УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
от 29 июня 2012 года
НА СОВМЕСТНОМ СОВЕЩАНИИ ФНС И МВД РОССИИ РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА
29 июня в Иркутске Федеральная налоговая служба России провела совместное совещание работников центрального аппарата ФНС России, Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ, и МВД России по вопросам взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами при реализации процедур банкротства.
Открыли совместное мероприятие заместитель начальника Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России Сергей Алексеевич Петрин, начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу Руслан Григорьевич Афанасиев и руководитель УФНС России по Иркутской области Константин Борисович Зайцев.
По проблемным вопросам взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при реализации процедур банкротства и положительной практике данной работы выступили заместитель начальника контрольно-аналитической работы Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России Лариса Рудакова и старший оперуполномоченный 51 отдела Управления "Ф" Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Игорь Зубенко, а также представители региональных Управлений ФНС России и МВД России по Иркутской, Кемеровской областям, Красноярскому краю и Республике Бурятия.
Участники совещания отметили, что существующая в настоящее время практика применения законодательства о банкротстве дает возможность использования процедуры банкротства для избавления от нежелательных долгов, что зачастую приводит к оставлению безнаказанными лиц, которые своими решениями умышленно способствовали наступлению неблагоприятных последствий для кредиторов должника. Эта недобросовестная практика нередко используется в хозяйственной деятельности, а арбитражные управляющие воспринимаются не как квалифицированные управленцы, а как лица, с помощью которых проведение процедуры приводит к списанию долгов, а не удовлетворению требований кредитов.
Действующим законодательством в сфере банкротства предусмотрены различные способы, позволяющие применить меры ответственности к лицам, действия которых привели либо к преднамеренному банкротству, либо к значительному уменьшению конкурсной массы должников для максимального удовлетворения требований кредиторов, в том числе уголовно-правовые способы воздействия на экономические отношения, закрепленные статьями 195
("Неправомерные действия при банкротстве"), 196
("Преднамеренное банкротство"), 197
("Фиктивное банкротство") Уголовного кодекса Российской Федерации.
В связи с несовершенством законодательства о банкротстве в настоящее время злоупотребления в этой сфере обострились. Вместе с тем судебная практика по уголовным делам данной категории крайне незначительна. Именно поэтому так важно повышать эффективность взаимодействия правоохранительных и налоговых органов.
Как отметила в своем докладе Лариса Рудакова, налоговые органы на постоянной основе проводят мониторинг деятельности организаций-банкротов на предмет вывода основных средств и иного имущества до введения процедуры банкротства. При установлении фактов, свидетельствующих о совершении должностными лицами банкротов вышеназванных действий, информация и соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы. В результате всего за 2011 год по Сибирскому федеральному округу в правоохранительные органы направлено 63 материала о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших правонарушения. При этом возбуждено уголовных дел по ст. 195
УК РФ - 2 (Алтайский край и Кемеровская область), по ст. 196
УК РФ - 6 (Республика Бурятия - 1, Кемеровская область - 5).
Отказывая в возбуждении уголовного дела, правоохранительные органы в большинстве случаев ссылаются на отсутствие субъективной стороны состава преступления с мотивировкой сложности доказывания умысла в суде.
По общему мнению участников совместного совещания, в целях повышения эффективности совместной работы необходимо создать на уровне региональных Управлений рабочие группы для оперативного решения возникающих проблем, в том числе для установления контроля за причиной отказов территориальными отделами правоохранительных органов в возбуждении уголовных дел. Неформальное взаимодействие всех заинтересованных в предотвращении правонарушений в сфере законодательства о банкротстве контролирующих и правоохранительных структур позволит вывести совместные мероприятия на новый, профессионально более высокий уровень. Вместе с тем отмечена и необходимость внесения определенных изменений в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.
По итогам совещания участники оценили его работу как эффективную и плодотворную, опыт и наработки отдельных регионов должны получить широкое распространение, новые методы взаимодействия принесут в ближайшей перспективе весомый результат.