Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2011 г. по делу № А14-6430/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "23" августа 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме "24" августа 2011 года.
Индивидуальный предприниматель Р.Н., г. Воронеж (заявитель по делу, ИП Р.Н.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственного учреждения Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2, г. Воронеж (ГУ ВРО ФСС РФ) о признании незаконным решение № 228 от 08.06.2011 г. об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Заявитель поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует, что ИП Р.Н. зарегистрирован в отделении ФСС РФ в качестве страхователя.
ГУ ВРО ФСС РФ на основании решения от 22.04.2011 г. № 28 проведена документальная выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщиком страховых взносов ИП Р.Н. за период с 01.01.2010 г. по 28.02.2011 г.
По окончании проверки фондом 11.05.2011 г. был составлен акт № 228.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки ГУ ВРО ФСС РФ (филиал № 2) 08.06.2011 г. вынесло решение № 228 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 102 400.41 руб.
Полагая, что указанное решение не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ИП Р.Н., последний обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на необоснованность выводов фонда о нарушении законодательства РФ. Заявитель полагает, что фондом не доказан факт создания обществом искусственной ситуации, направленной на получение Р.С. пособия по беременности и родам и единовременного пособия при рождении ребенка. Заявитель указывает на имеющиеся у заявителя с Р.С. трудовые отношения (ведение бухгалтерской отчетности), а беременность последней не может служить, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, основанием для отказа в заключении трудового договора.
Возражая против заявленных требований, фонд указывает на создание предпринимателем искусственной ситуации, направленной на неправомерное получение денежных средств в повышенном размере за счет средств фонда, непродолжительный период трудовой деятельности, наличие семейных отношений между работником и работодателем, отсутствие экономической целесообразности принятия Р.С. на должность бухгалтера с заработной платой 17500 руб. в месяц, отсутствие доказательств выполнения ей какой-либо работы.
Рассмотрев представленные суду доказательства, заслушав пояснения сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Условия и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам регламентированы Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Закона финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 п. 2 вышеназванной статьи пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.
В соответствии с ч. 1, 2, 5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи). В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Как установлено ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу ст. ст. 7, 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.
На основании ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ.
Как следует из материалов дела, 01.11.2010 г. ИП Р.Н. был заключен трудовой договор с работником Р.С., согласно которому последняя принята на работу в должности бухгалтера с должностным окладом 17 500 руб. в месяц с 01.11.2010 г.
За период с 10.12.2010 г. по 28.04.2011 г. страхователем произведено выплат из средств социального страхования на общую сумму 102 400,41 руб., в том числе: назначение и выплата пособия по беременности и родам в сумме 81 666,20 руб.; назначение и выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в сумме 412,08 руб.; назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка на сумму 10 988,85 руб.; назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на сумму 9 333,28 руб.
Факт наступления соответствующего страхового случая, право Р.С. на соответствующие пособия подтверждены материалами дела, в том числе больничным листом серии ВЭ № 6387208 выданным МУЗ ГО "Г" и ВЭ № 6498922, выданным МУЗ ГО г. Воронеж "К".
Вместе с тем, ГУ ВРО ФСС РФ не приняло к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, посчитав, что ИП Р.Н. была создана искусственная ситуация для получения средств фонда в повышенном размере. По мнению ответчика отсутствие документального подтверждения выполняемых функций, а также наличие семейных отношений свидетельствуют о фиктивности трудовых отношений. Фонд также указывает на то, что заработная плата выплачивалась предпринимателем работнику из заемных средств.
Суд считает указанные доводы Фонда социального страхования не состоятельными, не соответствующими представленным доказательствам и действующему законодательству исходя из следующего.
Доводы об отсутствии экономического обоснования, об отсутствии доказательств фактического выполнения каких-либо трудовых функций, касающихся Р.С. не принимаются судом первой инстанции, поскольку материалами дела подтверждается наличие трудовых отношений между работником и работодателем.
Наличие трудовых отношений между предпринимателем и работником судом установлено и подтверждено заявлением о приеме на работу от 01.11.2010 г., приказом о приеме на работу от 01.11.2010 г., приказом о предоставлении декретного отпуска от 10.12.2010 г. № 2, трудовым договором с бухгалтером № 01 от 01.11.2010 г., копией трудовой книжки. Кроме того, заявитель подтвердил факт выплаты заработной платы за период работы Р.С. При этом факт выплаты пособия застрахованному лицу предпринимателем подтвержден расходным кассовым ордером.
Довод фонда об установлении необоснованно высокого оклада бухгалтеру является необоснованным, поскольку право работодателя на установление работнику заработной платы не противоречит закону до тех пор, пока необоснованность его действий не будет доказана в судебном порядке в рамках индивидуального трудового либо коллективного трудового спора.
Ссылка фонда на то, что прием на работу супруги предпринимателя Р.С., находящейся в состоянии беременности, за 1 месяц 10 дней до ухода в декретный отпуск свидетельствует о приеме на работу исключительно с целью получения пособия по беременности и родам судом отклоняется, поскольку в соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается отказ в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а также по мотивам наличия родственных связей.
Кроме того, создание работодателем для работников-женщин условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, не противоречит действующему законодательству.
Ссылка фонда на то обстоятельство, что заработная плата выплачивалась, а также перечислялись страховые взносы из заемных средств, суд считает несостоятельным и во внимание не принимает, поскольку решение данного вопроса является текущей хозяйственной деятельностью предпринимателя.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что у ГУ ВРО ФСС РФ не имелось оснований считать, что расходы на социальное страхование предприниматель произвел с нарушением законодательства, и у Учреждения не было правовых оснований для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительным решение ГУ ВРО ФСС № 228 от 08.06.2011 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате заявителем государственной пошлины подлежат отнесению на ГУ ВРО ФСС РФ.
При этом суд исходит из следующего.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.
Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является ГУ ВРО ФСС РФ, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Также положениями ст. 333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
На основании вышеизложенного, государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в суд в размере 200 руб. подлежит взысканию с ГУ ВРО ФСС РФ в пользу ИП Р.Н.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение филиала № 2 Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации № 228 от 08.06.2011 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, как несоответствующее требованиям Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Обязать Государственное учреждение Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Р.Н. путем осуществления зачета расходов по обязательному социальному страхованию в связи с материнством в сумме 102 400,41 руб.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071) в пользу индивидуального предпринимателя Р.Н. 200 руб. судебных расходов.
Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд вынесший решение.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru