Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2012 г. № 695

О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
НА 2012-2022 ГОДЫ

Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Одобрить Концепцию семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга до 01.12.2012 подготовить и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга План мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Концепции.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 627 "О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2007 № 1749 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 627".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанскую О.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко





ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 10.07.2012 № 695

КОНЦЕПЦИЯ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2012-2022 ГОДЫ

1. Введение

Современное российское общество является частью быстро изменяющегося и усложняющегося мира. Социально-экономические и общественные трансформации, экономическая нестабильность, возрастание неопределенности и социальных рисков влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Семья как социальный институт, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения, имеет место трансформация моделей брака и рождаемости, меняется содержание родительских ролей и функций. Возрастают требования общества к воспитанию и социализации детей, компетентности личности в различных сферах социальной практики.
В этих условиях важную роль приобретает эффективная семейная политика, содержащая целостную систему мер нормативно-правового, организационно-управленческого, кадрового, финансово-экономического, информационно-просветительского характера, направленных на поддержание устойчивости институтов семьи и брака как факторов стабильности и устойчивости общества в целом.
Семья является основой развития и сохранения нации, духовного и материального благополучия граждан, социальным институтом рождения и воспитания детей, опорой в старости и болезни. Семья представляет безусловную и непреходящую ценность в жизни каждого человека, была и остается естественной средой для развития и благополучия всех ее членов, особенно детей, наиболее полно удовлетворяющей потребности человека формой организации жизни в обществе.
Концепция семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 годы (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере регулирования процессов социального развития семьи. Необходимость разработки Концепции обусловлена наличием острых проблем в демографической структуре населения, общественном здоровье, снижением потенциала трудовых ресурсов, деформацией семейной структуры, распространением социального неравенства и напряженности в обществе, потребностью семьи в социальной поддержке, а также взаимообусловленностью и многофакторностью влияния социальных проблем на оптимальное функционирование семьи.
Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие семьи в Санкт-Петербурге, позволяет оценить эффективность деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем семьи.
Нормативно-правовая база семейной политики Санкт-Петербурга включает международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты, в которых определены приоритеты государственной семейной политики. Концепция основывается на Конституции Российской Федерации, которая гарантирует защиту государством материнства, детства и семьи, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, законах Санкт-Петербурга и постановлениях Правительства Санкт-Петербурга, направленных на поддержку семьи и детей.
Концепция является составной частью семейной политики Российской Федерации, реализуется на основе законодательно установленного разделения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на период до 2012 года, а также между городским и муниципальным уровнем власти, учитывает положения и выводы Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 627 (далее - Концепция семейной политики на 2007-2011 годы), Концепции демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 № 1539, Программы "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 № 577, а также учитывает особенности социально-экономического и демографического развития Санкт-Петербурга. Семейная политика является частью региональной социально-экономической политики, представленной в Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 № 275. Концепция закрепляет и развивает результаты, достигнутые в Санкт-Петербурге в ходе реализации Концепции семейной политики на 2007-2011 годы.
Концепция содержит современные подходы к решению вопросов социального развития семьи - системный, ресурсный, семейно-центрированный и государственно-общественный.
Системный подход рассматривает семью как самостоятельную социальную систему, одновременно являющуюся частью более широких систем: ближайшего окружения, муниципального округа и района, населения города, общества в целом. Системный подход предполагает, что семья не только объект государственной поддержки и помощи, но и равноправный субъект взаимодействия с обществом, а отношения между семьей и обществом - это отношения взаимной ответственности. Преодоление патерналистских ожиданий, повышение правоспособности семьи, ее ответственности и компетентности, активности в организации собственной жизни и участия в жизни общества, влияния на проводимую социальную политику отвечают тенденциям жизни общества и определяют главный вектор семейной политики как содействие семейному функционированию, а не подмену государством семьи в выполнении ее функций.
Ресурсный подход позволяет оценить собственные возможности и резервы семьи, потенциал для ее развития. Семья обладает самостоятельностью и автономностью во внутренней жизни и в принятии решений о собственном развитии. Основу жизнедеятельности семьи составляет саморегуляция и собственные ресурсы. Семья, успешно реализующая свои основные функции, обладающая достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно решать свои проблемы, является основой развития современного общества. В то же время благополучие семьи может и должно быть поддержано с помощью использования внешних ресурсов всех уровней.
Семейно-центрированный подход предполагает оказание поддержки семье как целому с учетом охвата всех ее членов и сторон жизнедеятельности, комплексной оценки ресурсов. Данный подход в противовес индивидуализированной поддержке, оказываемой только одному члену семьи, преимущественно матери или ребенку, ориентирован на качественную поддержку всей системы детско-родительских, а также близких родственных отношений, направлен на улучшение семейной ситуации, что повышает вероятность позитивных сдвигов в положении всех членов семьи в настоящем и будущем. Активная роль отца и родительской семьи в структуре новой парадигмы ответственного родительства повысит солидарную ответственность родителей и семьи за рождение и воспитание детей.
Государственно-общественный подход предполагает разработку и реализацию всех общественно значимых программ, проектов и мероприятий семейной политики на основе сотрудничества, диалога и социального партнерства государства с общественными организациями, институтами гражданского общества, муниципальными образованиями, церковными объединениями, родительскими ассоциациями, движениями, сообществами. Семья имеет право привлекать внешние ресурсы как государственных, так и негосударственных организаций, а государство стремится создавать условия для развития общественных объединений и некоммерческих организаций, предоставляющих социально ориентированные услуги, и оказывает им ресурсную поддержку.
Роль государства заключается в максимально полном привлечении потенциала гражданского общества, работодателей, профсоюзов, церкви, политических партий, инициирующих и проводящих социальную политику, благоприятную для развития и укрепления ресурсного потенциала семьи, в создании условий для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, родительства и детства.
В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска, нуждающиеся во вмешательстве со стороны государства, необходимо переходить к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечения им соответствующих современных стандартов качества и уровня жизни.
Семейная политика является ядром социальной политики. Отношение общества к семье не может строиться по остаточному принципу. Любые преобразования в социально-экономической и политической сферах: реформы систем здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, молодежной политики, строительство жилья, политика занятости, развитие рынка труда, социального и пенсионного страхования, создание новых рабочих мест и развитие предпринимательства, развитие институтов гражданского общества, местного самоуправления, некоммерческих организаций, церковных объединений - должны рассматриваться с точки зрения их влияния на семью и детей.







Реализация Концепции предполагает три этапа.
На первом этапе (2012-2013 годы) предусматривается разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции; совершенствуется организационное, административно-правовое, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение реализации Концепции, разработка системы мониторинга хода реализации Концепции, включая доработку структуры индикаторов и показателей, оценку их значений; ознакомление руководителей и специалистов с основными концептуальными подходами и принципами семейной политики Санкт-Петербурга. На данном этапе определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере семейной политики.
На втором этапе (2014-2017 годы) планы и мероприятия в сфере семейной политики, разработанные в соответствии с основными направлениями Концепции, реализуются в основном объеме. Целевые программы корректируются с учетом возникающих новых задач и социальных рисков, при необходимости разрабатываются и внедряются новые программы, мероприятия, социальные услуги. В 2017 году проводится промежуточная оценка реализации Концепции и корректировка целей, задач, ожидаемых результатов.
На третьем этапе (2018-2022 годы) планы и мероприятия в сфере семейной политики реализуются в полном объеме. Корректировка планов и мероприятий направлена на закрепление достигнутых результатов, обеспечение устойчивости позитивных тенденций, подведение итогов реализации Концепции и подготовку новых перспективных направлений семейной политики на следующий период.

9. Ожидаемые результаты

Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
формирование устойчивых тенденций к повышению уровня брачности, снижения доли детей, рожденных вне брака;
снижение числа разводов в семьях, имеющих детей, снижение доли неполных семей в общей структуре семей;
формирование устойчивых тенденций к повышению рождаемости, росту числа семей, имеющих двух и более детей, увеличению доли многодетных семей в общей структуре семей;
рост численности детского населения и молодежи;
снижение смертности во всех возрастных группах, снижение смертности мужчин трудоспособного возраста, снижение материнской и младенческой смертности;
рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости во всех возрастных группах населения;
повышение качества и уровня жизни семей с детьми;
повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, рост реальных денежных доходов на основе развития рынка труда и повышения гарантий занятости населения, снижение социального неравенства;
развитие семейных форм трудовой деятельности;
повышение качества жизни семей с детьми на основе повышения комфортности среды проживания, расширение возможностей социальной адаптации всех типов семей;
повышение ценностей семьи, родительства, детей, семейного образа жизни, уровня ответственности родителей за детей;
снижение числа детей, находящихся в социально опасном положении;
снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания;
снижение социального неравенства в доступности социальных услуг, образования, здравоохранения для всех типов семей;
повышение удовлетворенности семейной жизнью;
повышение реализации репродуктивной и социализирующей функции семьи;
повышение качества оказания социальных услуг семьям и детям во всех организациях-субъектах системы профилактики.
На период действия перечня стандартов проживания в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 № 275 "О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года", в качестве критериев реализации Концепции используются значения нормативов стандарта в том случае, когда значения имеются в перечне стандартов, указанных в настоящем абзаце.

Принятые сокращения:
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения
ВПМ - величина прожиточного минимума
вуз - высшее учебное заведение
ГУ МВД РФ - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
ЗАГС - запись актов гражданского состояния
ИОГВ - исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга
ИППП - инфекции, передающиеся половым путем
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
МО - муниципальные образования
ОДН - отделения по делам несовершеннолетних
ОУ - образовательное учреждение
ППМС - психолого-педагогические и медико-социальные центры
Росстат - Федеральная служба государственной статистики
СМИ - средства массовой информации
СРЦН - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
ЦСПСиД - центры социальной помощи семье и детям
ЦСРИиДИ - центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru