ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2012 г. № 695
О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
НА 2012-2022 ГОДЫ
Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Одобрить Концепцию
семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга до 01.12.2012 подготовить и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга План мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Концепции
.
3. Признать утратившими силу:
постановление
Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 627 "О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы";
постановление
Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2007 № 1749 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 627".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанскую О.А.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 10.07.2012 № 695
КОНЦЕПЦИЯ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2012-2022 ГОДЫ
1. Введение
Современное российское общество является частью быстро изменяющегося и усложняющегося мира. Социально-экономические и общественные трансформации, экономическая нестабильность, возрастание неопределенности и социальных рисков влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Семья как социальный институт, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения, имеет место трансформация моделей брака и рождаемости, меняется содержание родительских ролей и функций. Возрастают требования общества к воспитанию и социализации детей, компетентности личности в различных сферах социальной практики.
В этих условиях важную роль приобретает эффективная семейная политика, содержащая целостную систему мер нормативно-правового, организационно-управленческого, кадрового, финансово-экономического, информационно-просветительского характера, направленных на поддержание устойчивости институтов семьи и брака как факторов стабильности и устойчивости общества в целом.
Семья является основой развития и сохранения нации, духовного и материального благополучия граждан, социальным институтом рождения и воспитания детей, опорой в старости и болезни. Семья представляет безусловную и непреходящую ценность в жизни каждого человека, была и остается естественной средой для развития и благополучия всех ее членов, особенно детей, наиболее полно удовлетворяющей потребности человека формой организации жизни в обществе.
Концепция семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 годы (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере регулирования процессов социального развития семьи. Необходимость разработки Концепции обусловлена наличием острых проблем в демографической структуре населения, общественном здоровье, снижением потенциала трудовых ресурсов, деформацией семейной структуры, распространением социального неравенства и напряженности в обществе, потребностью семьи в социальной поддержке, а также взаимообусловленностью и многофакторностью влияния социальных проблем на оптимальное функционирование семьи.
Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие семьи в Санкт-Петербурге, позволяет оценить эффективность деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем семьи.
Нормативно-правовая база семейной политики Санкт-Петербурга включает международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты, в которых определены приоритеты государственной семейной политики. Концепция основывается на Конституции
Российской Федерации, которая гарантирует защиту государством материнства, детства и семьи, Гражданском кодексе
Российской Федерации, Семейном кодексе
Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, Уставе
Санкт-Петербурга, законах Санкт-Петербурга и постановлениях Правительства Санкт-Петербурга, направленных на поддержку семьи и детей.
Концепция является составной частью семейной политики Российской Федерации, реализуется на основе законодательно установленного разделения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на период до 2012 года, а также между городским и муниципальным уровнем власти, учитывает положения и выводы Концепции
семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 № 627 (далее - Концепция семейной политики на 2007-2011 годы), Концепции
демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 № 1539, Программы
"Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 № 577, а также учитывает особенности социально-экономического и демографического развития Санкт-Петербурга. Семейная политика является частью региональной социально-экономической политики, представленной в Концепции
социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 № 275. Концепция закрепляет и развивает результаты, достигнутые в Санкт-Петербурге в ходе реализации Концепции
семейной политики на 2007-2011 годы.
Концепция содержит современные подходы к решению вопросов социального развития семьи - системный, ресурсный, семейно-центрированный и государственно-общественный.
Системный подход рассматривает семью как самостоятельную социальную систему, одновременно являющуюся частью более широких систем: ближайшего окружения, муниципального округа и района, населения города, общества в целом. Системный подход предполагает, что семья не только объект государственной поддержки и помощи, но и равноправный субъект взаимодействия с обществом, а отношения между семьей и обществом - это отношения взаимной ответственности. Преодоление патерналистских ожиданий, повышение правоспособности семьи, ее ответственности и компетентности, активности в организации собственной жизни и участия в жизни общества, влияния на проводимую социальную политику отвечают тенденциям жизни общества и определяют главный вектор семейной политики как содействие семейному функционированию, а не подмену государством семьи в выполнении ее функций.
Ресурсный подход позволяет оценить собственные возможности и резервы семьи, потенциал для ее развития. Семья обладает самостоятельностью и автономностью во внутренней жизни и в принятии решений о собственном развитии. Основу жизнедеятельности семьи составляет саморегуляция и собственные ресурсы. Семья, успешно реализующая свои основные функции, обладающая достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно решать свои проблемы, является основой развития современного общества. В то же время благополучие семьи может и должно быть поддержано с помощью использования внешних ресурсов всех уровней.
Семейно-центрированный подход предполагает оказание поддержки семье как целому с учетом охвата всех ее членов и сторон жизнедеятельности, комплексной оценки ресурсов. Данный подход в противовес индивидуализированной поддержке, оказываемой только одному члену семьи, преимущественно матери или ребенку, ориентирован на качественную поддержку всей системы детско-родительских, а также близких родственных отношений, направлен на улучшение семейной ситуации, что повышает вероятность позитивных сдвигов в положении всех членов семьи в настоящем и будущем. Активная роль отца и родительской семьи в структуре новой парадигмы ответственного родительства повысит солидарную ответственность родителей и семьи за рождение и воспитание детей.
Государственно-общественный подход предполагает разработку и реализацию всех общественно значимых программ, проектов и мероприятий семейной политики на основе сотрудничества, диалога и социального партнерства государства с общественными организациями, институтами гражданского общества, муниципальными образованиями, церковными объединениями, родительскими ассоциациями, движениями, сообществами. Семья имеет право привлекать внешние ресурсы как государственных, так и негосударственных организаций, а государство стремится создавать условия для развития общественных объединений и некоммерческих организаций, предоставляющих социально ориентированные услуги, и оказывает им ресурсную поддержку.
Роль государства заключается в максимально полном привлечении потенциала гражданского общества, работодателей, профсоюзов, церкви, политических партий, инициирующих и проводящих социальную политику, благоприятную для развития и укрепления ресурсного потенциала семьи, в создании условий для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, родительства и детства.
В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска, нуждающиеся во вмешательстве со стороны государства, необходимо переходить к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечения им соответствующих современных стандартов качества и уровня жизни.
Семейная политика является ядром социальной политики. Отношение общества к семье не может строиться по остаточному принципу. Любые преобразования в социально-экономической и политической сферах: реформы систем здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, молодежной политики, строительство жилья, политика занятости, развитие рынка труда, социального и пенсионного страхования, создание новых рабочих мест и развитие предпринимательства, развитие институтов гражданского общества, местного самоуправления, некоммерческих организаций, церковных объединений - должны рассматриваться с точки зрения их влияния на семью и детей.
Реализация Концепции предполагает три этапа.
На первом этапе (2012-2013 годы) предусматривается разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции; совершенствуется организационное, административно-правовое, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение реализации Концепции, разработка системы мониторинга хода реализации Концепции, включая доработку структуры индикаторов и показателей, оценку их значений; ознакомление руководителей и специалистов с основными концептуальными подходами и принципами семейной политики Санкт-Петербурга. На данном этапе определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере семейной политики.
На втором этапе (2014-2017 годы) планы и мероприятия в сфере семейной политики, разработанные в соответствии с основными направлениями Концепции, реализуются в основном объеме. Целевые программы корректируются с учетом возникающих новых задач и социальных рисков, при необходимости разрабатываются и внедряются новые программы, мероприятия, социальные услуги. В 2017 году проводится промежуточная оценка реализации Концепции и корректировка целей, задач, ожидаемых результатов.
На третьем этапе (2018-2022 годы) планы и мероприятия в сфере семейной политики реализуются в полном объеме. Корректировка планов и мероприятий направлена на закрепление достигнутых результатов, обеспечение устойчивости позитивных тенденций, подведение итогов реализации Концепции и подготовку новых перспективных направлений семейной политики на следующий период.
9. Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
формирование устойчивых тенденций к повышению уровня брачности, снижения доли детей, рожденных вне брака;
снижение числа разводов в семьях, имеющих детей, снижение доли неполных семей в общей структуре семей;
формирование устойчивых тенденций к повышению рождаемости, росту числа семей, имеющих двух и более детей, увеличению доли многодетных семей в общей структуре семей;
рост численности детского населения и молодежи;
снижение смертности во всех возрастных группах, снижение смертности мужчин трудоспособного возраста, снижение материнской и младенческой смертности;
рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости во всех возрастных группах населения;
повышение качества и уровня жизни семей с детьми;
повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, рост реальных денежных доходов на основе развития рынка труда и повышения гарантий занятости населения, снижение социального неравенства;
развитие семейных форм трудовой деятельности;
повышение качества жизни семей с детьми на основе повышения комфортности среды проживания, расширение возможностей социальной адаптации всех типов семей;
повышение ценностей семьи, родительства, детей, семейного образа жизни, уровня ответственности родителей за детей;
снижение числа детей, находящихся в социально опасном положении;
снижение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания;
снижение социального неравенства в доступности социальных услуг, образования, здравоохранения для всех типов семей;
повышение удовлетворенности семейной жизнью;
повышение реализации репродуктивной и социализирующей функции семьи;
повышение качества оказания социальных услуг семьям и детям во всех организациях-субъектах системы профилактики.
На период действия перечня стандартов проживания в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением
Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 № 275 "О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года", в качестве критериев реализации Концепции используются значения нормативов стандарта в том случае, когда значения имеются в перечне стандартов, указанных в настоящем абзаце.
Принятые сокращения:
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения
ВПМ - величина прожиточного минимума
вуз - высшее учебное заведение
ГУ МВД РФ - Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
ЗАГС - запись актов гражданского состояния
ИОГВ - исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга
ИППП - инфекции, передающиеся половым путем
КоАП РФ - Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях
МО - муниципальные образования
ОДН - отделения по делам несовершеннолетних
ОУ - образовательное учреждение
ППМС - психолого-педагогические и медико-социальные центры
Росстат - Федеральная служба государственной статистики
СМИ - средства массовой информации
СРЦН - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
ЦСПСиД - центры социальной помощи семье и детям
ЦСРИиДИ - центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.