Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


 
Прокуратура Российской Федерации

ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРОТЕСТ
от 29 февраля 2012 г. № 27-31/03-2012

НА ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 06.10.2004 № 452-67
"О МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проведения проверки регионального законодательства в сфере межнациональных отношений выявлен Закон Санкт-Петербурга от 06.10.2004 № 452-67 "О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга), положения которого противоречат действующему законодательству.
Согласно преамбуле Закон Санкт-Петербурга принят в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909 (далее - Концепция).
Однако в соответствии с п. 2 данного Указа федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Концепцией при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке федеральных, региональных и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.
Статья 1 Закона Санкт-Петербурга определяет собственный предмет регулирования - общественные отношения между субъектами, относящими себя к определенной национальности (этнической общности), а также отношения этих субъектов с органами власти при реализации прав и свобод.
Вместе с тем, в соответствии с конституционным принципом разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития Российской Федерации (п. "е" ст. 71 Конституции Российской Федерации).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав национальных меньшинств; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (пп. "б", "м" ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) выделяет два типа полномочий этих органов власти по предметам совместного ведения. Во-первых, полномочия, перечисленные в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, по которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ вправе принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом сохраняется обязанность осуществлять собственное регулирование в соответствии с федеральными законами.
Во-вторых, согласно п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ федеральными законами субъектам Российской Федерации могут быть переданы полномочия, не предусмотренные п. 2 данной статьи. Однако подобные полномочия по регулированию межнациональных отношений и осуществлению национальной политики субъектам Российской Федерации не передавались.
В части национальных отношений к полномочиям первого типа пп. 20 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ относит поддержку региональных и местных национально-культурных автономий, поддержку изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
Субъекты Российской Федерации исходя из указанных выше принципов верховенства федерального регулирования вправе осуществлять по данным вопросам собственное регулирование лишь в пределах, определенных федеральным законодательством.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в п. 2 ст. 26.3 полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
На федеральном уровне правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создание правовых условий взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития регулируются Федеральным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии".
Этот Федеральный закон предусматривает права субъектов Российской Федерации на собственное регулирование многих вопросов, касающихся образования, культуры, развития национальных языков (ст. 4, 8, 12, 14 и 16).
Таким образом, федеральное законодательство не исключает полномочия субъектов Российской Федерации по принятию собственных законов в рамках предмета совместного ведения, к которому в сфере межнациональных отношений относится защита прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ конкретизировал этот предмет как поддержку региональных и местных национально-культурных автономий, поддержку изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
Таким образом, определение Законом Санкт-Петербурга указанного выше предмета регулирования существенно выходит за рамки установленного Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством предмета ведения субъекта Российской Федерации по данному вопросу, который должен законодательно обеспечиваться не путем общего регулирования прав всех граждан (жителей) в сфере межнациональных отношений, а лишь путем определения законом мер защиты прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Определяя правовое положение, а также государственную поддержку национальных и межнациональных общественных объединений (ст. 7 и 8), Закон Санкт-Петербурга вступает в противоречие с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", регулирующим общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание и деятельность общественных объединений. Названный Федеральный закон не содержит определения национального и межнационального общественного объединения.
Более того, в соответствии со ст. 8 Закона Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга на основании предложений национально-культурных автономий, национальных и межнациональных общественных объединений, образованных в Санкт-Петербурге, может в установленном порядке предоставлять льготы по налогам и сборам, зачисляемым в бюджет Санкт-Петербурга, а также устанавливать для них льготы по арендной плате в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций культуры и образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.
Таким образом, положения Закона Санкт-Петербурга в части предоставления льгот отдельным некоммерческим организациям определяют компетенцию Правительства города по формуле "вправе", что, в соответствии с пп. "б" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, и может повлечь произвольное предоставление преимуществ отдельным некоммерческим организациям.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1. Рассмотреть настоящий протест на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и отменить Закон Санкт-Петербурга от 06.10.2004 № 452-67 "О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге".
2. О результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру города в установленный законом срок.

Прокурор города
государственный советник
юстиции 2 класса
С.И.Литвиненко





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru