Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. № 33-1025

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 26 марта 2012 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении П.М.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать за П.М.И. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вергазовой Л.В., объяснения представителя П.М.И. - П.И.М., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

П.М.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки.
Свои требования мотивировал тем, что, как участник Великой Отечественной войны и инвалид первой группы, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом "О ветеранах", в том числе на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета.
09.12.2011 он обратился в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением и пакетом необходимых документов по вопросу предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Ответчик 23.12.2011 отказал ему в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ был мотивирован тем, что он, истец, намеренно ухудшил свои жилищные условия. Считает данный отказ неправомерным, просит признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным и обязать ответчика предоставить ему меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Районный суд удовлетворил заявленные требования, постановив об этом указанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынести новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что суд при вынесении решения не принял во внимание, что истец до 2010 года не был нуждающимся в улучшении жилищных условий, имел на праве собственности в Сараевском районе жилой дом, который подарил своим сыновьям по 1/2 доли каждому, что привело к ухудшению жилищных условий истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Как следует из материалов дела П.М.И., 1927 года рождения, является участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы и имеет права и льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
09.12.2011 он обратился с заявлением к Министру социальной защиты населения Рязанской области о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, определенном Законом Рязанской области "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области".
Сообщением № <...> от 23.12.2011 Министерством социальной защиты населения Рязанской области истцу было отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ мотивирован тем, что не истек срок с момента совершения им действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий.
Из материалов дела также усматривается, что с 13 февраля 1980 года до 2010 года П.М.И. был зарегистрирован и проживал в жилом доме площадью <...> кв. м, расположенном по адресу: <1>. Указанный дом принадлежал истцу на праве собственности, 09.12.2010 он подарил его своим сыновьям П.И.М., П.Н.М. по 1/2 доли каждому.
С августа 2010 года истец стал постоянно проживать в квартире <...>, общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, 25.08.2010 был зарегистрирован в указанном жилом помещении.
Кроме истца в кв. <...> зарегистрированы и проживают его сын ФИО1, супруга сына ФИО2, внуки истца ФИО3, ФИО4, мать ФИО2 - ФИО5.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по 1/4 доли в праве общей долевой собственности каждому.
Из пояснений представителя истца, данных в суде первой инстанции, усматривается, что П.М.И. вселился и стал проживать в качестве члена семьи собственников в кв. <...>, в связи с преклонным возрастом, состоянием здоровья, нуждаемостью в постороннем уходе.
П.М.И. проживает в указанной квартире общей площадью <...> кв. м, жилой площадью <...> кв. м, где на каждого зарегистрированного приходится по <...> кв. м, что меньше установленной решением Рязанского городского Совета от 25.08.2005 № 357-III учетной нормы площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор и удовлетворяя требования П.М.И., суд исходил из того, что он относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
Судебная коллегия находит такое суждение суда правильным, так как оно соответствует действующему законодательству при его правильном толковании и основано на исследованных в судебном заседании доказательствах.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", а не статья 23.1.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О ветеранах" установлено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.1 настоящего Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", является предоставление им жилых помещений в собственность.
Согласно подпункту 2 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Доводы ответчика, содержащиеся и в апелляционной жалобе, о намеренном ухудшении истцом жилищных условий судом проверялись и не нашли своего подтверждения.
Действительно, пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно справкам администрации муниципального образования Кривское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области № <...> от 18.02.2011, № <...> от 10.01.2012, пояснениям истца, представителя истца, дом в п. <...>, где П.М.И. ранее проживал, построен в 1962 году, бревенчатый, с печным отоплением, без удобств, пос. <...> находится в 10 километрах от районного центра Сараевского района, автобусное сообщение - 3 раза в неделю, автобусная остановка находится в 1 км от дома, где проживал истец и путь для инвалида 1 группы по зрению представляет значительную трудность. В Сараевской ЦРБ в течение нескольких лет отсутствует врач-офтальмолог, в поселке нет фельдшерско-акушерского пункта, магазина, почты, в зимнее время при больших снежных заносах, в осенний и весенний период из-за распутицы подъезд автомобилей скорой помощи, пожарной и другой специализированной техники к дому не возможен.
Истец П.М.И. в силу преклонного возраста (родился в 1927 г.), состояния здоровья (является инвалидом первой группы по зрению, страдает рядом заболеваний, в том числе ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, хронической сердечной недостаточностью, кератопатией (дистрофией) роговицы, миопией обоих глаз, катарактой левого глаза, что подтверждается выпиской из медицинской карты амбулаторного больного ГУЗ Рязанский областной госпиталь для ветеранов войн № <...> от 23.03.2012) нуждается в постоянном постороннем уходе, переехал в г. Рязань и совершил сделку дарения дома в п. <...>, чтобы этот уход был ему обеспечен.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях П.М.И. по ухудшению своих жилищных условий, а потому иск был обоснованно удовлетворен.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции в полном соответствии с приведенными в решении нормами права пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований П.М.И. и признании за ним права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в установленном порядке.
Указанный вывод суда подтвержден фактическими данными по делу, со ссылками на нормы материального права, подробно мотивирован в решении и сомнений не вызывает.
При этом как верно указал суд оснований для признания намеренного ухудшения своих жилищных условий с целью получения жилья либо выплаты на его приобретение в действиях П.М.И., подарившего свой дом сыновьям, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы ответчика, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 26 марта 2012 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru