Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. № 33-1099

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Н.П. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на меры социальной поддержки с апелляционной жалобой Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 23 апреля 2012 года, которым постановлено: Признать за К.Н.П. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Милашовой Л.В., объяснения представителя истца К.Н.П. - М.Е.Б., судебная коллегия

установила:

К.Н.П. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на меры социальной поддержки.
Свои требования мотивировала тем, что в силу ст. 15 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" она, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как указала истица, она зарегистрирована и проживает в квартире <...>.
Кроме нее, в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают ФИО1, <...>, ФИО2, <...>, ФИО3, <...>, ФИО4, <...>, ФИО5, <...>.
Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4 - 1/2 доли в праве, ФИО6 - 1/4 доли, ФИО5 - 1/4 доли.
На основании Федерального закона "О ветеранах" она обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением и пакетом необходимых документов по вопросу предоставления ей меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
Ответчик отказал в предоставлении указанной меры социальной поддержки, мотивируя тем, что обеспеченность общей площадью жилья каждого члена семьи превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории муниципального образования - Касимовский муниципальный район Рязанской области.
Считает данный отказ незаконным, поскольку зарегистрирована и проживает в квартире своих родственников по договору безвозмездного пользования, членом семьи собственников указанного жилого помещения не является, другого жилого помещения на имеет, т.е. нуждается в улучшении жилищных условий.
Просила обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать за ней право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета как участника Великой Отечественной войны.
Ответчик исковые требования К.Н.П. не признал.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и вынести новое решение об отказе К.Н.П. в удовлетворении исковых требований.
Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области оставить без удовлетворения, полагая, что решение суда отмене не подлежит.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца К.Н.П. - М.Е.Б. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Истец К.Н.П., представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Рязанской области, представитель 3 лица - Министерства регионального развития РФ не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу подпункта 3 пункта 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной Войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в том числе участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из материалов дела следует, что К.Н.П. является участником Великой Отечественной войны и имеет право меры социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах".
Судом установлено, что с 2002 года К.Н.П. проживает в квартире по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м, и зарегистрирована по указанному адресу 23.09.2005.
Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4, ФИО6 (дочери ФИО4), ФИО5 в долях 1/2, 1/4 и 1/4 соответственно.
Кроме истицы в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ее племянница ФИО4, племянник ФИО2, сын ФИО4 - ФИО5, его супруга ФИО3, их сын ФИО1, 2005 года рождения.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
При разрешении спора, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, а также п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Удовлетворяя исковые требования К.Н.П., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку не является нанимателем жилого помещений по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Указанный вывод суда подтверждается имеющимися в деле доказательствами: документами, подтверждающими отсутствие в собственности у К.Н.П. жилых помещений, договорами, заключенными между ФИО4, ФИО6, ФИО5 и истицей, по которым собственники квартиры <...> с 01.01.2010 предоставили К.Н.П. в безвозмездное пользование в данном жилом помещении одну комнату, площадью <...> кв. м, а также показаниями допрошенных судом свидетелей ФИО7, ФИО5, ФИО6, из которых следует, что К.Н.П. в силу возраста и состояния здоровья не может проживать одна, в связи с чем ее родственники ФИО4, ФИО5 и ФИО6 предоставили ей для проживания свое жилое помещение и осуществляют за плату уход за ней, однако общего хозяйства с семьями собственников данного жилого помещения К.Н.П. не вела и не ведет, общего бюджета не имеет, собственники указанной квартиры не признают ее членом своей семьи.
Таким образом, вселение и пользования К.Н.П. вышеуказанным жилым помещением осуществляется по договору безвозмездного пользования, что является основанием для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области, путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).
К.Н.П. обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, определенном Законом Рязанской области "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в Рязанской области". Однако ответчик отказал ей в предоставлении указанной меры социальной поддержки, в связи с чем судом обоснованно удовлетворены исковые требования о признании за ней права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Ссылка в апелляционной жалобе на регистрацию К.Н.П. в квартире, общей площадью 148,1 кв. м, не может являться основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку сам по себе факт регистрации истицы в данной квартире не означает приобретение ею равного с членами семьи собственника права пользования жилым помещением, так как в данное помещение она как член семьи собственника вселена не была.
Доводы апелляционной жалобы истицы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, оснований для их переоценки представленных сторонами доказательств в суде апелляционной инстанции не имеется.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании имеющихся по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора не могут повлиять на содержание постановленного судом решения и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 23 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru