Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2011 г. № 3-43/2011

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - М.Р.Р.,
с участием прокурора Прокуратуры Республики Башкортостан - Турумтаевой Г.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2011 года
гражданское дело по заявлению Д.С.К. о признании недействующим Закона Республики Башкортостан "О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан" от 27 февраля 1992 года № ВС 10/21 в части установления нерабочими праздничными днями Ураза-байрам, Курбан-байрам,

установил:

27 февраля 1992 года Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан был введен в действие Закон Республики Башкортостан "О праздничных днях в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ). В последующем в Закон РБ были внесены изменения Законами Республики Башкортостан от 23.12.1992 № ВС-15/12, от 22.04.1997 № 87-з, от 02.11.2001 № 246-з, от 27.04.2002 № 311-з, от 31.01.2003 № 454-з, от 18.07.2005 № 209-з, от 03.11.2006 № 370-з, от 02.12.2009 № 186-з и от 01.03.2011 года № 364-з.
Закон РБ неоднократно публиковался в различных редакциях, в последней редакции в газете "Республика Башкортостан" № 42 (27277) от 04.03.11 и в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" от 02.06.11 № 11(353), ст. 587.
Д.С.К. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании Закона РБ в части установления в абзацах 3 и 4 пункта 1 статьи 1 нерабочими праздничными днями Ураза-байрам, Курбан-байрам (в заявлении Д.С.К. ошибочно указаны абзацы 4, 5 п. 2 ст. 1).
В обосновании своих требований указал, что этот Закон в оспариваемой части противоречит Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях", нарушает его право на труд по дискриминационным, религиозным основаниям, причиняет моральный вред, противоречит абзацу 7 пункта 2 статьи 1 этого же Закона и п.п. 1.2 ст. 3, п.п. 1, 2 ст. 4 Закона РБ "О свободе совести и вероисповедания".
Заявитель считает, что поскольку акт, нормы которого он оспаривает, издан государственным органом, это значит, что государство приняло участие в отправлении религиозного, исламского культа, нарушило принципы светского государства, устанавливает дискриминацию по отношению к представителям других вероисповеданий и гражданам, не исповедующим никакой религии.
В судебном заседании Д.С.К. свои требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в его заявлении.
Представитель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Я.Р.Р. (доверенность от <...> года ...), возражая против заявленных требований, утверждал, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях, т.е. оспариваемые заявителем нормы, федеральному законодательству не противоречат.
По мнению Я.Р.Р., оспариваемые заявителем нормы не противоречат трудовому законодательству и не влекут дискриминацию в сфере трудовых отношений. Кроме того, из заявления Д.С.К. не усматривается, в чем выражается нарушение оспариваемыми нормами его трудовых прав.
Представитель Президента Республики Башкортостан Г.М.В. (доверенность от <...> года ...) просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным представителем Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, добавив, что, как пояснил в судебном заседании заявитель, он не исповедует какую-либо религию, следовательно, его религиозные права оспариваемыми нормами не затрагиваются.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя, прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявления следует отказать, представителей заинтересованных лиц, исследовав их доводы и возражения, суд считает, что заявление Д.С.К. удовлетворению не подлежит.
Рассматриваемые правоотношения носят комплексный характер. С одной стороны они относятся к вопросам вероисповедания, с другой, касаются трудовых прав граждан.
Согласно пунктам "б" и "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На федеральном уровне данные правоотношения регулируются Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ с последующими изменениями (далее - Закон о свободе совести) и нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов... Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права... В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Как видно из этой статьи, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.
Учитывая изложенное, суд считает, что издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
Оспариваемые нормы не снижают, а повышают уровень трудовых прав работников субъекта Российской Федерации, улучшая тем самым их правовое положение.
Согласно части 7 статьи 4 Закона о свободе совести, по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
В этой норме говорится об объявлении религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями "соответствующими органами государственной власти" на "соответствующих территориях".
Согласно статьям 65, 66, 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя, в том числе, и территории ее субъектов.
В соответствии с пунктом "б" статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является полномочиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ указанных положений в совокупности позволяет сделать вывод о том, что объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на территории субъекта Российской Федерации входит в компетенцию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Заявитель Д.С.К., не исповедующий какую-либо религию, считает, что установление любых религиозных праздников является ограничением его конституционного права на труд, установленного также и нормами Трудового кодекса Российской Федерации, т.к. он в эти праздничные дни желает трудиться, а в соответствии со ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается и допускается лишь в исключительных случаях.
С этим мнением суд согласиться не может, поскольку освобождение от исполнения трудовых обязанностей посредством объявления праздничного нерабочего дня нарушением права на труд не является. Федеральным законодательством не только разрешается объявление праздничных нерабочих дней по религиозному основанию органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но и объявлен на территории всей Российской Федерации религиозный праздник 7 января - Рождество Христово (ст. 112 ТК РФ). Граждане Российской Федерации в этот день освобождаются от труда, он является днем отдыха.
Из статьи 28 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гарантируется свобода вероисповедания, а в соответствии с ч. 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его религиозной принадлежности. В этой норме отражается равное отношение государства ко всем религиозным конфессиям.
Согласно пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Принимая во внимание эти конституционные положения, суд считает, что реализация заявителем своего права на труд в виде отказа от отдыха в праздничный день, объявленный по религиозным основаниям, не должна нарушать права и свободы лиц, исповедующих какую-либо религию.
В этой связи суд не согласен и с мнением заявителя о том, что, устанавливая праздничные дни по религиозным основаниям, государство приняло участие в отправлении религиозного культа, нарушило принципы светскости государства. Светский характер государства не препятствует ему содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы вероисповедания, предоставляя своим гражданам отдых в религиозные праздники.
Руководствуясь статьями 194 - 199, ч. 1 ст. 253 ГПК Российской Федерации, Верховный суд Республики Башкортостан

решил:

В удовлетворении заявления Д.С.К. о признании абзацев 3 и 4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан "О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан" от 27 февраля 1992 года № ВС-10/21 с последующими изменениями, об установлении нерабочими праздничными днями Ураза-байрам, Курбан-байрам, недействующими со дня обращения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
Верховного суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru