Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2012 г. по делу № 624-ФАС52-ТР-02/11

Резолютивная часть решения оглашена 8 февраля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в следующем составе:

- Гребнев Ю.Н.    - председатель   комиссии,    заместитель    руководителя
                    управления;

- Бессонова Ю.А.  - член  комиссии,   ведущий   специалист-эксперт   отдела
                    антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Григорян Т.Н.   - член комиссии, главный государственный инспектор отдела
                    антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Камильская Л.А. - член комиссии, главный государственный инспектор отдела
                    антимонопольного контроля и борьбы с картелями, -

от заявителя - Л.Ю.А. лично;
от ответчика (ОАО "Н"):

- Ж.Е.А.          - представителя    по    доверенности    от    30.12.2011
                    (присутствовала до перерыва);

от заинтересованного лица (ЗАО "М"):

- Ш.В.А.          - представителя по доверенности от 01.11.2011;

- С.С.А.          - представителя по доверенности от 01.11.2011,

рассмотрев дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Н" (далее - ОАО "Н", ответчик),

установила:

В Нижегородское УФАС России обратился индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Л.Ю.А.
Помещения, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, <...>, принадлежащие ИП Л.Ю.А., обеспечивались услугами холодного водоснабжения и водоотведения по договору от 01.03.2003 № 2785 с ОАО "Н".
Земельный участок, на котором расположены канализационные и водопроводные сети, посредством которых обеспечивается снабжение коммунальными услугами (ресурсами) указанных помещений, принадлежит ЗАО "М".
ЗАО "М" потребовало от заявителя оплаты права ограниченного пользования земельным участком (прохода) и услуг ЧОП "Е", обеспечивающего охрану территории ЗАО "М", и, получив отказ со стороны заявителя, в июле 2009 года прекратило водоснабжение помещений ИП Л.Ю.А.
С 01.02.2010 выставление счетов за водоснабжение со стороны ОАО "Н" в адрес ИП Л.Ю.А. прекращено.
Учитывая тот факт, что ИП Л.Ю.А. исполнял свои обязанности по договору с ОАО "Н" надлежащим образом вплоть до 01.02.2010, данный абонент был вправе рассчитывать на обеспечение принадлежащих ему помещений услугами водоснабжения.
При таких обстоятельствах Нижегородским УФАС России в отношении ОАО "Н" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необеспечением ИП Л.Ю.А. услугами водоснабжения.
На заседании комиссии участвующие в деле лица представили следующие пояснения.
ИП Л.Ю.А. полагает, что отключение энергопринимающих устройств в принадлежащих ему помещениях необоснованно.
Представители ЗАО "М" указали, что заявитель должен участвовать в содержании имущества, включая водопровод, по которому поставляется вода, наряду с другими лицами, расположенными на территории данного общества.
По мнению ОАО "Н", учитывая имеющееся непосредственное присоединение энергопринимающих устройств данного лица к сетям ЗАО "М", договорные отношения в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть урегулированы непосредственно ЗАО "М" и ИП Л.Ю.А. Какого-либо указания в адрес ЗАО "М" о прекращении водоснабжения помещений ИП Л.Ю.А. со стороны ОАО "Н" не направлялось.
Представитель ответчика также пояснил, что ОАО "Н" не расторгало договора с ИП Л.Ю.А. и при наличии технической возможности готово обеспечивать помещения предпринимателя услугами водоснабжения и впредь.
Таким образом, в действиях (бездействии) ОАО "Н" отсутствует, по мнению ответчика, состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и заинтересованного лица, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещается совершение занимающим доминирующее положение на каком-либо рынке хозяйствующим субъектом действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ущемлению интересов иных лиц.
Доминирующее положение, как это определено в статье 5 Федерального закона "О защите конкуренции", позволяет субъекту оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке, а также на положение иных субъектов товарного рынка.
В рассматриваемом случае, кроме того, следует иметь в виду и тот факт, что производство и поставку товара, необходимого ИП Л.Ю.А. (воды), осуществляет ОАО "Н". Самостоятельно поставить воду ИП Л.Ю.А., без приобретения этой воды у ОАО "Н", ЗАО "М" не может. Доставка указанного товара данному абоненту возможна исключительно по водопроводным сетям, соответственно ОАО "Н" занимает доминирующее положение на рынке поставки воды в границах присоединенных сетей.
ОАО "Н" (на тот момент - МУП "Н") одновременно заключены два договора на отпуск воды и прием сточных вод: с ЗАО "М" и с ИП Л.Ю.А., которые выступали в качестве самостоятельных абонентов.
Между ИП Л.Ю.А. и МУП "В" (в дальнейшем - ОАО "Н") заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод № 2785. Расчеты за поставленную воду между ИП Л.Ю.А. и ОАО "Н" осуществлялись вплоть до 11.02.2010.
В материалах заявления также не имеется информации о том, что ОАО "Н" каким-либо образом уведомило ИП Л.Ю.А., что договорные отношения с ним прекращаются, и предпринимателю следует обратиться к ЗАО "М".
Соответственно договор между ИП Л.Ю.А. и ОАО "Н" следует признать действующим.
Отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Обязанность обеспечить поставку товара надлежащего качества статьями 469, 542 ГК РФ возложена на поставщика товара.
Отношения сторон, кроме того, регулируются постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и названными Правилами (далее - Правила № 167).
Существенным условием рассматриваемого вида договора является разграничение эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них, оформляемое соответствующим актом.
Согласно пункту 1 Правил № 167, "граница эксплуатационной ответственности" - это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности;
"граница балансовой принадлежности" - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Между тем МУП "В" (в настоящее время - ОАО "Н") и ИП Л.Ю.А. разграничения эксплуатационной ответственности не проводилось, соответственно права и обязанности сторон договора определяются с учетом границ балансовой принадлежности.
На этом основании комиссия приходит к выводу, что ОАО "Н" обязано обеспечить поставку воды в целях водоснабжения абонентов до границы балансовой принадлежности собственных сетей.
При этом стороны не отрицают, что энергопринимающие устройства абонента ИП Л.Ю.А. присоединены к водопроводной системе ЗАО "М" на территории последнего.
Таким образом, в силу существующего технологического присоединения ОАО "Н" не имело технической возможности поставить ИП Л.Ю.А. воду, минуя комплекс сооружений ЗАО "М".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слов "В то же" пропущено слово "время".

В то же ОАО "Н" не вправе давать ЗАО "М" обязательных для исполнения указаний о восстановлении водоснабжения помещений, принадлежащих заявителю.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что, оценивая действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Учитывая пояснения ОАО "Н" и отсутствие документов, опровергающих сообщаемые им сведения о том, что договор с ИП Л.Ю.А. в настоящее время является действующим и подлежит исполнению сторонами в полном объеме, комиссия приходит к заключению, что в сложившейся ситуации вина ОАО "Н" отсутствует.
ОАО "Н", таким образом, не совершало действий (бездействия), которые привели к ущемлению интересов ИП Л.Ю.А. и квалифицируются как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия

решила:

рассмотрение дела в отношении ОАО "Н" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в одностороннем отказе от исполнения договора на отпуск воды и прием сточных вод с ИП Л.Ю.А., прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены комиссии
Ю.А.БЕССОНОВА
Т.Н.ГРИГОРЯН
Л.А.КАМИЛЬСКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru