Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. по делу № А60-19851/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 04 июля 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Н.В. Гнездиловой,
судей И.В. Хачева, И.В. Евдокимова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О. Никифоровой рассмотрел в судебном заседании 27.06.2012 дело по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 9"
к исполняющему обязанности главы города Каменска-Уральского А.В. Шмыкову
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Открытое акционерное общество "Водоканал", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
о признании недействующим нормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Урдина А.Н., представитель, доверенность 66 АА 1175867 от 04.05.2012, паспорт; Гирева А.В., представитель, доверенность 66 АА 1262341 от 13.05.2012, паспорт;
от заинтересованного лица - Иванова Е.С., представитель, доверенность № 1938 от 28.05.2012, удост. № 261;
от ОАО "Водоканал" - Полуяктова М.А., представитель, доверенность от 02.02.2012, паспорт;
от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к исполняющему обязанности главы города Каменска-Уральского А.В. Шмыкову о признании недействующими абзац 15 в виде формулы Ki = Сiр / Сiд п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский", утвержденных Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575 (в редакции Постановления от 28.11.2011 № 1390).
Заявитель считает, что Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО г. Каменск-Уральский, утвержденные Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575 (в редакции Постановления от 28.11.2011 № 1390), в оспариваемой части, не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права организации.
Возражая на доводы заявителя, заинтересованное лицо указывает, что оспариваемый нормативный акт принят с соблюдением норм действующего законодательства и не противоречит абз. 3 п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системе канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области 14.02.1997 г. № 133-п, который, в свою очередь, разработан во исполнение п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
ОАО "Водоканал" поддерживает доводы заинтересованного лица по основаниям, изложенным в отзыве.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области представило возражения против привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица. Позиция Министерства относительно заявленных ОАО "ТГК-9" требований изложена в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

установил:

Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575 утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский" (опубликовано в газете "Каменский рабочий" № 86 от 05.08.2008).
Постановлениями Администрации г. Каменска-Уральского № 1071 от 16.10.2009, № 576 от 23.05.2011 внесены изменения и дополнения в Условия приема сточных вод (опубликовано в газете "Каменский рабочий" № 94 от 27.10.2009 и № 38 от 24.05.2011).
Полагая, что Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденные постановлением Главы города Каменска-Уральского № 575 от 31.07.2008 (в редакции постановлений от 16.10.2009 № 1071, от 23.05.2011 № 576), не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права организаций и граждан, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2011 по делу № А60-8358/2011 по заявлению ОАО "ТГК-9" об оспаривании нормативного правового акта в Постановление Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575 "Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО г. Каменск-Уральский" было принято решение о признании недействующими абзацы 8, 11, 14 пункта 6.1.2. Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО г. Каменск-Уральский, утвержденных Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575 (в редакции постановлений от 16.10.2009 № 1071, от 23.05.2011 № 576).
В дальнейшем заинтересованным лицом принято Постановление от 28.11.2011 № 1390 (опубликовано в газете "Каменский рабочий" № 95 от 06.12.2011), которым внесены соответствующие изменения в Постановление Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575.
Вместе с тем, заявитель считает, что внесенные изменения не отражают сути решения Арбитражного суда Свердловской области в части выводов относительно порядка расчета коэффициента превышения допустимой концентрации, а именно формулы Ki = Сiр / Сid. По мнению заявителя, решение суда заинтересованным лицом проигнорировано.
Заявитель указывает, что нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, на соответствие которым следует проверить оспариваемые пункты нормативного акта органа местного самоуправления, являются Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", постановление Правительства Российской Федерации № 1310 от 31.12.1995 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановление Правительства Свердловской области № 133-п от 14.02.1997 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее - абоненты).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" Правительство Свердловской области Постановлением от 14.02.1997 № 133-п утвердило порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Пунктом 8.2. данного Порядка установлено, что за сброс сверхнормативных сточных вод:
- при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубический метр превышения объема водоотведения за расчетный период;
- при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ плата взимается по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр) за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны предприятия водно-канализационного хозяйства.
Таким образом, из названного абзаца следует, что плата по повышенному тарифу взимается только в пределах превышения такого норматива.
Разделом 6 Условий приема сточных вод, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского № 575 от 31.07.2008 (в редакции Постановления от 28.11.2011 № 1390) установлены условия оплаты услуг по водоотведению в систему хозяйственно-бытовой канализации г. Каменска-Уральского.


Согласно п. 6.3. Условий приема сточных вод за сброс сверхнормативных сточных вод:
- при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубометр превышения объема водоотведения за расчетный период;
- при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ взимается плата по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр), за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны ОАО "Водоканал".
Абзацами 4 - 19 п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский" определяется методика расчета платы за прием сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Расчет платы за прием сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ (П) осуществляется по формуле:

П = Тп x Q, где

Тп - повышенный тариф;
Q - фактический объем сточных вод с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны организации ВКХ.
В свою очередь, повышенный тариф рассчитывается по следующей формуле:

Тп = Т x Кп, где

Т - тариф (цена) на услуги водоотведения, который устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и включает в себя плату за загрязнение природной среды в пределах допустимого сброса;
Кп - коэффициент повышенной надбавки: Кп = SUM Ki.
Суммарный коэффициент превышения допустимой концентрации считается в следующем порядке: Ki = K1 + К2 + К3 + Кn
Расчет коэффициента превышения установленных нормативов производится согласно абзаца 6. пункта 6.3 Условий
Ki = Сiр / Сiд, где: Ki - коэффициент превышения допустимой концентрации 1-го загрязнения; Сi р - расчетная концентрация i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента; Сi д - допустимая концентрация i-го загрязнения, установленного для абонента.
При этом согласно абзацу 28 п. 6.3. Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский" формула расчета истинных значений концентрации загрязняющих веществ, сбрасываемых абонентом, с учетом концентрации транзитного стока и источников воды:

              Сi вып x V вып - Сi тр x V тр
    Сiр = --------------------------------------- - Сi ист,
                      V вып - V тр

Как следует из пояснений представителей ОАО "ТГК-9", из указанных формул следует, что плата по повышенному тарифу при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ рассчитывается кратно расчетной концентрации загрязнений в пробе сточных вод.
Вместе с тем, плата должна взиматься, в соответствии с абз. 3 пункта 6.3. Постановления: в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр), за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны ОАО "Водоканал".
Исходя из положений указанного пункта, расчетная концентрация загрязнения должна уменьшаться на величину допустимой концентрации, так как повышенная плата должна взимается только за сверхнормативную концентрацию загрязнений.
Таким образом, коэффициент превышения допустимой концентрации i-го загрязнения рассчитанный по методике оспариваемого постановления показывает во сколько раз расчетная концентрация вещества (с учетом концентрации вещества в исходной воде - фоновой концентрации) выше допустимой, хотя по своей сути должен отражать превышение установленных нормативов.
По мнению Заявителя и согласно вышеуказанных нормативных актов при расчете Ki, Сiр - расчетная концентрация i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента должна уменьшаться на величину допустимой концентрации, при этом должна быть применена следующая формула:

            Сiр - Сid
    Ki = ---------------
               Сid

То есть, для определения коэффициента превышения допустимой концентрации необходимо установить разницу между расчетной концентрацией (с учетом концентрации загрязняющего вещества в исходной воде) и допустимой концентрацией и ее соотношение с допустимой концентрацией.
При применении же формулы в виде Ki = Сiр / Сid определяется, во сколько раз расчетная концентрация выше допустимой, т.е. устанавливается коэффициент концентрации (показатель кратности расчетных содержаний химических элементов над их допустимым содержанием).
Таким образом, формула расчета коэффициента превышения допустимой концентрации содержащаяся в оспариваемом постановлении, направлена на установление размера концентрации, а не размера превышения допустимой концентрации, что противоречит п. 8.2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.02.1997 № 133-п.
Вместе с тем заявитель указывает на нарушение прав и законных интересов Общества, так как фактическое применение формулы, содержащейся в абзаце 15 Пункта 6.3 Постановления Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575 (в редакции Постановления от 28.11.2011 № 1390), влечет за собой взимание платы в повышенном размере кратно количеству загрязняющих веществ в пробе сточных вод, а не в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству. Допустимая величина загрязняющих веществ не должна увеличивать размер повышенного тарифа, то есть при расчете кратности повышенного тарифа необходимо учитывать разницу между фактической и допустимой ПДК.
Ссылка заинтересованного лица на "Инструктивно-методические указания по нормированию и контролю сточных вод,... и по взиманию платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов", которые содержат методику расчета платы за прием сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ от 06.08.1997 г., разработанные Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Свердловской области, судом не принимается, поскольку носят рекомендательный характер.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что обоснованность применения метода расчета платы за сверхнормативный сброс сточных вод с использованием в расчете формулы:

         Сiр - Сid
    Ki = ----------
            Сid

проверена Арбитражным судом Свердловской области при рассмотрении дела А60-8358/2011, решение по которому вступило в законную силу.
В деле А60-8358/2011 предметом рассмотрения Арбитражного суда Свердловской области являлась обоснованность применения в расчетах следующих формул:

        Сiф - Сiд
   Кл = ---------  (формула 1)       и       Кл = Сiф / Сiд (формула 2),
           Сiд

Так, согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2011 по делу А60-8358/2011 делу суд признал, что расчет по формуле 1 более точно соответствует требованиям действующего законодательства, чем расчет по формуле 2.
При этом суд установил, что по формуле 2 производится расчет за сброс всего объема сброшенных вод (как нормативного, так и сверхнормативного), а формула 1 определяет расчет концентрации превышения над допустимым показателем, то есть сверхнормативного, что и установлено п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 14.02.1997 № 133-п, и соответствует формуле, приведенной в Инструктивно-методических указаниях по нормированию и контролю сточных вод, отводимых в системы коммунальной канализации населенных пунктов и взимания платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, утвержденных заместителем председателя Правительства Свердловской области.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По настоящему делу основанием требований ОАО "ТГК-9" являются те же обстоятельства, что и по делу А60-8358/2011, а также аналогичное нормативное обоснование, поэтому решение по названному судебному делу обладает свойством преюдиции при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного, суд полагает, что абз. 15 п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский", утвержденных Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575 (в редакции постановления от 28.11.2011 № 1390), противоречит порядку взимания и расчета размера платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установленных п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 14.02.1997 № 133-п и не отвечают целям введения платежей, используемых в качестве мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде.
Несоответствие абз. 15 (в части применения формулы Ki = Сiр / Сiд) п. 6.3 оспариваемого нормативного акта требованиям законодательных актов о порядке взимания платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, в силу ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания указанных положений недействующими, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов суд считает необходимым взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя государственную пошлину в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные Открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 9" требования удовлетворить.
Признать недействующим абзац 15 п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский", утвержденных Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 № 575 (в редакции Постановления от 28.11.2011 № 1390) как не соответствующий требованиям Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 и Постановления Правительства Свердловской области от 14.02.1997 года № 133-п.
Взыскать с Администрации города Каменска-Уральского в пользу Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 9" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА

Судьи
И.В.ХАЧЕВ
И.В.ЕВДОКИМОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru