Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2012 г. по делу № А29-1431/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2012 года, полный текст решения изготовлен 26 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании 17 и 19 апреля 2012 года дело
по иску Дорожного агентства Республики Коми (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Леса Удоры" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами,
при участии:
от истца: С.А. - по доверенности № 1 от 10.01.2012,
от ответчика: Ч.Ю. - по доверенности от 10.02.2012, В.С. - по доверенности от 10.02.2012,

установил:

Дорожное агентство Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Леса Удоры" о взыскании 10872 руб. 83 коп. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивает.
Ответчик иск не признает, в отзыве на иск от 02.03.2012 б/н ссылается на ряд имеющихся, по его мнению, несоответствий в акте контроля весовых параметров от 17.02.2010 № 1, в частности, на то, что в акте указана допустимая полная масса транспортного средства в размере 38 тонн, тогда как путем сложения допустимых осевых нагрузок полная масса транспортного средства должна составлять 42 тонны (10 + 8 + 8 + 8 + 8). Поскольку фактическая полная масса транспортного средства по результатам перевески составила 41,120 тонны, ответчик считает, что превышения допустимой полной массы транспортного средства допущено не было.
Кроме этого, ответчик оспаривает результаты перевески в части выявленных превышений осевой нагрузки полуприцепа, которые для четвертой и пятой оси автопоезда составили 10,870 тонн и 11,210 тонн соответственно, при допустимой осевой нагрузке 8 тонн на каждую ось. Ответчик указывает, что собственная масса полуприцепа составляет 10,0 тонн, вес перевозимого груза (самоходная машина Форвардер) составляет 9,3 тонны, общая масса полуприцепа и груза на нем не должна составлять больше 19,3 тонн, тогда как в результате перевески общая нагрузка на оси определена в 22,08 тонны.
К судебному заседанию ответчик представил дополнения к отзыву на иск от 09.04.2012 № 19, а также дополнительные доказательства, позволяющие определить перевозимый груз, а именно - заявку ООО "Трудлес" от 10.12.2010 № 18 на перевозку Форвардера и паспорт самоходной машины на Форвардер марки Valmet-836 с указанием конструкционной массы 10,4 тонны. В дополнениях к отзыву ответчик указывает, что, исходя из технических характеристик транспортных средств, масса автомашины КРАЗ-тягач 6443 (11 тонн), полуприцепа ТСП 94161 (10 тонн) и перевозимого груза Форвардера марки Valmet-836 (10,4 тонны), общая масса автопоезда с грузом составляет 31,4 тонны, что не является превышением допустимого значения полной массы, установленной в 38 тонн.
Истец, со своей стороны, представил возражения на отзыв ответчика, в котором разъясняет, что значения допустимых полных масс транспортных средств определяются в нормативном порядке и закреплены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 № 1146. Согласно указанной Инструкции пятиосные и более транспортные средства имеют допустимую полную массу в 38 тонн.
Также истец ссылается на то, что сведения в акт весового контроля внесены по результатам взвешивания автопоезда на весовом оборудовании, которое регулярно поверяется и основания не доверять показаниям весов не имеется. При проверке веса присутствовал водитель ответчика, который подписал акт без возражений.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 19 апреля 2012 года 11 часов 00 минут, после перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела и заслушав доводы и возражения сторон, суд установил.
В целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы посты весового контроля (ПВК) на автодорогах: обход г. Сыктывкар (9 км); Сыктывкар - Ухта (314 км - постановление ГИБДД), а также передвижные посты весового контроля (ППВК).
Весовой контроль на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми осуществляется с использованием весового оборудования. В результате взвешивания устанавливаются фактические весовые характеристики транспортного средства и определяется их соответствие допустимым весовым параметрам. В случае превышения предельных допустимых значений массы и (или) осевых нагрузок транспортного средства составляется акт контроля весовых параметров, в котором фиксируются все существенные условия, необходимые для расчета сумм платы за провоз тяжеловесного груза.
Как видно из дела, в результате проведения весового контроля с применением переносных весов автомобильных ВА-15С на пункте весового контроля (ПВК) на 314 км автодороги Сыктывкар - Ухта 17 декабря 2010 года установлен факт перевозки грузов автомашиной Краз-6443-0000040 государственный регистрационный знак <...> с прицепом ТСП94161-0000050 государственный регистрационный знак <...> без специального разрешения с превышением установленных допустимых значений общей массы и осевых нагрузок транспортного средства, о чем был составлен протокол весового контроля от 17.12.2010 и акт № 1 от 17.12.2010 контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Республики Коми.
На основании сведений, указанных в протоколе и акте, истцом составлен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов при превышении значения допустимой массы транспортного средства и допустимых осевых нагрузок транспортного средства, на сумму 10872,83 руб. исходя из общей массы транспортного средства 41,120 т, при допустимой массе пятиосного седельного автопоезда (тягач с полуприцепом) - 38,00 т, а также осевых нагрузок тягача:
первая ось: фактическая масса 5,320 т/ допустимая 10,000 т
вторая ось: фактическая масса 6,780 т/ допустимая 8,000 т
третья ось: фактическая масса 6,940 т/ допустимая 8,000 т,
и осевых нагрузок прицепа:
первая ось: фактическая масса 10,870 т/ допустимая 8,000 т
вторая ось: фактическая масса 11,210 т/ допустимая 8,000 т.
Согласно свидетельствам о регистрации транспортного средства <...> и <...>, выданным ГИБДД при УВД г. Сыктывкара, собственником (лизингополучателем) транспортных средств является ООО ПСО "Труддорстройпром".
В акте № 1 от 17.12.2010 в графе о принадлежности транспортного средства указан лизингополучатель ООО ПСО "Труддорстройпром", владелец ООО "Леса Удоры".
Ответчик подтвердил законность пользования указанными выше транспортными средствами, представив в дело договоры с ООО ПСО "Труддорстройпром": договор безвозмездного пользования имуществом от 01.07.2010 № 23 с актом приема-передачи к нему (на автомашину Краз-6443-0000040 государственный регистрационный знак <...>) и договор аренды транспортных средств и оборудования от 01.01.2010 № 01 с актом приема-передачи к договору (на полуприцеп тяжеловоз ТСП94161-0000050 государственный регистрационный знак <...>).
В момент установления факта перевозки грузов с превышением общей массы и осевых нагрузок находилось под управлением водителя Г.А. Согласно путевому листу № 131 от 16.12.2011, выданному ООО "Леса Удоры" транспортными средствами осуществлялась перевозка груза "Форвардер".
Акт № 1 от 17.12.2010 о превышении общей массы и осевых нагрузок АТС подписан водителем без замечаний.
Поскольку предъявленная ко взысканию сумма вреда ответчиком добровольно не уплачена, Дорожное агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 10872,83 руб. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
При изложенных обстоятельствах суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 1 Закона).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены в статьях 11 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, которыми к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены в том числе определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 7, 12 статьи 12 Закона).
В силу частей 8 и 9 статьи 31 Закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, Федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств возмещать вред, причиняемый автомобильным дорогам в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам, а также порядок определения размера такого вреда.
Кроме того, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог, перевозка крупногабаритного (или) тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Российской Федерации осуществляется в соответствии с "Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации", утвержденной Минтрансом Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной автомобильно-дорожной службой Российской Федерации от 27.05.1996 (далее - Инструкция). В разделе I Приложения I указанной Инструкции определены параметры, при превышении которых груз признается тяжеловесным. При этом тяжеловесным признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров.
В постановлении Правительства Республики Коми от 14.10.2009 № 295 определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми (решением Верховного суда Республики Коми от 08.12.2009 по делу № 3-63-2009 Постановление признано не противоречащим федеральному законодательству).
Согласно Постановлению № 295, при следовании по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения транспортных средств, не соответствующих по весу нормативным показателям, установленным Инструкцией, владельцами или пользователями автомобильного транспорта вносится плата, рассчитанная исходя из данных таблиц, приведенных в Приложении № 1 данному постановлению.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 438-р. В указанный перечень вошли автомобильные дороги по маршруту движения транспортного средства, указанному в спорном акте контроля весовых параметров.
В соответствии с решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 № 85 и приложению к данному решению, актом приема-передачи от 24.03.2005 Дорожному агентству Республики Коми передано и закреплено за ним на праве оперативного управления государственное имущество Республики Коми - автомобильные дороги общего пользования республиканского и межмуниципального значения.
Дорожное агентство Республики Коми в соответствии с пунктами 1, 8 Положения о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми № 16 от 07.02.2005, является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми, в том числе, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния; осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, защита имущественных интересов Республики Коми в порядке, установленном законодательством, в сфере дорожного хозяйства Республики Коми, реализация в установленном порядке права владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за агентством на праве оперативного управления (п.п. 41).
Заявленные Дорожным агентством требования о взыскании вреда вытекают из перевозки ответчиком груза по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения по маршруту движения "Вогваздино - Ухта". Протяженность маршрута складывается из участков автодорог "Сыктывкар - Ухта" - 248,320 км и "Ухта - Усть-Ухта" - 1,000 км транспортным средством, общая масса и осевые нагрузки которого, превышают установленные законодательством предельно допустимые нормы.
Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из предоставленных в материалы дела путевого листа автомобиля № 131 от 16.12.2010, договора № 23 безвозмездного временного пользования имуществом от 01.07.2010, договора № 01 аренды транспортных средств и оборудования от 01.01.2010, а также пояснений представителя ответчика в судебном заседании установлено, что автотранспортное средство Краз-6443-0000040 государственный регистрационный знак <...> с прицепом ТСП94161-0000050 государственный регистрационный знак <...>, в момент перевозки груза находилось во владении и непосредственно эксплуатировалось ООО "Леса Удоры".
В судебном заседании исследованы доказательства, подтверждающие соответствие действующим требованиям технических параметров весов автомобильных переносных ВА-15С с заводским номерами 1315, 1093 установленных на ППВК 314 км автодороги Сыктывкар - Ухта, в том числе, выданные ФГУ Тольяттинский центр стандартизации, метрологии и сертификации" свидетельства № 112506 от 21.04.2010 сроком действия до 21.04.2011 и № 114234 от 21.07.2010 сроком действия до 21.07.2011 о поверке весов автомобильных ВА-15С заводским номерами 1315 и 1093, принадлежащих ГУ РК "Дорожный контроль".
Таким образом, автомобильные весы, установленные на ППВК, проверены и на основании результатов периодической проверки признаны пригодными к применению.
Протокол весового контроля от 17.12.2010, акт контроля весовых параметров № 1 от 17.12.2010 подтверждают наличие оснований для взимания с ответчика платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесных грузов.
Согласно заявлению Дорожного агентства РК расчет платы за провоз тяжеловесных грузов в размере 10872,83 руб. произведен в соответствии с приложением № 1 (таблица 1 раздела 1 и таблица 1 раздела 2) к постановлению Правительства Республики Коми от 14.10.2009 г. № 295, части 5 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 № 934, приложением № 1 (таблица П. 1.3 пункт 2.3 раздел 1) Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утв. Минтрансом РФ 27.05.1996, исходя из фактических параметров транспортного средства, установленных в порядке взвешивания с использованием весового оборудования.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что акт от 22.12.2010 г. № 1 контроля весовых параметров транспортного средства о нарушении ответчиком порядка перевозки тяжеловесных грузов составлен с соблюдением требований постановления Правительства Республики Коми от 14.10.2009 г., Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Размер взимаемой платы подтвержден расчетным листом за провоз тяжеловесных (крупногабаритных) грузов в связи с превышением осевой массы автотранспортного средства, и исчислен в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.
Возражения ответчика, заявленные в судебном заседании и в отзыве на иск, судом рассмотрены и отклоняются по следующим основаниям.
Оспаривая правомерность заявленных Дорожным агентством требований о возмещении вреда, ответчик ссылается на то, что, исходя из технических характеристик транспортных средств, входящих в автопоезд и перевозимого груза (Форвардера марки Valmet-836), общая масса автопоезда с грузом составляет 31,4 тонны, что не является превышением допустимого значения полной массы, установленной в 38 тонн, тогда как по результатам взвешивания была определена фактическая полная масса автопоезда в 41,120 тонн.
В то же время, из акта контроля весовых параметров транспортного средства № 1 от 17.12.2010 следует, что взвешивание производилось исправными и поверенными весами ВА 15 N№ 1315 и 1093.
В подтверждение обоснованности определенных 17 декабря 2010 года показаний весов истцом представлены сертификат об утверждении типа средств измерений RU.C.28.000.А № 7713 от 18.01.2006, которым утвержден тип весов автомобильных переносных ВА-15С, зарегистрированный в Государственном реестре средств измерений и допущенный к применению в Российской Федерации, со сроком действия до 01.01.2011, и свидетельства о поверке весов № 112506 от 21.04.2010 со сроком действия до 21.04.2011 (на весы ВА-15 № 1093) и № 114234 от 21.07.2010 со сроком действия до 21.07.2011 (на весы ВА-15С № 1315).
Доказательства неисправности весового оборудования ответчиком не представлены и в материалах дела отсутствуют. С учетом этого, оснований не доверять показаниям данных весов не имеется.
Возражения ответчика об отсутствии превышения допустимых осевых нагрузок судом также не принимаются, поскольку, из представленных ответчиком документов следует, что вес полуприцепа ТСП 94161 (10 тонн) и перевозимого груза Форвардера марки Valmet-836 (10,4 тонны) вместе составляет 20,4 тонны, что в любом случае превышает разрешенные нагрузки в 8 тонн (на каждую ось) на четвертую и пятую оси автопоезда (прицепа).
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств возмещения ответчиком вреда, причиненного перевозкой тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Коми, арбитражный суд удовлетворяет исковые требования о взыскании 10872,83 руб.
В связи освобождением истца от обязанности по уплате государственной пошлины в силу закона, такая обязанность возлагается на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180 - 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Леса Удоры" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) в пользу Дорожного агентства Республики Коми (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) с зачислением в доход республиканского бюджета Республики Коми 10872 руб. 83 коп. платы в счет возмещения вреда.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Леса Удоры" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
3. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
4. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru