Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2012 г. по делу № А54-4669/2011

(извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" (далее - Общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным утвержденный Главным управлением "Региональная энергетическая комиссии" Рязанской области (далее - ответчик, ГУ "РЭК" Рязанской области, регулирующий орган) постановлением от 19.07.2011 № 110 тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" в размере 126,14 руб. за 1 куб. м. (включая налоги) и обязать Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области утвердить экономически обоснованный тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" в сумме 545 руб. 49 коп.
Представитель заявителя судебном заседании 21.11.2011 уточнил заявленные требования и просил суд признать недействующим пункт 2 Постановления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области № 110 от 19 июля 2011 года "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "Эдельвейс", как несоответствующее требованиям нормативно правового акта, имеющего большую юридическую силу, а именно: Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Уточненные Обществом требования в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражным судом приняты к рассмотрению.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" в судебное заседание не явился.
Представитель Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области в судебном заседании требование Общества не признал.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: согласно пункту 2.2 устава ООО "Эдельвейс" предметом деятельности Общества является удаление и обработка твердых отходов.
10.06.2011 Общество направило в адрес ГУ "РЭК" Рязанской области заявление на установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "Эдельвейс" (л.д. 83 т. 1).
18.06.2011 ГУ "РЭК" Рязанской области открыто дело № 2379 по государственному регулированию тарифов на услуги по утилизации (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "Эдельвейс" на 2011 год.
По результатам рассмотрения предложений Общества экспертной группой регулирующего органа принят расчет тарифа на услугу по утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в размере 126,14 руб. за 1 куб. м.
С учетом проведенной оценки регулирующим органом принято постановление от 19.07.2011 № 110 "Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" (л.д. 21).
Постановление регулирующего органа опубликовано в областной газете "Рязанские ведомости" 27 июля 2011 года за № 136.
Не согласившись с постановлением регулирующего органа в части утверждения тарифа, заявитель просит признать данное постановление недействующим, как не отвечающее положениям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и нарушающего его законные права и экономические интересы.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает необходимым удовлетворить уточненное заявление Общества. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым постановлением от 19.07.2011 № 110 предусмотрены тарифы на услугу по утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" без указания конкретных лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по оказанию данных услуг.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление относится к числу нормативных правовых актов и возникший спор подлежит разрешению в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования).
В соответствии со статьей 1 Закона № 210-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.
В пункте 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 также предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО отнесены к регулируемым тарифам.
Как следует из материалов дела, ООО "Эдельвейс" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.2010 (л.д. 23-26).
Согласно пункту 2.2 устава ООО "Эдельвейс" предметом деятельности Общества является удаление и обработка твердых отходов.
10.06.2011 направило в адрес ГУ "РЭК" Рязанской области заявление на установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "Эдельвейс" с просьбой утвердить тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в размере 545,49 руб./куб. м, который рассчитан на основании произведенных расчетов предприятия и подтвержден отчетом аудиторской фирмы ООО "Априори-аудит" о результатах проведения независимой экспертизы обоснованности проекта производственной программы оказания услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов от 09.06.2011 № 32/0906-11 (л.д. 83).
Экспертной группой ГУ "РЭК" Рязанской области был проведен анализ представленных Обществом документов, по результатам которого были определены финансовые потребности Общества в размере 2781,04 тыс. руб.
Как следует из материалов дела (л.д. 84,81), в связи с непредставлением обосновывающих документов Обществу было оказано во включении в тариф отдельных статей расходов: лицензии на осуществлении захоронения, налог на землю. Кроме того, уменьшены суммы расходов на оплату труда, отчисления на социальные нужды, аренду транспорта для расчистки полигона, плату за негативное воздействие на окружающую среду, минимальный налог.
Расходы на электроэнергию, плату за негативное воздействие на окружающую среду, аренду транспорта для расчистки полигона учтены регулирующим органом на уровне затрат Муниципального казенного предприятия "Кораблинская транспортная компания".
Объем утилизации (захоронения) определен на уровне 16,100 тыс. куб. м, расчетный тариф установлен 126,14 руб. за куб. м.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ "РЭК" Рязанской области должно было доказать обоснованность такого существенного снижения затрат Общества.
Статья 3 Закона № 210-ФЗ определяет, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Общий порядок регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса установлен в статье 9 Закона № 210-ФЗ. Названный порядок детализирован, в частности, в Правилах регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Правила).
В статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что одними из общих принципов регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность.
Данный принцип закреплен и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В силу пункта 24 Основ ценообразования для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные:
1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения;
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период;
4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке;
5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования. В процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (пункт 16 Правил).
В пункте 3 Правил определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, в частности, заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственная программа; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности). В соответствии с пунктом 5 Правил в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. Согласно п. 7 Правил органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных п. 3, 4 правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса. Таким образом, в случае представления организацией коммунального хозяйства неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования должен известить об этом заявителя. Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального хозяйства дополнительные документы. Как видно из материалов дела, при рассмотрении заявления Общества от 10.06.2011 за исх. № 4 регулирующий орган не известил заявителя о представлении неполного пакета документов, не установил заявителю срок (не менее 5 рабочих дней) для представления недостающих документов, если такие претензии к пакету документов у ответчика имелись. Таким образом, утверждение тарифов произведено ответчиком в ином размере, чем предложено заявителем. Согласно пункту 17 Правил по результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок. В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования. Орган регулирования в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок направляет копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса, а в Федеральную службу по тарифам в этот же срок - копию решения об установлении тарифов и надбавок (пункт 18 Правил). Между тем, мотивов, по которым часть расходов Общества не включена в установленный для последнего на 2011 тариф экспертной группой ГУ "РЭК" Рязанской области не приведены (л.д. 80-82), что не соответствует указанным выше требованиям Правил. Регулирующим органом не доказана обоснованность снижения затрат Общества, а также не приведены правовые обоснования применения по аналогии с предыдущим периодом регулирования расходов на уровне ранее действующей организации МКП "Кораблинская транспортная компания". ГУ "РЭК" Рязанской области не проводило анализ затрат Общества в порядке, который установлен пунктом 16 Правил, в связи с чем действительный размер затрат Общества определен не был. Определением суда от 20.01.2012 заявителю и ответчику было предложено рассмотреть вопрос о назначении в рамках настоящего дела экспертизы. Однако, участвующие в деле лица соответствующего ходатайства не заявили. В обоснование соответствия оспариваемого постановления федеральному закону ответчик ссылается на то, что тариф на утилизацию (захоронение) ТБО для ООО "Эдельвейс" был утвержден в соответствии с предельным индексом, утвержденным Постановлением Главного управления "Рязанская энергетическая комиссия" Рязанской области от 01.10.2010 № 85 в размере 118%. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 53 Основ ценообразования предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам, то есть в отношении вновь созданных организаций. Учитывая те обстоятельства, что ООО "Эдельвейс" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.12.2010, тариф на 2011 год утвержден для заявителя впервые как для вновь созданного юридического лица, поэтому предельный индекс изменения тарифов не подлежал применению при установлении тарифов. Суд также учел отчет аудиторской фирмы ООО "Априори-аудит", представленный Обществом в материалы дела, содержащий анализ экономической обоснованности размера расходов, включенных Обществом в расчет тарифа на 2011 год (л.д. 7-20). Согласно заключению эксперта экономически обоснованный тариф для ООО "Эдельвейс" на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов составил 545,49 руб./куб. м. Ссылаясь на выводы эксперта, заявитель указывает, что убытки Общества при работе с утвержденным ответчиком тарифом составят 6751535 руб., при общем объеме утилизированных отходов 16,10 тыс. куб. м. По результатам оценки экспертного заключения в совокупности с представленными доказательствами суд пришел к выводу о том, что установленные оспариваемым постановлением тарифы являются экономически не обоснованными (не обеспечивают финансовые потребности организации коммунального комплекса и полное возмещение затрат). В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. Арбитражный суд считает, что при принятии оспариваемого нормативного акта регулирующим органом не соблюдены требования государственного регулирования тарифов. Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать недействующим постановление Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области № 110 от 19.07.2011 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" в части пункта 2, как несоответствующее требованиям Федерального Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. Постановление Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области № 110 от 19.07.2011 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс", признать недействующим в части пункта 2, как несоответствующее требованиям Федерального Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
2. Взыскать с Главного Управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эдельвейс" судебные расходы в сумме 2000 руб. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Рязанской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru