Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 марта 2010 года

(извлечение)

25 февраля 2010 года объявлена резолютивная часть решения.
9 марта 2010 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев дело по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях главы Шимановского района области при принятии постановления от 9 февраля 2009 г. № 42 "Об утверждении Положения об отделе жилищно-коммунального хозяйства администрации Шимановского района", которым допускается совмещение функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления,

установила:

29 декабря 2009 года в адрес Амурского УФАС России поступило обращение отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации района (далее - отдел ЖКХ), в котором заявитель просил разъяснить порядок заключения договоров личного страхования пассажиров, пользующихся услугами регулярных автобусных маршрутов общего пользования на пригородных и межмуниципальных маршрутах. По результатам антимонопольного расследования, проведенного в ходе рассмотрения указанного обращения, приказом от 5 февраля 2010 г. Амурского УФАС России, было принято решение о возбуждении дела и создана комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении администрации района (далее - Администрация) в связи с тем, что функции, связанные с организацией регулярных автобусных маршрутов общего пользования на пригородных и межмуниципальных маршрутах, возложены на структурное подразделение Администрации, а именно, отдел ЖКХ.
Главой района принято постановление от 9 февраля 2009 г. № 42 "Об утверждении Положения об отделе жилищно-коммунального хозяйства администрации Шимановского района" (далее - Положение об отделе ЖКХ), на основании которого осуществляет свою деятельность отдел ЖКХ, в том числе, предпринимательскую деятельность, самостоятельную хозяйственную деятельность (пункт 3.4, пункт 3.5 раздела III "Порядок работы, финансовые средства отдела" Положения об отделе ЖКХ).
Представитель Администрации пояснил, что Положение об отделе ЖКХ принято в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не противоречит нормам действующего Закона о защите конкуренции. Положение об отделе ЖКХ является действующим в полном объеме. Представитель отдела ЖКХ пояснил, что отдел является структурным подразделением администрации, наделен статусом юридического лица, имеет свою печать, угловой штамп и действует на основании Положения об отделе ЖКХ. Отдел ЖКХ участвовал в конкурсе на предоставление услуг по обслуживанию автобусных маршрутов общего пользования на пригородных и межмуниципальных маршрутах и был объявлен победителем конкурса. В настоящее время отдел ЖКХ обслуживает 6 автобусных маршрутов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, комиссия установила, что в действиях Администрации имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства ввиду следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) определен перечень вопросов местного значения района, как муниципального образования. В частности, пунктом 6 статьи 15 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к таким вопросам относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания между поселениями, находящимися в границах района. Таким образом, организация автобусных маршрутов общего пользования на пригородных и межмуниципальных маршрутах является полномочием Администрации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление губернатора Амурской области от 26.01.2006 № 20 называется "О порядке привлечения автомобильного транспорта юридических лиц и граждан к обслуживанию регулярных автобусных и таксомоторных маршрутов общего пользования на муниципальных, пригородных и межмуниципальных маршрутах", а не "О порядке привлечения автомобильного транспорта юридических лиц и граждан к обслуживанию регулярных и таксомоторных маршрутов общего пользования на муниципальных, пригородных и межмуниципальных маршрутах".

В соответствии с Законом Амурской области от 22 декабря 2004 г. № 394-ОЗ "Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области" (далее - Закон № 394-ОЗ) установлено, что перевозчиком может являться физическое или юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров пассажирским транспортом общего пользования, исполняющее обязательства по договору в соответствии с гражданским законодательством. Организатором перевозок, в данном случае, является орган местного самоуправления. В целях реализации положений Закона № 394-ОЗ было принято постановление губернатора Амурской области от 26 января 2006 г. № 20 "О порядке привлечения автомобильного транспорта юридических лиц и граждан к обслуживанию регулярных и таксомоторных маршрутов общего пользования на муниципальных, пригородных и межмуниципальных маршрутах" (далее - Постановление № 20), которым утверждено Положение о конкурсе владельцев автомобильного транспорта на право заключения договора на обслуживание регулярного муниципального, пригородного и межмуниципального автобусного или таксомоторного маршрута общего пользования, в связи с чем главам органов местного самоуправления необходимо принимать распорядительные акты о проведении конкурса на право обслуживания регулярного муниципального автобусного или таксомоторного маршрутов общего пользования, согласно утвержденной муниципальной маршрутной сети с указанием параметров обслуживания маршрута, даты и места проведения конкурса.
Согласно пункту 4 статьи 51 Закона № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, в целях осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, а также участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе, межмуниципальных. Согласно статьи 50 ГК РФ юридические лица, преследующие основной целью своей деятельности получение прибыли, являются коммерческими организациями, создаваемыми в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определено понятие хозяйствующего субъекта, а именно: индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Из системного анализа приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что для решения вопросов местного значения, в частности, обслуживания регулярных муниципальных, пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов, осуществляемых на конкурентной основе, необходимо проведение конкурса для определения хозяйствующего субъекта, как перевозчика, осуществляющего данный вид услуг на товарном рынке.
В соответствии со структурой Администрации, утвержденной решением Совета народных депутатов Шимановского района от 8 декабря 2008 г. № 8/30, отдел ЖКХ является структурным подразделением Администрации. Данный критерий не позволяет отнести отдел ЖКХ к хозяйствующим субъектам в порядке положений статьи 4 Закона о защите конкуренции. Учитывая, что орган местного самоуправления (отдел ЖКХ) может обладать только организационно-распорядительными функциями, а предоставление услуг по обслуживанию регулярных муниципальных, пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов, а также самостоятельная хозяйственная деятельность, вместе являются деятельностью, отвечающей признакам коммерческого юридического лица, она, в силу прямого запрета, предусмотренного пунктом 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не может быть передана органу местного самоуправления (его структурному подразделению). Иными словами, наделение структурного подразделения органа местного самоуправления полномочиями хозяйствующего субъекта, является совмещением функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, что действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения об отделе ЖКХ определено, что отдел имеет право заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе, пассажирские перевозки, подвоз учащихся к месту учебы), оказывать платные услуги в соответствии с порядком, утвержденным главой района. Отдел самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность, исходя из спроса на его услуги, и после уплаты налогов в бюджет, распоряжается прибылью, в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.5 Положения об отделе ЖКХ).
В действиях Администрации при принятии, Положения об отделе ЖКХ (пункты 3.4, 3.5), усматривается нарушение антимонопольного законодательства, т.к. предоставленные Положением об отделе ЖКХ полномочия по осуществлению предпринимательской деятельности, в том числе, пассажирских перевозок, а также осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности, допускает совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать действия администрации района области при принятии главой района постановления от 9 февраля 2009 г. № 42 "Об утверждении Положения об отделе жилищно-коммунального хозяйства администрации Шимановского района" (далее - Положение об отделе ЖКХ), на основании которого отдел ЖКХ осуществляет свою деятельность, в том числе, предпринимательскую (пункт 3.4 раздела III "Порядок работы, финансовые средства отдела" Положения об отделе ЖКХ), а также самостоятельную хозяйственную деятельность (пункт 3.5 раздела III "Порядок работы, финансовые средства отдела" Положения об отделе ЖКХ), что является совмещением функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать администрации района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд области в течение 3-х месяцев со дня принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru