АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. по делу № А12-10206/2012
Резолютивная часть решения объявлена 14.06.2012 г., полный текст решения изготовлен 20.06.2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик Инны Васильевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя В. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к Правительству Волгоградской области (ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965), Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770) о признании незаконными действий (бездействия)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А., представитель по доверенности от 26.04.2012 г.;
от УРТ - К., представитель по доверенности <...>;
от Правительства Волгоградской области - К., представитель по доверенности <...>;
установил:
Индивидуальный предприниматель В. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее - УРТ Администрации Волгоградской области, ответчик) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49
АПК РФ, о признании незаконными действий Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области по проведению плановой проверки соблюдения требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальным предпринимателем В.; о признании незаконным бездействия Правительства Волгоградской области и Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области по несвоевременному государственному регулированию цен (тарифов), на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении по утвержденным маршрутам; об обязании Правительства Волгоградской области и Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области внести в постановление
РСТ Волгоградской области от 22 марта 2006 года № 9/6 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, по утвержденным городским и пригородным маршрутам" изменения минимальной и максимальной стоимости проезда с учетом сложившейся ситуации в настоящее время.
В судебном заседании 14.06.2012 г. по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Волгоградской области на надлежащего - Правительство Волгоградской области. В связи с чем, заявитель уточнил заявленное требование к Правительству Волгоградской области. Судебное заседание с согласия участвующих в деле представителей заявителя, Правительства Волгоградской области, УРТ Администрации области, продолжено (протокол и аудиозапись судебного заседания от 14.06.2012 г.).
Заявитель ходатайствует о восстановлении процессуального срока на обжалование действий и бездействия ответчиков, в части, касающейся требования о признании незаконным бездействия Правительства Волгоградской области и Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области по несвоевременному государственному регулированию цен (тарифов), на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении по утвержденным маршрутам, поскольку предприниматель не знал об утвержденных на уровне субъекта тарифах на перевозку пассажиров в пригородном автомобильном транспорте. Суд полагает возможным удовлетворить заявленное ходатайство и рассмотреть заявление по существу, поскольку требования заявителя сформулированы как оспаривание бездействия ответчиков, о которых он узнал при проведении плановой проверки УРТ Администрации области в феврале - марте 2012 г.
В ходе рассмотрения дела суд предлагал заявителю уточнить заявленные требования.
Заявитель требования поддерживает, просит признать незаконными оспариваемые действия и бездействие, обязать Правительство Волгоградской области и Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области внести в постановление
РСТ Волгоградской области от 22 марта 2006 года № 9/6 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, по утвержденным городским и пригородным маршрутам" изменения минимальной и максимальной стоимости проезда с учетом сложившейся ситуации в настоящее время.
В обоснование требований, заявитель сослался на постановление
Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановление
Главы Администрации Волгоградской области от 06.07.2004 г. № 601 "Об утверждении дополнительного перечня продукции и услуг, подлежащих регулированию Региональной службой по тарифам Волгоградской области", Положение
о Региональной службе по тарифам Волгоградской области от 19.12.2000 г. № 961 (в редакции постановления Главы Администрации Волгоградской области от 12.03.2004 г. № 204), согласно которым тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении по утвержденным маршрутам устанавливаются субъектом Федерации, в лице Региональной службы по тарифам Волгоградской области, правопреемником которой, является УРТ Администрации области. Также заявитель указал, что с момента принятия постановления
РСТ Волгоградской области от 22.03.2006 г. № 9/6 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, по утвержденным городским и пригородным маршрутам" прошло 6 лет, однако, несмотря на это, органами регулирования тарифы не пересматривались и не менялись. Кроме того, предприниматель оспаривает действия УРТ по проведении плановой проверки, т.к. считает, что другие перевозчики, которые работают с предпринимателем более 10 лет, ни разу не проверялись.
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, Правительство Волгоградской области заявленные требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, представлены отзывы.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 9
Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", (далее - ФЗ-294) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля, органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Органы прокуратуры в срок до 01 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля, органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2012 год, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2012/, индивидуальный предприниматель В. включен в сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2012 год по соблюдению требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Согласно пункту 8 статьи 9
названного Закона основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
С учетом выписки из ЕГРИП от 09.04.2012 г., датой государственной регистрации индивидуального предпринимателя является 19.10.2006 г. (т. 1. л.д. 17 - 18).
Согласно пункту 12 статьи 9
Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Из материалов дела следует, что распоряжение УРТ Администрации области от 27.02.2012 г. № 12/035-кт о проведении плановой документарной проверки в период с 19.03.2012 г. по 13.04.2012 г. заявителя направлено в адрес предпринимателя 27.02.2012 г. и получено им 02.03.2012 г.
В ходе плановой проверки установлено, что ИП В. оказывает услуги по перевозке пассажиров на пригородном автобусном маршруте "г. Камышин (Автостанция) - г. Петров Вал" Камышинского района Волгоградской области, протяженность которого, в соответствии с паспортом маршрута, составляет 23 километра. Однако, в проверяемом периоде предпринимателем применялись тарифы на перевозку, которые не соответствуют утвержденным постановлением
РСТ Волгоградской области от 22 марта 2006 г. № 9/6. С заявлением об установлении (изменении) тарифа на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, для индивидуального предпринимателя В. на пригородном маршруте городского округа г. Камышин - г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области, предприниматель в УРТ Администрации области не обращался.
По результатам проведенной проверки составлен акт № 03-04/12-038 от 22.03.2012 г. и выдано предписание от 22.03.2012 г., которые сопроводительным письмом от 23.03.2012 г. № 31-03-04/522 направлены в адрес предпринимателя и получены им 02.04.2012 г.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, постановлением по делу об административном правонарушении от 19.04.2012 г. предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.6
КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что доводы заявителя о незаконности проведения в отношении заявителя в 2012 году плановой проверки соблюдения требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом являются необоснованными.
Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) включены в Перечень
продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
В соответствии с п. 1.1
Положения об Управлении, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 674-п "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" Управление является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
Постановлением
РСТ Волгоградской области от 22 марта 2006 г. № 9/6 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, по утвержденным городским и пригородным маршрутам" установлены следующие тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, в городском и пригородном сообщении для населенных пунктов Волгоградской области:
┌──────────────────┬───────────────────────────────┬───────────┬──────────┐
│ Длина маршрута │ Транспортное средство │Максимальн.│Минимальн.│
│ (тарифного │ │ │ │
│ участка), │ │ │ │
├──────────────────┼───────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│до 10 │Автобус вместимостью до 15 │ │ 6 │
├──────────────────┼───────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│от 10 до 20 │Автобус вместимостью до 15 │ 8 │ 7 │
├──────────────────┼───────────────────────────────┼───────────┼──────────┤
│от 20 до 30 │Автобус вместимостью до 15 │ 15 │ 12 │
└──────────────────┴───────────────────────────────┴───────────┴──────────┘
В соответствии с представленными ИП В. к проверке сведениями, а именно: приказом № 1 от 20 июля 2011 г. "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров", фотографией информационной таблички, размещаемой в салоне автобуса, с указанием стоимости проезда пассажиров, а также сведениями, содержащимися в паспорте пригородного автобусного маршрута "г. Камышин (Автостанция) - г. Петров Вал", ИП В. применял иные тарифы, которые не соответствуют тарифам, утвержденным постановлением
РСТ Волгоградской области от 22 марта 2006 г. № 9/6.
┌───────────────────────┬─────────────┬────────────┬───────────┬──────────┐
│Наименование тарифного │Протяженность│Тарифы на │ Тарифы на │ Размер │
│ участка маршрута │ тарифного │перевозку │ перевозку │отклонений│
│ "г. Камышин │ участка по │пассажиров, │пассажиров,│ (+, -) │
│ (Автостанция) - │ паспорту │установлен- │применяемые│ руб. │
│ г. Петров Вал" │маршрута, км.│ные поста- │ИП В.(руб.)│ │
│ │ │новлением │ │ │
│ │ │УРТ Адми- │ │ │
│ │ │нистрации │ │ │
│ │ │Волгоград- │ │ │
│ │ │ской области│ │ │
│ │ │от │ │ │
│ │ ├──────┬─────┤ │ │
│ │ │ min. │max. │ │ │
├───────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼───────────┼──────────┤
│Камышин - Петров Вал │ 23,0 │ 12 │ 15 │ 25 │ +10 │
├───────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼───────────┼──────────┤
│Камышин - Вторсырье │ 8,0 │ 6 │ 7 │ 10 │ +3 │
├───────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼───────────┼──────────┤
│Камышин - Карпунино │ 11,0 │ 7 │ 8 │ 15 │ +7 │
├───────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼───────────┼──────────┤
│Камышин - Грязнуха │ 17,5 │ 7 │ 8 │ 20 │ +12 │
├───────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼───────────┼──────────┤
│Петров Вал - Камышин │ 23,0 │ 2 │ 15 │ 25 │ +10 │
├───────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼───────────┼──────────┤
│Петров Вал - Вторсырье │ 15,0 │ 7 │ 8 │ 20 │ +12 │
├───────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼───────────┼──────────┤
│Петров Вал - Карпунино │ 12,0 │ 7 │ 8 │ 15 │ +7 │
├───────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼───────────┼──────────┤
│Петров Вал - Грязнуха │ 5,5 │ 6 │ 7 │ 10 │ +3 │
└───────────────────────┴─────────────┴──────┴─────┴───────────┴──────────┘
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также исходил из следующего.
Постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 07.05.2009 № 486 "Об утверждении Порядка формирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Волгоградской области" утвержден Порядок
формирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Волгоградской области. В соответствии с п. 2.1
указанного порядка для установления (изменения) тарифов заявитель представляет в УРТ Администрации Волгоградской области следующие расчетные материалы (в подлинниках или надлежаще заверенных копиях):
1) заявление об установлении (изменении) тарифов;
2) реестр представленных документов с постраничной нумерацией;
3) сведения о заявителе (для юридических лиц - полное наименование, юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактный телефон и факс);
4) эксплуатационные показатели работы маршрута:
- действующее расписание движения, согласованное в установленном порядке;
- паспорт маршрута, оформленный в установленном порядке;
- справку о наличии транспортных средств с указанием марки, года выпуска, количества посадочных мест, вида применяемого топлива или паспорт транспортного средства;
- справку о балансовой и остаточной стоимости основных производственных фондов по состоянию на начало текущего года (на текущую дату) - для транспортных средств, находящихся в собственности перевозчика;
- документы, подтверждающие право перевозчика на владение транспортным средством (договор купли-продажи, договор аренды и другие правоустанавливающие документы);
- расчет нормативного пробега транспортных средств: для городского маршрута - исходя из нулевого пробега, протяженности каждого маршрута, количества рейсов и количества дней работы маршрута; для пригородного и междугороднего внутриобластного маршрутов - исходя из количества дней работы маршрута, времени в наряде и эксплуатационной скорости;
- расчет нормативной численности водителей, кондукторов и ремонтных рабочих;
- расчет планируемого пассажиропотока для городских маршрутов или пассажирооборота для пригородных и внутриобластных междугородних маршрутов - на основании общего количества рейсов и фактической вместимости транспортных средств с учетом материалов обследования пассажиропотока и (или) пассажирооборота. Если данные за предшествующие периоды отсутствуют, то планируемый объем перевозок пассажиров или пассажирооборот принимается расчетный, но не ниже средней наполняемости транспортного средства аналогичной вместимости на аналогичных маршрутах;
5) приказы об учетной политике организации за предшествующий и текущий год;
6) расчет затрат на топливо и смазочные материалы;
7) расчет затрат на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
8) расчет затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин;
9) расчет затрат на оплату труда и отчислений с заработной платы:
- справку о среднесписочной численности работников и сложившейся средней заработной плате в целом по организации и в разрезе по категориям работающих за предшествующий отчетный год и последний отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев);
- штатное расписание на текущий год с утвержденным фондом оплаты труда (копии трудовых договоров);
- положение об оплате труда и премировании;
- уведомление о размере страховых взносов от несчастных случаев;
10) расчет амортизационных отчислений, справку об использовании амортизационных отчислений;
11) расчет прочих расходов;
12) расчет тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (пригородном), пригородном и внутриобластном междугороднем сообщении;
13) регистрационные и другие разрешительные документы: лицензию на перевозку пассажиров;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
- выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей); выписку из ЕГРЮЛ; учредительные документы;
14) договор (контракт) на выполнение государственного и (или) муниципального заказа и (или) договор на организацию транспортного обслуживания населения при условии финансирования из бюджета соответствующего уровня;
15) бухгалтерскую и финансовую отчетность:
- данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации за базовый период регулирования и последний отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев) в целом по организации и в разрезе по видам деятельности с указанием видов работ и услуг;
- копии бухгалтерской отчетности за базовый период регулирования и последний отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев);
- форму 1
"Бухгалтерский баланс" (с расшифровкой строк 240
, 620
), пояснительную записку к балансу;
- форму 2
"Отчет о прибылях и убытках" (с расшифровкой прочих доходов и расходов);
- копию главной книги по счетам 20 (со всеми субсчетами), 23, 25, 26, 29, 86, 90, 91, 99;
- копии налоговых деклараций за базовый период регулирования и последний отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев) - для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, применяющих специальные налоговые режимы;
- другие регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы, ордера) и документы, подтверждающие фактические затраты организации (индивидуального предпринимателя) при оказании услуг по пассажирским перевозкам.
Вместе с тем, на момент проведения проверки установлено, что ИП В. заявления об установлении (изменении) тарифов с указанными материалами на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, для индивидуального предпринимателя В. на пригородном маршруте городского округа г. Камышин - г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области в Управление не подавалось.
Таким образом, доводы заявителя о бездействии Управления по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и Правительства Волгоградской области являются необоснованными.
Требования заявителя об обязании Управления и Правительства Волгоградской области внести изменения в постановление
РСТ Волгоградской области от 22.03.2006 № 9/6 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, в городском и пригородном сообщении по утвержденным маршрутам" не основаны на нормах материального и процессуального права, а потому, не подлежат удовлетворению. Как указывалось ранее, суд предлагал заявителю уточнить и скорректировать заявленные требования.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств и оценки представленных доказательств, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных ИП В. требований.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать индивидуальному предпринимателю В. (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770) по проведению плановой проверки соблюдения требований законодательства о ценообразовании при применении тарифов на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальным предпринимателем В.; о признании незаконным бездействия Правительства Волгоградской области (ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965) и Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области по несвоевременному государственному регулированию цен (тарифов), на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении по утвержденным маршрутам; об обязании Правительства Волгоградской области и Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области внести в постановление
РСТ Волгоградской области от 22 марта 2006 года № 9/6 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, по утвержденным городским и пригородным маршрутам" изменения минимальной и максимальной стоимости проезда с учетом сложившейся ситуации в настоящее время.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья
И.В.КУЛИК