Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕСС-РЕЛИЗ
от 1 августа 2012 года

ДОСУДЕБНЫЙ АУДИТ - НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ
И ДОСТУПНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Как подчеркнул руководитель УФНС России по Иркутской области Константин Зайцев на пресс-конференции "Досудебный аудит как наиболее эффективный и доступный способ разрешения налоговых споров", состоявшейся 1 августа, в настоящее время процедура досудебного урегулирования налоговых споров широко распространена в практике налоговых органов и можно говорить о перспективах развития и совершенствовании такого способа разрешения конфликтных ситуаций.
Досудебный аудит - это часть системы внутреннего контроля, позволяющая при наличии жалоб налогоплательщиков не только устранять имеющиеся нарушения в работе налоговых органов, но и, систематизируя их, повышать эффективность контроля.
Налогоплательщику данная система позволяет защищать свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочной и дорогостоящей судебной процедуре.
В Управление ФНС России по Иркутской области за первое полугодие 2012 года в рамках досудебного урегулирования споров поступило от налогоплательщиков 564 жалобы на принятые территориальными инспекциями решения, действия или бездействие должностных лиц, что на 15% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; рассмотрено 508 жалоб (на 2% меньше).
В Иркутской области при рассмотрении вышестоящим налоговым органом удовлетворено 56% жалоб. Оспариваемая налогоплательщиками сумма требований по рассмотренным жалобам составила 1332199 тыс. руб., из которых удовлетворены требования на сумму 196040 тыс. руб., или 14,7%. Что говорит о качестве контрольной работы инспекций и обоснованности требуемых к уплате доначисленных сумм налогов, штрафов и пени.
В большей части споры между налогоплательщиками и налоговыми органами обусловлены имеющимися пробелами и противоречиями в налоговом законодательстве, в связи с чем государство ведет постоянную работу по его изменению. В настоящее время в Налоговом кодексе практически нет ни одной статьи, которая не подверглась бы дополнению или корректировке. В связи с этим надлежащее соблюдение норм налогового законодательства становится для налогоплательщиков все более сложной задачей.
При этом имеющиеся в законодательстве ограничения не позволяют урегулировать все налоговые споры на местном уровне (в частности, инспекции не имеют права отменить свой ненормативный акт, принятый по результатам налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля).
Еще шесть лет назад в самом начале процесса формирования системы досудебного аудита налогоплательщики относились к ней с недоверием, поскольку считали неэффективным жаловаться на налоговые органы в сами же налоговые органы, а наибольшее количество судебных дел с участием государственных органов приходилось на долю именно налоговой службы.
Институт досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов или действий (бездействия) их должностных лиц. Во-первых, сохранение деловой репутации. Во-вторых, незатратный способ урегулирования спора, так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений (уплата госпошлины, расходы на представителя). В-третьих, досудебное урегулирование спора происходит намного быстрее, чем судебное разбирательство.
Кроме того, в случае отрицательного результата рассмотрения жалобы у налогоплательщика имеется возможность при обращении в суд учесть позицию налогового органа и более тщательно подготовиться к защите своей позиции.
Контроль, осуществляемый вышестоящим налоговым органом (в данном случае - региональным Управлением) за деятельностью инспекций, и методологическая работа с учетом сложившейся практики досудебного аудита позволяют повышать качество контрольной работы налоговых органов и снижать количество жалоб налогоплательщиков.
За три года с момента вступления в силу поправок в Налоговый кодекс об обязательном досудебном рассмотрении налоговых споров система досудебного аудита себя полностью оправдала. На сегодняшний день около 80% споров проходят эту процедуру, а количество судебных споров уменьшилось более чем на 40%. Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению количества судебных споров, поскольку налоговая служба самостоятельно отменяет необоснованные решения или решения, по которым нет судебной перспективы. При этом улучшились показатели и судебной работы налоговых органов: в пользу бюджета в среднем по стране рассматривается более 60% всех оспариваемых налогоплательщиками сумм.
В прошлом году Управлением ФНС России по Иркутской области было рассмотрено более 1200 жалоб налогоплательщиков, при этом судами - в 2,7 раза меньше исков налогоплательщиков к налоговым органам. В первом полугодии 2012 года Управлением рассмотрено 508 жалоб, судами - в 2,3 раза меньше исков.
Показатели свидетельствуют о повышении качества досудебного аудита, эффективности администрирования, снижении нагрузки на судебную систему, а также о высоком уровне доверия налогоплательщиков Иркутской области к такому методу защиты своих прав.

Несколько примеров из сложившейся практики

Управление проверяет соблюдение подведомственными инспекциями процедур проведения налоговых проверок и вынесения по ним решений, а также прав налогоплательщиков, предусмотренных Налоговым кодексом. В частности, отменяются решения о доначислении налогов, пени и штрафов в связи с тем, что налогоплательщикам не вручены копии документов, положенных в основу принятого решения, или если они не были должным образом уведомлены о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Управление анализирует и направляет в инспекции обзоры практики рассмотрения налоговых споров с целью исключения предпосылок возникновения отдельных категорий споров в будущем. Скажем, имеют место случаи, когда налогоплательщики заявляют при регистрации виды деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, но данными видами деятельности не занимаются и представляют налоговые декларации с "нулевыми" показателями. При нарушении сроков сдачи отчетности инспекции штрафовали их на 1 тыс. рублей. Управление отменяло такие решения в связи с тем, что обязанность по представлению налоговых деклараций у данных налогоплательщиков отсутствует. В настоящее время такие споры с налогоплательщиками не возникают.
Кроме того, Управление практикует уменьшение минимальной суммы налоговых санкций за несвоевременное представление налоговой отчетности в связи с наличием смягчающих обстоятельств в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, таких как некоммерческие объединения граждан, физические лица с небольшой суммой дохода или налогоплательщики, осуществляющие социально значимые виды деятельности. Такой подход, учитывая складывающуюся арбитражную практику, оправдал себя.
Были случаи обращения в Управление плательщиков земельного налога в связи с тем, что в решении Думы г. Шелехов была допущена техническая ошибка и упущена ставка налога на "прочие" земельные участки. Требования налогоплательщиков, на этом основании требующих освободить их от уплаты налога, оставлены без удовлетворения, а в адрес Губернатора и Законодательного собрания области направлено предложение о предварительном согласовании с налоговой службой проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Перспективы развития системы досудебного аудита

В начале года Федеральная налоговая служба выступила с инициативой ввести обязательную досудебную процедуру для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Также предлагается:
- увеличить срок подачи жалобы - с 3 месяцев до года, а апелляционной жалобы - с 10 дней до одного месяца;
- ввести ускоренную процедуру - за 15 дней (в настоящее время это месяц) - рассмотрения жалоб на ненормативные акты налоговых органов (за исключением решений о привлечении к налоговой ответственности) и действия должностных лиц;
- создать двухуровневую систему обжалования: обязательное обращение с жалобой на действие инспекции - в региональное Управление налоговой службы; а при несогласии с его решением - добровольное обращение в ФНС России.
При этом право налогоплательщика на последующее обращение в суд не ограничивается.
Данная концепция поддержана общественным советом при ФНС России. При одобрении инициативы законодательной властью новый порядок может быть введен в практику с 2014 года.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru