УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
от 1 августа 2012 года
ДОСУДЕБНЫЙ АУДИТ - НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ
И ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
Как подчеркнул руководитель УФНС России по Иркутской области Константин Зайцев на пресс-конференции "Досудебный аудит как наиболее эффективный и доступный способ разрешения налоговых споров", состоявшейся 1 августа, в настоящее время процедура досудебного урегулирования налоговых споров широко распространена в практике налоговых органов и можно говорить о перспективах развития и совершенствовании такого способа разрешения конфликтных ситуаций.
Досудебный аудит - это часть системы внутреннего контроля, позволяющая при наличии жалоб налогоплательщиков не только устранять имеющиеся нарушения в работе налоговых органов, но и, систематизируя их, повышать эффективность контроля.
Налогоплательщику данная система позволяет защищать свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочной и дорогостоящей судебной процедуре.
В Управление ФНС России по Иркутской области за первое полугодие 2012 года в рамках досудебного урегулирования споров поступило от налогоплательщиков 564 жалобы на принятые территориальными инспекциями решения, действия или бездействие должностных лиц, что на 15% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; рассмотрено 508 жалоб (на 2% меньше).
В Иркутской области при рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворено 56% жалоб. Оспариваемая налогоплательщиками сумма требований по рассмотренным жалобам составила 1332199 тыс. руб., из которых удовлетворены требования на сумму 196040 тыс. руб., или 14,7%. Что говорит о качестве контрольной работы инспекций и обоснованности требуемых к уплате доначисленных сумм налогов, штрафов и пени.
В большей части споры между налогоплательщиками и налоговыми органами обусловлены имеющимися пробелами и противоречиями в налоговом законодательстве, в связи с чем государство ведет постоянную работу по его изменению. В настоящее время в Налоговом кодексе практически нет ни одной статьи, которая не подверглась бы дополнению или корректировке. В связи с этим надлежащее соблюдение норм налогового законодательства становится для налогоплательщиков все более сложной задачей.
При этом имеющиеся в законодательстве ограничения не позволяют урегулировать все налоговые споры на местном уровне (в частности, инспекции не имеют права отменить свой ненормативный акт, принятый по результатам налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля).
Еще шесть лет назад в самом начале процесса формирования системы досудебного аудита налогоплательщики относились к ней с недоверием, поскольку считали неэффективным жаловаться на налоговые органы в сами же налоговые органы, а наибольшее количество судебных дел с участием государственных органов приходилось на долю именно налоговой службы.
Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов или действий (бездействия) их должностных лиц. Во-первых, сохранение деловой репутации. Во-вторых, незатратный способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений (уплата госпошлины, расходы на представителя). В-третьих, досудебное урегулирование спора происходит намного быстрее, чем судебное разбирательство.
Кроме того, в случае отрицательного результата рассмотрения жалобы у налогоплательщика имеется возможность при обращении в суд учесть позицию налогового органа и более тщательно подготовиться к защите своей позиции.
Контроль, осуществляемый вышестоящим налоговым органом (в данном случае - региональным Управлением) за деятельностью инспекций, и методологическая работа с учетом сложившейся практики досудебного аудита позволяют повышать качество контрольной работы налоговых органов и снижать количество жалоб налогоплательщиков.
За три года с момента вступления в силу поправок в Налоговый кодекс об обязательном досудебном рассмотрении налоговых споров система досудебного аудита себя полностью оправдала. На сегодняшний день около 80% споров проходят эту процедуру, а количество судебных споров уменьшилось более чем на 40%. Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению количества судебных споров, поскольку налоговая служба самостоятельно отменяет необоснованные решения или решения, по которым нет судебной перспективы. При этом улучшились показатели и судебной работы налоговых органов: в пользу бюджета в среднем по стране рассматривается более 60% всех оспариваемых налогоплательщиками сумм.
В прошлом году Управлением ФНС России по Иркутской области было рассмотрено более 1200 жалоб налогоплательщиков, при этом судами - в 2,7 раза меньше исков налогоплательщиков к налоговым органам. В первом полугодии 2012 года Управлением рассмотрено 508 жалоб, судами - в 2,3 раза меньше исков.
Показатели свидетельствуют о повышении качества досудебного аудита, эффективности администрирования, снижении нагрузки на судебную систему, а также о высоком уровне доверия налогоплательщиков Иркутской области к такому методу защиты своих прав.
Несколько примеров из сложившейся практики
Управление проверяет соблюдение подведомственными инспекциями процедур проведения налоговых проверок и вынесения по ним решений, а также прав налогоплательщиков, предусмотренных Налоговым кодексом. В частности, отменяются решения о доначислении налогов, пени и штрафов в связи с тем, что налогоплательщикам не вручены копии документов, положенных в основу принятого решения, или если они не были должным образом уведомлены о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Управление анализирует и направляет в инспекции обзоры практики рассмотрения налоговых споров с целью исключения предпосылок возникновения отдельных категорий споров в будущем. Скажем, имеют место случаи, когда налогоплательщики заявляют при регистрации виды деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, но данными видами деятельности не занимаются и представляют налоговые декларации с "нулевыми" показателями. При нарушении сроков сдачи отчетности инспекции штрафовали их на 1 тыс. рублей. Управление отменяло такие решения в связи с тем, что обязанность по представлению налоговых деклараций у данных налогоплательщиков отсутствует. В настоящее время такие споры с налогоплательщиками не возникают.
Кроме того, Управление практикует уменьшение минимальной суммы налоговых санкций за несвоевременное представление налоговой отчетности в связи с наличием смягчающих обстоятельств в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, таких как некоммерческие объединения граждан, физические лица с небольшой суммой дохода или налогоплательщики, осуществляющие социально значимые виды деятельности. Такой подход, учитывая складывающуюся арбитражную практику, оправдал себя.
Были случаи обращения в Управление плательщиков земельного налога в связи с тем, что в решении Думы г. Шелехов была допущена техническая ошибка и упущена ставка налога на "прочие" земельные участки. Требования налогоплательщиков, на этом основании требующих освободить их от уплаты налога, оставлены без удовлетворения, а в адрес Губернатора и Законодательного собрания области направлено предложение о предварительном согласовании с налоговой службой проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Перспективы развития системы досудебного аудита
В начале года Федеральная налоговая служба выступила с инициативой ввести обязательную досудебную процедуру для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Также предлагается:
- увеличить срок подачи жалобы - с 3 месяцев до года, а апелляционной жалобы - с 10 дней до одного месяца;
- ввести ускоренную процедуру - за 15 дней (в настоящее время это месяц) - рассмотрения жалоб на ненормативные акты налоговых органов (за исключением решений о привлечении к налоговой ответственности) и действия должностных лиц;
- создать двухуровневую систему обжалования: обязательное обращение с жалобой на действие инспекции - в региональное Управление налоговой службы; а при несогласии с его решением - добровольное обращение в ФНС России.
При этом право налогоплательщика на последующее обращение в суд не ограничивается.
Данная концепция поддержана общественным советом при ФНС России. При одобрении инициативы законодательной властью новый порядок может быть введен в практику с 2014 года.