Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2011 года

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре - Х.С.Б.
с участием прокурора - Тюриной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2011 года гражданское дело по заявлению Г.С.В. о признании частично недействительным Постановления Правительства Республики Башкортостан от 21 ноября 2008 года № 409 "О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год" и утвержденной этим Постановлением Методики расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома,

установил:

21 ноября 2008 года Правительством Республики Башкортостан принято Постановление № 409 "О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год" (далее - Постановление № 409), которое было опубликовано в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" 06.02.2009, № 3(297), ст. 123.
Приложением № 6 к этому Постановлению является Методика расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год (далее - Методика).
Согласно пункту 1.1 Методики настоящая Методика определяет порядок расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома (далее - субсидия) товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) либо управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме (далее заявитель), при обращении о включении многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - муниципальная программа) в орган местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, претендующего на участие в адресной программе Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год (далее - Программа) в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В пункте 1.5 этой Методики сказано, что субсидия предоставляется в пределах стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, рассчитанной исходя из размера предельной стоимости проведения капитального ремонта, установленного настоящим постановлением.
Из пункта 1.6 Методики следует, что субсидия на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме предоставляется в части расходов граждан - собственников жилых помещений, муниципального образования Республики Башкортостан, Республики Башкортостан, Российской Федерации - собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Иные собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме несут расходы по финансированию капитального ремонта в полном размере доли участия в общих расходах на проведение капитального ремонта, равной отношению общей площади принадлежащего собственнику помещения к суммарной общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, за исключением помещений, относящихся к общему имуществу.
Согласно пункту 1.7 Методики условием предоставления субсидии является долевое финансирование проведения капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме, указанными в абзаце первом пункта 1.6 настоящей Методики, в размере не менее пяти процентов суммы субсидии.
Г.С.В. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать недействительными пункты 1.6, 1.7 Методики, утверждая, что предоставление субсидий только гражданам - собственникам жилых помещений, городскому округу, Республике Башкортостан, Российской Федерации является неправомерным и противоречащим положениям Конституции Российской Федерации, Гражданскому и Жилищному кодексу Российской Федерации.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что Жилищный кодекс не делает различий в правовом статусе жилого и нежилого помещения, возлагая равные обязанности и наделяя равными правами собственников как одного, так и другого; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника; права всех собственников защищаются равным образом; указанные положения нарушают права заявителя, как собственника нежилого помещения, поскольку собственники жилых помещений оплачивают 5% от стоимости капитального ремонта, а собственники нежилых помещений - 100% от его стоимости, несмотря на то, что субсидии формируются за счет средств бюджета за счет налоговых поступлений, в том числе и тех налогов, которые оплачивает заявитель.
На судебное заседание заявитель Г.С.В. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства Республики Башкортостан - С.С.П. (доверенность № <...> от <...> года на три года с правом передоверия и доверенность от <...> года № <...> выдана в порядке передоверия на срок до <...> года), в судебном заседании с требованиями Г.С.В. не согласился, утверждая, что субсидии государством выделяются для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, они имеют целевое назначение - финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, поэтому Правительством республики предоставлена льгота собственникам жилья в долевом финансировании капитального ремонта по сравнению с собственниками нежилых помещений. Оспоренные заявителем нормы, хотя были рассчитаны на 2009 год, но продолжали действовать за пределами этого срока.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Правительства Республики Башкортостан С.С.П., заключение прокурора Тюриной А.Ф., полагавшей, что заявление Г.С.В. не обоснованно, его следует отклонить, суд считает, что это заявление удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Рассматриваемые правоотношения на федеральном уровне регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ), которым устанавливаются правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в частности пунктом 10 части 1 указанной статьи предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно статье 15 этого Федерального закона региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации установлено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Статья 92 Конституции Республики Башкортостан утверждает, что Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
Статья 96 Конституции Республики Башкортостан устанавливает полномочия Правительства Республики Башкортостан. Пунктом 1 определяется, что Правительство Республики Башкортостан осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; пунктом 15 - осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией, федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
В соответствии со ст. 21 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан" от 14.03.2003 г. № 474-з (в ред. от 28.12.09 г.) акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Башкортостан. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Башкортостан.
Таким образом, программа, некоторые положения которой оспариваются заявителями, утверждена компетентным органом в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным и республиканским законодательством, в установленных законом порядке и форме, во исполнение нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п.п. 1, 4 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме, а предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Из этих норм следует, что органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления гражданами права на жилище, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению; целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или местным бюджетам предоставляются для проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном (жилом) доме.
Согласно статье 17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В пункте 6 Положения говорится, что жилым помещением является, в том числе, и многоквартирный дом - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Поскольку многоквартирные дома состоят из жилых помещений и мест общего пользования (без которых невозможно проживание в жилых помещениях), основное их предназначение - проживание граждан, наличие нежилых помещений в жилом доме, не относящихся к местам общего пользования, является исключением, не соответствует предназначению многоквартирного дома. Этим объясняется введение особых правил перевода жилых помещений в нежилые, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации (глава 3, часть 3 статьи 22).
Федеральный закон № 185-ФЗ был принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (статья 1). Из этого следует, что меры государственной поддержки в форме субсидий предусмотрены с целью оказать финансовую помощь при производстве капитального ремонта мест общего пользования для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а не для создания таких условий для использования в многоквартирных домах нежилых помещений, не относящихся к местам общего пользования, что предопределяет преимущество собственников жилых помещений в финансировании затрат на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, сопоставление оспариваемых норм о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме в части расходов граждан - собственников жилых помещений и о несении расходов по финансированию капитального ремонта в полном размере гражданами - собственниками нежилых помещений, с приведенными нормами Федерального закона № 185-ФЗ и Положения, приводит к выводу, что оспариваемые нормы этому Федеральному закону и Положению не противоречат и отвечают целям принятия этого Федерального закона и предназначению установленной им меры государственной поддержки в форме субсидии.
Довод заявителя о том, что граждане - собственники нежилых помещений и граждане - собственники жилых помещений в одинаковой мере несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а оспариваемые нормы нарушают конституционный принцип равенства прав граждан, этот вывод суда не опровергает.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Таким образом, собственники нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в силу прямого указания закона обязаны нести расходы на содержание общего имущества. Однако оспариваемые нормы, как и нормы Федерального закона № 185-ФЗ, регламентируют не правоотношения, возникающие из обязанности собственников помещений в многоквартирном доме нести эти расходы (данные правоотношения регламентированы названными нормами Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации), а правоотношения по оказанию финансовой поддержки (предоставлению субсидии) при проведении капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирных домах. Эти правоотношения различные, следовательно, они не могут иметь одинаковое правовое регулирование, особенно в данном случае, т.к. установленная Федеральным законом № 185-ФЗ субсидия имеет целевое назначение - финансирование капитального ремонта многоквартирных домов для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В данном случае предоставление государством льготы определенной категории граждан, исходя из ее целевого назначения, как и во многих других случаях, не нарушает конституционный принцип равенства граждан, а наоборот обеспечивает это равенство, предоставляя им финансовую поддержку для решения общих для данной категории граждан задач, следовательно, права других граждан не нарушает.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона № 185-ФЗ Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов.
Правлением этого Фонда 21 января 2008 года утверждены Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно пункту 4.4 этих Методических рекомендаций: "В соответствии с Федеральным законом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут выбрать тот или иной альтернативный подход для определения размера субсидии. Размер субсидии зависит от определения размера долевого финансирования капитального ремонта за счет средств товариществ собственников жилья или собственников помещений в многоквартирном доме. В методике должен быть определен минимальный размер долевого финансирования капитального ремонта за счет средств товариществ собственников жилья или собственников помещений в многоквартирном доме, который может быть одинаков для собственников как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе органов местного самоуправления, органов государственной власти, юридических и физических лиц, но не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом".
По смыслу этого разъяснения право выбора метода (подхода) для определения размера субсидии принадлежит органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Минимальный размер долевого финансирования капитального ремонта в оспариваемых нормах установлен.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный суд Республики Башкортостан

решил:

В удовлетворении заявления Г.С.В. о признании недействительными пунктов 1.6, 1.7 Приложения № 6 Методики расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год к Постановлению Правительства Республики Башкортостан № 409 от 21 ноября 2008 года "О разработке адресной программы Республики Башкортостан по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья
Верховного суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru