ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 мая 2012 г. № 1263-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В целях организации деятельности по созданию вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, их успешной социализации и эффективной самореализации, в соответствии с п. 1.3.2 протокола заседания Правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2012 № 4:
1. Утвердить Концепцию
образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Отделу образовательных учреждений в срок до 01.08.2012 разработать План реализации Концепции
на 2012-2015 годы.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по образованию Н.Г.Путиловскую.
И.о. председателя Комитета
по образованию
Ю.В.Соляников
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета по образованию
от 05.05.2012 № 1263-р
КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
1. Общие положения
Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие человека без какой-либо дискриминации должны быть обеспечены приведением российских законов в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ, и разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в условиях совместного образования со сверстниками.
Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (далее - Концепция) определяет консолидированную стратегию действий органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, общественных организаций, научного и педагогического сообщества, родительской общественности по созданию программы системных изменений в образовании Санкт-Петербурга, гарантирующих и обеспечивающих доступность образовательных услуг для детей с ОВЗ и их полноправное включение в образовательное пространство мегаполиса.
Концепция базируется на основных положениях актов международного права и российского законодательства, определяющих подходы, принципы, организационные условия и основные целевые ориентиры в образовании детей с ОВЗ (приложение 1)
.
Принятие данного документа рассматривается Комитетом по образованию как основополагающее управленческое решение по формированию плана действий реализации основных направлений развития региональной системы образования, представленных в проекте "Равные и разные" стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020".
2. Цель Концепции
Цель концепции: создание региональной системы непрерывного образования для детей с ОВЗ в возрасте до 18-ти лет, которая гарантирует родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка с ОВЗ, соблюдение принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников к успешной социализации в обществе.
Реализация Концепции предполагается через организацию мероприятий по формированию образовательного пространства, обеспечивающего право на получение непрерывного образования любому ребенку с ОВЗ в возрасте до 18 лет, с учетом свободного выбора места обучения (образовательного учреждения (далее - ОУ)) и формы получения образования.
3. Принципы Концепции
Концепция формулирует базовые правовые и организационные принципы, которым должна соответствовать система образования Санкт-Петербурга, обеспечивающая равенство прав на получение образования детьми с ОВЗ.
Правовые принципы:
│3. │Общество │- достаточно высокий │- недостаточный уровень │
│ │ │образовательный и культурный │толерантности; │
│ │ │уровень; │- недостаток информации о │
│ │ │- декларация гуманистических │положении и проблемах лиц с ОВЗ;│
│ │ │ценностей │- недостаточность механизмов │
│ │ │ │поддержки родителей, │
│ │ │ │воспитывающих детей с ОВЗ │
├───┼──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│4. │Образова- │- развитая сеть ОУ, в том числе│- недостаточность системы │
│ │тельное │специальных (коррекционных); │дополнительного образования для │
│ │учреждение│- принцип личностно- │детей с ОВЗ; │
│ │ │ориентированного подхода в │- недостаточное материально- │
│ │ │системе специального │техническое обеспечение ОУ │
│ │ │(коррекционного) образования; -│специальным оборудованием; │
│ │ │достаточно высокий уровень │- недостаточный уровень │
│ │ │профессиональной компетентности│профессиональной компетентности │
│ │ │педагогов в специальных │педагогов, работающих с детьми с│
│ │ │(коррекционных) ОУ; │ОВЗ в общеобразовательных │
│ │ │- наличие в ОУ образовательной │учреждениях; │
│ │ │среды, учитывающей особенности │- отсутствие преемственности в │
│ │ │психофизического развития │обучении детей с раннего │
│ │ │учащихся, способствующей их │возраста до получения ими │
│ │ │максимальной социализации и │профессионального образования │
│ │ │интеграции в общество; │ │
│ │ │- наличие в ОУ дополнительных │ │
│ │ │образовательных услуг │ │
├───┼──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│5. │Семья │- широкие возможности для │- нарушение психологического │
│ │ │получения психолого-медико- │климата в семье, воспитывающей │
│ │ │педагогической помощи │ребенка с ОВЗ, как следствие - │
│ │ │ │ее распад и формирование │
│ │ │ │деструктивных типов семейного │
│ │ │ │воспитания; │
│ │ │ │- непринятие ребенка с ОВЗ │
│ │ │ │членами семьи; │
│ │ │ │- отсутствие возможности у │
│ │ │ │одного из родителей работать, │
│ │ │ │что связано с необходимостью │
│ │ │ │постоянного ухода и присмотра за│
│ │ │ │ребенком, обучающимся на дому; │
│ │ │ │- социальная дезадаптация │
│ │ │ │родителей, десоциализация детей │
├───┼──────────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│6. │Социальные│- формирование программ │- отсутствие системы │
│ │службы │поддержки семьи с ребенком с │сопровождения детей с ОВЗ после │
│ │ │ОВЗ │окончания ОУ │
└───┴──────────┴───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘