Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


 
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2009 г. № 250

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ
ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Калужской области
от 13.07.2012 № 353)

Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 11 октября 2007 года, распоряжением Губернатора Калужской области от 19.04.2007 № 47-р "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области".
С учетом состоявшегося обсуждения предложенного варианта документа Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Одобрить Стратегию социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (прилагается).

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов





Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 29 июня 2009 г. № 250

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2030 ГОДА
"ЧЕЛОВЕК - ЦЕНТР ИНВЕСТИЦИЙ"

(в ред. Постановления Правительства Калужской области
от 13.07.2012 № 353)

Преамбула

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 11 октября 2007 года и распоряжением Губернатора Калужской области от 19 апреля 2007 года № 47-р "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области".
В Стратегии учтены положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Стратегия обеспечивает преемственность стратегических целей, задач и приоритетов, намеченных и реализуемых Законом Калужской области от 20.10.2004 № 362-ОЗ "О программе повышения качества жизни населения области на 2004-2010 годы", и переход к новому этапу развития - "человек - центр инвестиций".
В результате обеспечения преемственности стратегических документов будет достигнуто достойное качество жизни населения, улучшение демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни, комплексная реабилитация и учет интересов людей с ограниченными возможностями, увеличение представительства среднего класса, сохранение социальной стабильности в регионе, обеспечение устойчивого роста экономического потенциала области не только за счет инвестиций, но прежде всего вследствие активизации человеческого фактора экономического развития, повышения уровня общественно-политического единства в регионе, активизации гражданского политического участия населения, формирования и развития институтов гражданского общества.
Одним из потенциалов развития Калужской области как "региона нового развития" является туризм. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, религиозного до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха. Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Российской Федерации, генерирующей мощный поток туристов, и наличие инновационных ядер, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления и его динамичное развитие.
Основной целью разработки Стратегии является определение путей и способов построения инновационной экономики, создание условий для раскрытия человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности Калужской области в долгосрочной перспективе.
В соответствии с поставленной целью в Стратегии предложены:
- характеристика стратегических приоритетов социально-экономического развития с учетом комплексной оценки существующих условий и прогноза развития ситуации на долгосрочный период;
- пространственная проекция кластеров применительно к муниципальным образованиям области (приложение № 1);
- этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;










Одна из важнейших характеристик оптимального (сборного) сценария состоит в своевременных переходах от одних преобладающих элементов к другим, что будет определять этапность выбранной стратегии. Такая конструкция предполагает последовательное накопление различных ресурсов, которые ложатся в основание каждого последующего этапа. На каждой фазе реализации Стратегии используется системный подход, предполагающий работу со всеми видами ресурсов регионального развития.

Эффекты реализации оптимального сценария

Ориентировочные социально-экономические результаты реализации оптимального сценария по этапам представлены в таблице 15.

Таблица 15

Характеристики реализации оптимального сценария

┌───────────────────────────┬─────────┬─────────┬─────────┐
│                           │2009-2013│2014-2019│2020-2030│
├───────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Прирост ВРП, % в год       │      7,2│      7,5│      8,5│
├───────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Прирост средней заработной │      6,5│      7,0│      7,5│
│платы, % в год             │         │         │         │
├───────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Прирост инвестиций, % в год│      5,5│      6  │      6,5│
├───────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Обеспеченность жильем,     │     25,5│     30,0│     32,5│
│кв. м на чел.              │         │         │         │
├───────────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┤
│Естественный прирост/убыль │         │         │         │
│населения на 1000 чел.     │     -1,0│     -0,2│      0,5│
│(среднегодовой)            │         │         │         │
└───────────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┘

На первом этапе темпы роста основных социально-экономических показателей соответствуют прогнозам по Российской Федерации. На втором и третьем этапе темпы роста основных показателей увеличиваются, т.к. будет происходить интенсивное использование московских ресурсов, прежде всего процесса "нового расселения", и начнется активизация инновационного потенциала.
В связи с общим экономическим ростом и постепенным улучшением качества жизни в социальной структуре Калужской области будет расти доля населения со средним уровнем доходов (средний класс) (см. рис. 30).
Рисунок 30. Основные социально-экономические эффекты реализации оптимального сценария - изменение социальной структуры населения области - не приводится.
Наибольший интерес в достижении приоритетов стратегического развития представляют собой три сегмента экономики региона:
- промышленно-технологический;
- инновационный;
- территориального развития.
Именно их вклад в ВРП должен быть наиболее значимым (см. раздел "Стратегические перспективы социально-экономического развития Калужской области"). Очевидно, что остается часть предприятий производственного сектора и целый ряд организаций сферы услуг, напрямую не связанные (или косвенно связанные) с указанными сегментами, которые можно отнести к категории "Остальные". Это прежде всего некоторые сельскохозяйственные, транспортные и обслуживающие производства; организации, оказывающие некоторые виды социальных услуг, а также финансовые, посреднические услуги и т.д.
При этом на период в 12-15 лет будет наблюдаться снижение доли промышленно-технологического сегмента в основном за счет того, что производственный сектор будет дешеветь в стоимостном выражении.
Инновационный сегмент при благоприятных внешних обстоятельствах (при сохранении тренда на инновационное развитие) составит не многим около 10% ВРП к 2030 году. Однако формирование инновационной инфраструктуры окажет значительное влияние на качество экономического роста в области, и за счет перехода в промышленно-технологический сегмент в нем следует ожидать роста производительности труда и увеличения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
Наибольший рост будет демонстрировать сегмент территориального развития и жизнеобеспечения. Он может стать основным потребителем инновационных разработок, поскольку именно его развитие будет формировать новое качество среды обитания и качество жизни в регионе, которые будут востребованы в процессах "нового расселения". Именно эти процессы будут формировать локальные и отчасти межрегиональные рынки для значительной части нынешних отраслевых предприятий.
Темпы экономического роста будут выше в тех территориях, которые смогут специализироваться в различных секторах. Однако, с другой стороны, на этих же территориях будут концентрироваться угрозы и проблемы, связанные с развитием: рост энергопотребления, нехватка трудовых ресурсов, высокая стоимость земли, экологические риски и т.д.
В стратегической перспективе территории Калужской области будут повышать свою конкурентоспособность через приобретение определенной экономической специализации, связанной с вышеописанными процессами. В них будет развиваться преимущественно тот или иной межотраслевой сегмент: промышленно-технологический, инновационный, территориального развития.

Основные понятия, используемые в Стратегии

В целях настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
Аутсорсинг - передача традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям - аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой специализированной организации. Разновидность кооперирования.
Брендирование - разработка и осуществление комплекса мероприятий, способствующих идентификации, выделению из ряда аналогичных конкурирующих объектов, созданию долгосрочного предпочтения.
Венчурный форум - форум, проводимый для представления инновационных проектов.
Внешние факторы развития - не зависящие от действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и коммерческих организаций условия, оказывающие существенное влияние на развитие субъекта Российской Федерации.
Внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых субъект Российской Федерации основывает свою Стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.
Девелопмент - область управления бизнесом, недвижимостью, строительством, ориентированная на увеличение стоимости объектов и приносимых ими доходов посредством учета изменяющейся ситуации, оценки рисков, использования возможностей развития, удачного вложения капитала.
Девелопер - специалист в области девелопмента.
Инжиниринг - инженерно-консультативные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области менеджмента и маркетинга.
Кластер - это группа соседствующих взаимосвязанных организаций и других организаций, связанных с ними, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Местная "капиллярная" автодорожная сеть - автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального района.
Пространственно организованный кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц, локализованных на определенной территории.
Ресурсы - материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.
Риски - направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.
Рурбанизация - распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения. Население крупнейших городов переезжает в пригороды, в сельскую местность. Рурбанизация сопровождается переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности и образа жизни населения, характерных для городов.
Сценарии - различные варианты развития субъекта Российской Федерации, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на субъект Российской Федерации.
Тренд - основные тенденции развития; направленность изменения экономических показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада.
PR-сопровождение - комплекс мероприятий по продвижению проекта, основанных на предоставлении общественности информации и сотрудничестве с ней.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru