МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. № 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с пунктом 4 статьи 127
Семейного кодекса Российской Федерации министерство образования Рязанской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок
организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 1.
Программу
подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению № 2.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра образования Рязанской области С.В.Меринову.
И.о. министра образования
Рязанской области
О.С.ЩЕТИНКИНА
Приложение № 1
к Постановлению
министерства образования
Рязанской области
от 18 июля 2012 г. № 9
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ
НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 127
Семейного кодекса Российской Федерации и определяет порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее соответственно - подготовка, граждане).
2. В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127
Семейного кодекса Российской Федерации.
3. Проведение подготовки осуществляется по программе подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - программа).
4. Подготовка граждан осуществляется органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Рязанской области (далее - органы опеки и попечительства).
5. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей подготовка может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отобранными в соответствии с Порядком
отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 № 334.
6. Проведение подготовки граждан является обязательным условием для получения заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным воспитателем.
7. Проведение подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства или уполномоченными организациями по Договору
о проведении подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Договор), согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
8. Основанием для заключения Договора является заявление
гражданина, поданного в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, с просьбой пройти подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Заявление), согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
9. К Заявлению прилагается копия паспорта (документа, его заменяющего).
10. В случае осуществления подготовки уполномоченными организациями органом опеки и попечительства выдается гражданину направление
органа опеки и попечительства для подготовки гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Направление), согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.
11. После заключения Договора
гражданин участвует в проведении занятий согласно графику, указанному в Договоре.
12. По окончании подготовки гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Самооценка граждан.
Составление "Карты семьи".
Роль сотрудничества членов семьи граждан в процессе воспитания ребенка.
Родительские ожидания и разочарования.
Тема 11. Адаптация ребенка и замещающей семьи.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление замещающими родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении "Книги жизни ребенка".
Тема 12. Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением ребенка.
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Взаимодействие с разными категориями приемных детей (агрессивными, тревожными, гиперактивными, аутичными и др.).
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Тема 13. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Защита ребенка от сексуального насилия.
Тема 14. Особенности состояния здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности состояния здоровья детей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, детей, изъятых из неблагополучных семей.
Генетическая наследственность. Корректируемые и некорректируемые заболевания детей.
Тема 15. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни. Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Оказание доврачебной помощи детям.
Тема 16. Интегративный обучающее - психологический тренинг.
Обобщающее групповое занятие активной формы "Тренинг родительской компетентности".
Проведение практических упражнений, дискуссий, ролевых игр и других активных форм, направленных на интеграцию полученных знаний, умений, навыков участников тренинга.
Тема 17. Подведение итогов освоения курса подготовки граждан, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.
Обсуждение результатов освоения курса подготовки граждан, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Оценка степени усвоения курса подготовки граждан.
Результаты заключения психодиагностического обследования о готовности граждан к приему ребенка на воспитание.
2. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования.
Подготовка граждан завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.