Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Белгородская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2012 г. № 302-пп

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА
В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Во исполнение пункта 1 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № ВП-П44-8657 и в целях улучшения качества и доступности государственных услуг правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития театрального дела в Белгородской области до 2020 года (далее - Концепция).

2. Управлению культуры области (Курганский С.И.) при разработке отраслевых программ на краткосрочную перспективу учитывать основные направления и приоритеты в развитии театрального дела, предусмотренные Концепцией.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент образования, культуры и молодежной политики области (Коврижных Ю.В.).
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 марта начиная с 2013 года.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утверждена
постановлением
правительства Белгородской области
от 23 июля 2012 № 302-пп

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

Концепция развития театрального дела в Белгородской области основана на принципах, заложенных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).
В предстоящем десятилетии, как определено в Концепции, ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.
По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития театрального дела в России и в каждом из субъектов Российской Федерации.
Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды. Театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский.
Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению. По сути, он неизмеримо выше его рыночной оценки.
Российская модель репертуарного театра, сложившаяся в нашей стране в течение двух веков благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность.
Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.
Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования. Тем не менее, необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Основной стратегической целью реализации Концепции в Белгородской области является обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и на базе достижений российского и мирового опыта в сфере театрального искусства.



Инициация создания и продвижения к сценическому воплощению современных драматических и музыкально-драматических произведений должна стать одной из важных задач государственной поддержки театрального процесса.
Поддержка создания новых спектаклей, в том числе произведений современной драматургии, должна включать в себя: экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей, в том числе с учетом художественной миссии театра, и произведений современных авторов в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий в иных формах.

Раздел 5. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.
Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики в регионе.
С принятием Федеральных законов от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государство сняло с себя бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений, которое оно ранее несло по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен.
Важно, чтобы такая модель финансового обеспечения учреждений не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности организаций. В ряде отраслей социально-культурной сферы конструирование такого рода показателей особых трудностей не вызывает. Но в отношении театра эта задача до сегодняшнего дня не нашла решения ни в отечественной, ни в мировой экономической науке, ни в практике театрального дела каких-либо стран. Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные "результаты работы", не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать две части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство.
Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.

Раздел 6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРОВ

Особенность образования в области театрального искусства, как и в других видах искусства, определяется тем, что оно базируется не только на научных знаниях, как в большинстве других сфер, а на непосредственной передаче опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и на чувственном, духовном уровне. Это обстоятельство в значительной степени определяет специфику образования в области театрального искусства, которая в недостаточной степени учитывается законодательством Российской Федерации об образовании и другими нормативными правовыми актами.
Отечественная театральная школа - признанный мировой лидер, что подтверждается регулярными успехами представителей России на международных театральных конкурсах, фестивалях, постоянным приглашением за рубеж преподавателей творческих дисциплин российских театральных учебных заведений и т.п.
Система повышения квалификации театральных специалистов, которая активно функционировала в прежние годы и давала хорошие результаты, фактически была свернута в связи с коммерциализацией этой деятельности. Относящиеся к дополнительному профессиональному образованию программы повышения квалификации в 90-х годах XX века в основном потеряли государственную финансовую поддержку. Это же относится и к такой распространенной ранее форме повышения квалификации, как творческие стажировки.
Интересы развития отечественного театрального искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации, являющейся важным элементом театрального дела в России. При этом следует применять различные формы повышения квалификации с использованием потенциала высших учебных заведений как внутри своего региона, так и за его пределами.
Качество театральной деятельности и развитие отечественного сценического искусства во многом зависит от корпуса руководителей театров. Цели и задачи театра изначально имеют такие разнонаправленные векторы, как удовлетворение эстетических потребностей населения и развитие этих потребностей, обеспечение гражданам России доступности к культурным благам и реализация ценовой политики, позволяющей максимизировать доходы, создание максимально благоприятных условий для творчества, для развития театрального искусства и решение повседневных задач проката текущего репертуара и др. Соответственно этому при управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого определяющего ряда, с другой стороны, - задачи организационно-хозяйственные, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе.
Руководители театров (художественные и административные) должны обладать необходимым уровнем знаний как в области искусства, так и в сфере управления, осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающихся на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар-технологии, поиск альтернативных финансовых источников для поддержки своей деятельности и др. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими соответствующую подготовку.
Система подготовки кадров и повышения квалификации в интересах развития театрального дела в предстоящем периоде предусматривает:
- аккредитацию соответствующих направлений (специальностей) в образовательном учреждении высшего и среднего профессионального образования (Белгородский государственный институт искусств и культуры);
- возрождение и развитие системы повышения квалификации театральных специалистов;
- повышение качества образовательных программ вузовской подготовки и повышение квалификации специалистов - руководителей театров;
- привлечение в театры своего региона высококвалифицированных театральных специалистов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа.

Раздел 7. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ТЕАТРАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сегодня наряду с государственными и муниципальными театрами в области функционируют некоммерческие любительские театры.
Независимые театры занимают свою важную нишу в развитии театрального искусства. В рамках такого театра комфортно ощущают себя новаторские театральные группы, ведущие поиск новых художественных средств. В этой связи деятельность таких независимых объединений нельзя рассматривать изолированно от общего театрального процесса, напротив, необходимо стимулировать возможные формы их взаимодействия с государственными (муниципальными) репертуарными театрами.
Сегодня необходимо предусмотреть адекватные формы поддержки молодежных театров со стороны органов власти. Наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств. Но поддержка должна реализовываться не только в финансовой форме, а в первую очередь увеличением количества экономически доступных для театра свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры.
Таким образом, Концепция предусматривает:
- мониторинг деятельности независимых театральных объединений, а также сценических и несценических площадок, которые могут быть на льготных условиях предоставлены независимым театральным объединениям;
- целевую поддержку создания и проката спектаклей независимых театральных объединений, в том числе на гастролях;
- меры по стимулированию взаимодействия репертуарных театров и независимых театральных объединений.

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит сохранить сеть государственных и муниципальных театров в области, обеспечить их финансирование не ниже уровня, позволяющего поддерживать творческий потенциал и обеспечивать жителям Белгородской области возможность посещения театров, не допускать снижения количества посещений.
Разработка на основе Концепции проектов нормативных правовых актов Белгородской области, касающихся деятельности театров, так как существующая нормативная правовая база носит только рекомендательный характер для регионов.
Необходимо на основании Концепции разработать региональную программу поддержки театрального дела с тем, чтобы к 2020 году обеспечить финансирование:
увеличения общего количества спектаклей, при этом спектакли детского и подросткового репертуара должны составлять не менее 20 процентов общего количества показанных в целом;
увеличения постановок детского репертуара в объеме не менее 15 процентов общего числа новых постановок, подготовленных по заданию и (или) заказу учредителей;
увеличения количества произведений современной драматургии, в том числе предназначенных для детской аудитории;
строительства (приобретения) для государственных и муниципальных театров служебной жилой площади (общежитий-гостиниц) для временного проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников и других специалистов.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru