Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу № А12-21321/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17.05.2012 г., полный текст решения изготовлен 24.05.2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик Инны Васильевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Губернатора Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210) об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (ОГРН 1063444061230, ИНН 3444137429), муниципальное унитарное предприятие "Городское управление капитального строительства" администрации Волгограда (ОГРН 1023403430380, ИНН 3434000584) и Администрация Волгоградской области (ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - С., представитель по доверенности <...>;
от ответчика - М., представитель по доверенности <...>;
от ГУ "Волгоградский центр энергоэффективности" - К., представитель по доверенности <...>;
остальные - не явились, извещены;

установил:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Волгоградского УФАС РФ № 11-01-15-03/405 принято 22.09.2011, а не 08.09.2011.

Глава Администрации Волгоградской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС, ответчик) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской от 08 сентября 2011 года по делу № 11-01-15-03/405 в части признания Главы Администрации Волгоградской области нарушившим п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" и выданного Главе Администрации Волгоградской области предписания от 08 сентября 2011 года по делу № 11-01-15-03/405.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности", муниципальное унитарное предприятие "Городское управление капитального строительства" администрации Волгограда и Администрация Волгоградской области.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2012 г., производство по данному делу в судебном заседании было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу А12-20566/2011.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 года решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03.02.2012 г. по делу № А12-20566/2011 оставлено без изменения.
Определением Арбитражного суда от 27.04.2012 г. производство по делу возобновлено.
Определением Арбитражного суда от 17.05.2012 г. произведена процессуальная замена заявителя - Главы Администрации Волгоградской области на Губернатора Волгоградской области.
Заявление мотивировано тем, что Глава Администрации Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку предоставление денежных средств МУП осуществлялось на основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 г. № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области", решения о предоставлении денежных средств принимались Советом по энергосбережению Волгоградской области. В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", финансирование энергосберегающих мероприятий субъектом РФ должно осуществляться в рамках региональной целевой программы. Порядок реализации этих мероприятий должен быть установлен нормативным правовым актом органа исполнительной власти Волгоградской области. Вследствие чего, заявитель полагает, что предписание обязывает принять нормативный правовой акт, предусматривающий расходование средств специального счета на предоставление государственных преференций. Также заявитель полагает, что антимонопольный орган не доказал, что в результате действий Главы Администрации по предоставлению государственной преференции МУП "ГУКС" были нарушены конкретные права коммерческих организаций, которым было отказано в предоставлении целевых средств на реализацию мероприятий по энергосбережению.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения.
Представитель ГУ "Волгоградский центр энергоэффективности" поддерживает позицию заявителя.
Представитель УФАС по Волгоградской области с требованиями заявителя не согласен, просит отказать в удовлетворении, по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной на основании представленных УБЭП ГУВД по Волгоградской области материалов, УФАС России по Волгоградской области вынесены решение от 08 сентября 2011 года по делу № 11-01-15-03/405 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 08 сентября 2011 года по делу № 11-01-15-03/405.
Пунктом 1 решения, действия Главы Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности", выразившиеся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем предоставления денежных средств на финансирование МУП "ГУКС" по заключенному ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" и МУП "ГУКС" дополнительному соглашению от 22.03.2010 г. № 2 к договору № 31 от 18.08.2008 г. о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности", признаны нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Кроме того, в соответствии с п. 3 решения Главе Администрации Волгоградской области выдано предписание № 11-01-15-03/405-1 от 08.09.2011 г., направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Глава Администрации в срок до 17.11.2011 г. обязан прекратить нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, путем предоставления денежных средств на финансирование энергосберегающих мероприятий коммерческой организации МУП "ГУКС" по заключенному ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" и МУП "ГУКС" дополнительному соглашению от 22.03.2010 г. № 2 к договору № 31 от 18.08.2008 г. о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности", а именно принять меры по направлению в ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" документа, устанавливающего применение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", при предоставлении МУП "ГУКС" государственной преференции.
Не согласившись с выводами, изложенными в оспариваемом решении и предписании, заявитель обратился с жалобой о признании незаконным и отмене указанных актов.
В соответствии с п. п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам или организациям, осуществляющим функции указанных органов, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 названного Федерального закона.
Для квалификации действий по части 1 указанной статьи необходимо установить запрещенные законом и совершенные государственным органом действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Данный запрет установлен в целях предупреждения негативного вмешательства указанных в данной статье властных субъектов в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В силу п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, является государственной или муниципальной преференцией.
Порядок предоставления государственной или муниципальной помощи установлен в главе 5 Закона о защите конкуренции.
Государственная и муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа (ст. 20 Закона о защите конкуренции).
В ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий список целей, на которые может предоставляться государственная и муниципальная помощь.
Таким образом, муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа на цели, определенные ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.
В связи с чем, суд считает заслуживающим внимания доводы заявителя о том, что получение согласия антимонопольного органа в порядке ст. 20 Закона о защите конкуренции в отношении финансирования мероприятий, не отнесенных ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции к числу целей предоставления государственных преференций, названным Законом не предусмотрено.
Предметом рассмотрения дела № 11-01-15-03/405 о нарушении антимонопольного законодательства явилось соблюдение требований Закона о защите конкуренции Главой Администрации Волгоградской области и ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" при использовании целевых средств на финансирование приобретения энергосберегающего оборудования для коммерческой организации МУП "ГУКС" в 2010 г. посредством их перечисления со специального счета ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности".
Из материалов дела следует, что на основании заключенного между ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" и МУП "ГУКС" договора № 31 от 18.08.2008 г. и заключенных дополнительных соглашений от 07.10.2008 г., 01.12.2008 г., от 22.03.2010 г. № 2 ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" были предоставлены денежные средства, являющиеся внебюджетными целевыми средствами, на проведение мероприятий по энергосбережению на основании правового акта Главы Администрации Волгоградской области постановления № 1145 от 15.09.2006 г., что квалифицировано антимонопольным органом как нарушение Закона о защите конкуренции, поскольку в данном случае происходило финансирование энергосберегающих мероприятий на объектах коммерческих организаций без предварительного согласия антимонопольного органа.
Между тем, суд считает указанную позицию УФАС России по Волгоградской области несостоятельной в силу следующего.
Статьей 7 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации; осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" создано постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19.07.2006 г. № 878 "О создании государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности".
Пунктами 4, 5 указанного постановления на государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" возложены функции по открытию счета для аккумулирования средств для финансовой поддержки энергосберегающей политики в регионе и управлению средствами специального счета Региональной службы по тарифам Волгоградской области, созданного на основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 20.05.1999 г. № 357 "О специальном счете Региональной службы по тарифам Волгоградской области".
В соответствии с п. 2.3 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций и вправе обращаться в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций.
Согласно п. 3.2 и 3.3 указанного Положения, размер отчислений на формирование целевых средств, составляет один процент от стоимости отпущенной электрической и (или) тепловой энергии и стоимости услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями.
Указанные отчисления не являются денежными средствами энергоснабжающих организаций и должны перечисляться на специальный счет ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Специальный счет энергосбережения в соответствии с п. 2.1 Положения был открыт в целях проведения организациями мероприятий по энергосбережению на территории Волгоградской области за счет внебюджетных источников.
Порядок использования целевых средств определен постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 г. № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области".
Как следует из постановления, оно принято во исполнение положений, установленных Федеральным законом от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях упорядочения механизма формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в регионе, комплексного решения вопросов рационального использования топливно-энергетических ресурсов и осуществления контроля за выполнением мероприятий по повышению энергоэффективности на территории Волгоградской области, реализации утвержденных программ энергосбережения Волгоградской области, увеличения объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29.12.2010 г. № 1990 в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 г. № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" внесены изменения, а именно Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, Состав Совета по энергосбережению Волгоградской области, Положение о Совете по энергосбережению Волгоградской области изложены в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3.
Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что Совет по энергосбережению Волгоградской области, действующий на основании Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области, согласовывает мероприятия по энергосбережению, определяет размеры целевых средств, направляемых на финансирование этих мероприятий, и возмездность (безвозмездность) их предоставления, утверждает отчет государственного учреждения Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" по управлению целевыми средствами.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2011 г. по делу № А12-2133/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2011 г., п. 2.1 - 2.3, 3.1, абзацы 1, 3 - 10 пункта 3.2, пункты 3.3, 4.1 - 4.4 раздела 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергоснабжающей политики в Волгоградской области, абзац 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергоснабжению Волгоградской области признаны недействующими.
В силу ч. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда. Принимая во внимание, что на момент заключения и исполнения договора с МУП "ГУКС" названные пункты Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области являлись действующими, суд апелляционной инстанции считает, что признание в последующем их недействующими не может служить основанием для признания позиции антимонопольного органа правомерной.
В рамках дела № А12-2133/2011 судами обеих инстанций не опровергнуто, что средства, находящиеся на специальном счете ГУ ВО "Волгоградской центр энергоэффективности", являются внебюджетными средствами.
В этой связи, суд приходит к выводу, о том, что целевые средства, предоставленные МУП "ГУКС", не являлись предоставлением государственной преференцией, на предоставление которой необходимо получение согласия антимонопольного органа.
При этом создание ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности", а равно как и Совета по энергоснабжению Волгоградской области не признано в судебном порядке незаконным.
Таким образом, ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" и Совет по энергосбережению не обладают полномочиями по организации и проведению иных мероприятий по энергосбережению, сопряженных с финансовыми обязательствами, кроме предусмотренных Федеральным законом от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом Глава Администрации лишь возглавлял Совет, к его полномочиям относилось процедурное руководство заседаниями Совета. Глава Администрации не совершал никаких действий по предоставлению преференций. Все решения принимались Советом.
Как следует из решения по делу № 11-01-15/03/405, УФАС по Волгоградской области пришло к выводу, что предоставление целевых средств на безвозмездной основе обеспечивает МУП "ГУКС" более выгодные условия предпринимательской деятельности по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности.
Однако для признания Главы Администрации Волгоградской области нарушившим антимонопольное законодательство в форме предоставления преференции путем передачи денежных средств, УФАС необходимо установить наличие следующих обстоятельств: предоставление предприятию более выгодных условий деятельности на товарном рынке (то есть предоставление преимущества по сравнению с другими участниками рынка) и нарушение прав иных участников товарного рынка (потенциальных участников рынка).
В рассматриваемом случае решение не содержит сведений об оценке указанных обстоятельств и доказательств, с достоверностью подтверждающих факт предоставления организации более выгодных условий деятельности на товарном рынке, то есть факта предоставления преимущества по сравнению с другими участниками рынка.
При этом судом учтено, что Положение о порядке формирования и использования целевых средств, и в частности, п. 4.1, предусматривает заявительный характер обращения и рассмотрения заявок на получение средств.
Антимонопольный орган не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих об отказе какому-либо хозяйствующему субъекту в предоставлении целевых денежных средств для финансирования мероприятий по энергоснабжению либо о предоставлении таких средств не каждому лицу, соответствующему установленным требованиям, а также доказательств того, что после получения целевых денежных средств МУП "ГУКС" оказалось в более выгодных условиях деятельности на соответствующем товарном рынке по отношению к другим его участникам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что антимонопольный орган не доказал наличие правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решения и предписания, поскольку финансирование проводилось в целях и во исполнение полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении", Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что в силу положений п. 4 ч. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией.
Также суд учитывает, что оспариваемое предписание обязывает Главу Администрации принять нормативный правовой акт, предусматривающий расходование средств специального счета на предоставление государственных преференций. При этом, в силу п.п. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" УФАС не может обязать орган государственной власти определять, каким образом указанный орган должен реализовывать свои полномочия в рассматриваемой сфере, поскольку, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", вопросы разработки и реализации программ энергосбережения находятся в сфере ведения субъекта РФ и разрешаются им самостоятельно.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210) от 08 сентября 2011 года по делу № 11-01-15-03/405 в части признания Главы Администрации Волгоградской области нарушившим п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210) от 08 сентября 2011 года по делу № 11-01-15-03/405.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
И.В.КУЛИК





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru