Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. по делу № А60-15634/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 04 июля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Н.Н. Присухиной, судей И.В. Хачева, И.В. Евдокимова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Высоцкой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Свердловской области
к Администрации города Нижний Тагил
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Г.А. Битюков, прокурор отдела, доверенность № 7/3-16-12 от 02.07.2012, паспорт;
от заинтересованного лица - М.А. Черепанин, главный специалист, удостоверение, доверенность № 50-3940 от 24.12.2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление № 2845 от 23.12.2010 "Об утверждении нормы накопления твердых бытовых отходов для населенных пунктов муниципального образования город Нижний Тагил на период до 2025 года" издано Администрацией г. Нижний Тагил, а не Главой г. Нижний Тагил.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановления Главы города Нижний Тагил № 2845 от 23.12.2010 "Об утверждении нормы накопления твердых бытовых отходов для населенных пунктов муниципального образования город Нижний Тагил на период до 2025 года".
Заявитель ссылается на то, что полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, арбитражный суд

установил:

Постановлением Главы города Нижний Тагил № 2845 от 23.12.2010 утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов для населенных пунктов муниципального образования город Нижний Тагил на период до 2025 года.
Указанное постановление опубликовано в газете "Горный край", выпуск № 95(1723) от 28.12.2010.
В соответствии с пунктом 1 данного постановления утверждаются годовые нормы накопления твердых бытовых отходов в населенном пункте город Нижний Тагил на перспективу до 2025 года.
В соответствии с пунктом 2 данного постановления утверждаются годовые нормы накопления твердых бытовых отходов в сельских населенных пунктах муниципального образования город Нижний Тагил на перспективу до 2025 года.
В соответствии с пунктом 3 данного постановления утверждаются средняя плотность твердых бытовых отходов в размере 0,2 тонны на кубический метр.
В соответствии с пунктом 4 данного постановления утверждаются нормы накопления крупногабаритного мусора для населенных пунктов муниципального образования город Нижний Тагил в размере 0,2 кубических метра в год на 1 человека.
Пунктом 5 предусмотрено, что специализированным организациям по вывозу твердых бытовых отходов, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при заключении договора на вывоз твердых бытовых отходов на полигоны твердых бытовых отходов руководствоваться годовыми нормами накопления твердых бытовых отходов на очередной год, утвержденными настоящим постановлением.
При этом в приложении к постановлению приведены нормы накопления твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организаций города с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия торговли, медицинские учреждения и т.д.), а также единицы измерения среднегодовой нормы накопления.
Таким образом, постановление Главы города Нижний Тагил от 23.12.2010 за № 2845 устанавливает единые правовые нормы, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с образованием и накоплением отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" законодательство в области охраны окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а так же принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей природной среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды".
Пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 24 ч. 1 ст. 5 Устава города Нижний Тагил отражено, что к вопросам местного значения относятся городского: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно п. 4 указанного закона, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50.
Таким образом, из названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организации органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Постановление Главы города Нижний Тагил от 23.12.2010 за № 2845 затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а так же учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Данные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
В момент вынесения оспариваемого постановления от 31.10.2007 № 978 порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 16.06.2000 № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", в настоящее время постановление от 16.06.2000 № 461 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.02.2011 № 54.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, суд приходит к выводу, что постановление Главы города Нижний Тагил от 23.12.2010 за № 2845 противоречит положениям Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" и вынесен органом местного самоуправления с превышением полномочий.
Довод заинтересованного лица о том, что оспариваемый нормативный акт принят в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления, поскольку понятия "норма накопления твердых бытовых отходов" и "нормативы образования" не тождественны, судом рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которым норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е. представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования отходов могут быть приняты:
единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;
единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;
единица площади - для отходов при уборке территории;
человек - для отходов жилищ;
место в гостинице, столовой и пр.
Из оспариваемого постановления следует, что нормы накопления ТБО заинтересованным лицом поставлены в зависимость от производства единицы продукции (жилищный фонд - 1 человек, больничное учреждение - 1 койко-место и т.д.), что соответствует понятию нормативу образования отходов.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.
Согласно статьям 52, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать Постановление Главы города Нижний Тагил № 2845 от 23.12.2010 "Об утверждении нормы накопления твердых бытовых отходов для населенных пунктов муниципального образования город Нижний Тагил на период до 2025 года" не соответствующим положениям ст.ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и недействующим с момента его принятия.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Н.Н.ПРИСУХИНА

Судьи
И.В.ХАЧЕВ
И.В.ЕВДОКИМОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru