оговорено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
На уровне субъекта РФ (в редакции Закона Волгоградской области от 30 марта 2011 г. № 2167-ОД) действует Закон Волгоградской области № 855-ОД от 17 июля 2003 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области".
Часть 2 статьи 6 названного областного Закона повторяет правила, установленные федеральным законом. Согласно названной норме продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Администрацию Волгоградской области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Оспариваемым представителем С.А.В. - В.С.М. постановлением Администрации Волгоградской области от 26 октября 2009 г. № 386-п "О реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области", принятым в соответствии с вышеназванными федеральным и областным законами, утвержден Порядок реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области.
Названный нормативный акт опубликован в газете "Волгоградская правда" № 208 06 ноября 2009 года и вступил в силу с указанного времени. Редакция нормативного акта не менялась.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка к извещению о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения прилагаются следующие документы:
а) копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право собственности на продаваемый земельный участок;
б) копия кадастрового паспорта земельного участка (копия выписки из государственного кадастра недвижимости);
в) доверенность, в случае если от имени собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения выступает его представитель.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка, Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области (далее Комитет), который выступает покупателем земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения от имени Волгоградской области, в течение пяти дней со дня поступления документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие требованиям действующего законодательства и настоящего Порядка.
К Порядку имеется приложение, устанавливающее форму извещения о намерении продать земельный участок.
Согласно пункту 2.5 Порядка, в случае несоответствия извещения и приложенных к нему документов требованиям действующего законодательства и настоящего Порядка Комитет оставляет извещение без рассмотрения, о чем в двухнедельный срок со дня поступления извещения в Комитет направляет продавцу уведомление.
Обязательность соблюдения продавцом земельного участка формы извещения Администрации области, установленной в приложении к Порядку, предписана пунктами 2.2 и 2.6 Порядка.
Анализ вышеприведенных нормативных актов приводит к следующим выводам.
Как указано выше, в пункте 2 статьи 1 ФЗ № 101-ФЗ от 24 июля 2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обозначен перечень нормативных актов, регламентирующих правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. На уровне субъекта Российской Федерации правовое регулирование осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Иные правовые акты субъекта, такие как постановления администрации, в названной норме Федерального закона не упоминаются. В пункте 5 той же статьи названного Федерального закона законодателем акцентировано внимание на недопустимость принятия субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Разъясняя вопросы, возникшие у судов при рассмотрении дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, в пункте 17 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Пленум Верховного Суда Российской Федерации акцентировал внимание на необходимость выяснения порядка принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа на издание нормативно-правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты. Если будет установлено, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, суд вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Обстоятельство того, что правоотношения продавца земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и имеющего преимущественное право покупки этого участка субъекта Российской Федерации могут быть регламентированы на уровне субъекта Российской Федерации законом субъекта, но не постановлением областной Администрации, является основанием для удовлетворения заявления представителя С.А.В.
Вместе с тем, Администрация Волгоградской области, в соответствии с положениями статей 39 и 41 Устава Волгоградской области, принятого на основании Конституции Российской Федерации, вправе принимать нормативные акты в форме постановлений, регламентирующих распределение функций между подразделениями Администрации.
Поэтому оснований для признания противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению тех положений Порядка, которые касаются распределения функций между структурными подразделениями Администрации, связанных с реализацией преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области, утвержденного постановления Администрации Волгоградской области от 26 октября 2009 г. № 386-п "О реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области", не имеется.
Кроме того, анализ вышеприведенных нормативных актов выявляет еще и то обстоятельство, что Порядком для продавца земельного участка установлены дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, о недопустимости установления которых прямо указано в пунктах 2 и 5 статьи 1 ФЗ № 101-ФЗ от 24 июля 2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", что также является основанием для удовлетворения заявления представителя С.А.В.
В силу вышеизложенною суд находит необходимым признать недействующими пункты 2.3, 2.4, 2.5, а также пункты 2.2, 2.6 Положения в той части, в которой на продавца земельного участка возлагаются дополнительные обязанности помимо установленных пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года и статьей 6 Закона Волгоградской области № 855-ОД от 17 июля 2003 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области".
Названными нормами федерального и областного законов не предусмотрены: обязанность продавца подавать извещение по какой-то конкретно-определенной определенной форме; прилагать к извещению копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право собственности на продаваемый земельный участок, копию кадастрового паспорта земельного участка (копию выписки из государственного кадастра недвижимости), доверенность, в случае если от имени собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения выступает его представитель; в случае несоответствия извещения и приложенных к нему документов, установленных Порядком оставлять извещение продавца без рассмотрения.
Поскольку приложение к 1 Порядку реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области содержит обязательную для продавца земельного участка форму извещения, содержащую реквизиты и приложения, указанные в оспариваемых пунктах Порядка, названное приложение также надлежит признать недействующим и не подлежащим применению.
Возражения представителя Администрации Волгоградской области Я.А.А. против заявленных представителем С.А.В. - В.С.М. требований нельзя признать состоятельными.
Возражение о том, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, то есть Главе Администрации Волгоградской области, несмотря на то, что оспаривается нормативный правовой акт, принят Администрацией Волгоградской области и лишь подписан Главой Администрации, несостоятельно, так как в заявлении четко обозначен нормативный правовой акт, который оспаривается. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что требования по оспариванию нормативного правового акта адресует Администрации Волгоградской области. Судом к участию в деле на стадии принятия заявления к производству суда привлечена Администрация Волгоградской области, представителем которой является Я.А.А., имеющий соответствующие полномочия, закрепленные в доверенности.
Возражение о том, что в оспариваемом Порядке указаны лишь те сведения и документы, которые необходимы для своевременной и правильной реализации преимущественного права покупки Администрацией Волгоградской области земельного участка, и которые федеральный законодатель имел в виду, но не указал в статье 8 Федерального закона № 101-ФЗ от 24 июля 2002 г., а потому оспариваемый Порядок и Федеральный закон не содержат противоречий, нельзя признать состоятельным, как основанное на неправильном толковании закона.
Возражение о том, что С.А.В. в Администрацию по поводу продажи земельного участка не обращался, о том, что его права еще не нарушены, а потому заявлять требования об оспаривании нормативного правового акта у него нет оснований, также несостоятельно, так как такое возражение противоречит положениям ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, а также ст. 12 ГК РФ, устанавливающей одним из способов защиты гражданских прав пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу их нарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление представителя С.А.В. - В.С.М. о признании недействующим в части постановления Администрации Волгоградской области от 26 октября 2009 г. № 386-п "О реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области" удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу:
пункт 2.2 в части слов: "... по форме согласно приложению.";
пункты 2.3, 2.4, 2.5;
пункт 2.6 в части слов: "... и настоящего Порядка..." утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 26 октября 2009 г. № 386-п "О реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области" Порядка реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу приложение к Порядку реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность Волгоградской области.
Сообщение о принятом решении по его вступлении в законную силу опубликовать в газете "Волгоградская правда".
Взыскать, на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, с Администрации Волгоградской области в пользу представителя С.А.В. - В.С.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья Волгоградского
областного суда
САМОШКИН С.А.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru