Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2012 г. по делу № А54-6227/2011

(извлечение)

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - административный орган, Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО) обратилось в суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Ключанский спиртзавод" (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 руб. с конфискацией спирта 32226,74 дал и готовой продукции 3956 бутылок водки, согласно протоколу ареста № 02-11/876-4 от 08.09.2011 и протоколу осмотра № 02-11/876-3 от 08.09.2011.
Определением суда от 08.12.2011 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кораблинский районный отдел УФССП по Рязанской области (391200, Рязанская область, г. Кораблино, пер. Школьный, д. 1); Управление Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области (390046, г. Рязань, ул. Маяковского, д. 1а).
Определением суда от 24.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (125993 г. Москва, Миусская пл., д. 3 стр. 4).
В ходе разбирательства дела представитель Управления уточнил требования и просит суд производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности и изъять из оборота алкогольную спиртосодержащую продукцию (водку) согласно протоколу ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-4, доводы изложены в заявлении, письменных пояснениях (том 1 л.д. 5-10, том 2 л.д. 133-139, том 6 л.д. 1-3).
Представитель Общества просит отказать Управлению в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и просит возвратить Обществу алкогольную продукцию - 3956 бутылок водки, арестованную протоколом ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-1, доводы изложены в отзыве, дополнениях к отзыву (том 2 л.д. 47-62, том 3 л.д. 1, том 4 л.д. 10-16, том 5 л.д. 129-130, том 6 л.д. 17-22).
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В материалах дела имеются письменные пояснения представителя УФССП России по Рязанской области (том 3 л.д. 62) и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (том 6 л.д. 1-3).
Дело об административном правонарушении, в соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено судом в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: ОАО "Ключанский спиртзавод" имело лицензии Б № 068744 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий), срок действия с 15.04.2009 по 02.06.2011 (выдана Федеральной налоговой службой) и Б № 068184 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе головной фракции этилового спирта, срок действия с 19.06.2007 по 02.06.2011 (выдана Федеральной налоговой службой) (том 1 л.д. 71-72, том 2 л.д. 66, 68).
При проведении анализа представленных Обществом в межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу ОАО "Ключанский спиртзавод" деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2011 года (том 4 л.д. 103-105, 112-114), административным органом было установлено, что Общество по состоянию на конец отчетного периода, на 30.06.2011, имеет остатки спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции 020), головной фракции этилового спирта и алкогольной продукции (водки).
Вместе с тем, срок действия лицензии серии Б № 068744 на производство, хранение и поставку спиртных напитков и лицензии Б № 068184 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе головной фракции этилового спирта, истек 02.06.2011.
08.09.2011 определением Управления № 02-11/876-1 в отношении ОАО "Ключанский спиртзавод" возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования (том 1 л.д. 43-44).
08.09.2011 должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по центральному федеральному округу, в присутствии понятых Ш.А.В., Х.Р.Б., с участием финансового директора Общества Д.А.П. (приказ от 27.11.2010 № 77, том 1 л.д. 68) произведен осмотр помещения спиртохранилища, купажного цеха, цеха розлива, складского помещения готовой продукции по адресу: Рязанская область, Кораблинский район, с. Ключ. В ходе осмотра вышеуказанных помещений установлено наличие емкостей, принадлежащих Обществу, а также в складском помещении готовой продукции алкогольная продукция (водка). В емкостях установлено хранение спирта этилового ректификованного из пищевого сырья высшей очистки, нестандартный спирт, эфиро-альдегидная фракция, готовая продукция к розливу (купажа водки); при проведении осмотра применялись способы фиксации вещественных доказательства (том 1 л.д. 33-39).
Должностными лицами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка емкости для хранения спирта и линии по розливу алкогольной продукции, опломбированы голографическими наклейками, о чем составлены акты снятия остатков и пломбирования оборудования от 25.08.2010 № 62-08-10/330-1б, от 16.09.2010 № 62-08-10/379гсв, от 20.10.2010 № 62-08-10/457гс, целостность которых не нарушена (том 2 л.д. 69-87).
06.04.2011 в Кораблинском районном отделе судебных приставов было возбуждено сводное исполнительное производство в отношении ОАО "Ключанский спиртзавод" о взыскании 15484980,05 руб. и исполнительского сбора в размере 137275,71 руб. (том 3 л.д. 63-80). Продукция Общества арестована Кораблинским районным отделом судебных приставов (акты о наложении ареста (описи имущества) от 28.04.2011, от 20.05.2011, от 31.05.2011, от 08.09.2011 - арест наложен на весь объем спирта в количестве 32226,74 дал) (том 1 л.д. 51-62, том 3 л.д. 81-95).
20.12.2011 судебным приставом - исполнителем Кораблинского районного отдела судебных приставов С.А.С. вынесено постановление о снятии ареста с имущества (со спирта в количестве 32226,74 дал) в связи с погашением долга (том 3 л.д. 96).
В рамках производства по делу об административном правонарушении от 08.09.2011 № 02-11/876-2 в отношении ОАО "Ключанский спиртзавод" в соответствии со ст. ст. 27.1, 27.14, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры обеспечения производству по делу административным органом произведен арест алкогольной продукции, хранящейся в складском помещении готовой продукции. Решение о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении № 02-11/876-2 от 08.09.2011 в отношении ОАО "Ключанский спиртзавод" получено финансовым директором Общества Д.А.П. (том 1 л.д. 40-42).
08.09.2011 ведущим специалистом - экспертом МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Д.А.М., в присутствии понятых Ш.А.В., Х.Р.Б., с участием финансового директора Общества Д.А.П. составлен протокол ареста № 02-11/876-4, всего подвергнуто аресту 3956 бутылок алкогольной продукции. Данный протокол получен финансовым директором Общества Д.А.П. 08.09.2011 (том 1 л.д. 30-31).
09.09.2011 ОАО "Ключанский спиртзавод" зарегистрировано в реестре допустивших нарушение лицензионных требований при производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (уведомление о выявлении нарушений лицензионных требований при осуществлении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. в т.ч. - денатурированной, том 1 л.д. 29).
12.09.2011 в адрес Общества для уведомления о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлена телеграмма о вызове законного представителя Общества в Управление на 14 час. 00 мин. - 19.09.2011. В указанное время представитель Общества не явился. 04.10.2011 в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу поступило уведомление о вручении телеграммы, согласно которому представитель Общества получил телеграмму 20.09.2011 (том 1 л.д. 27-28).
Определением от 07.10.2011 № 02-11/876-5 продлен срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 02-11/876 - до 07.11.2011 (ходатайство от 05.10.2011, том 1 л.д. 18-20).
Телеграммой от 06.10.2011 Общество приглашалось 24.10.2010 в 11 час. 00 мин. в МРУ Росалкогольрегулирования ЦФО по адресу: г. Москва, ул. Большая Декабрьская, 7, стр. 3, каб. 119 для составления протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная телеграмма вручена бухгалтеру Общества Брыковой (том 1 л.д. 25-26).
24.10.2011 ведущим специалистом - экспертом отдела контроля за легальностью производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Д.А.М., в присутствии законного представителя Общества Ковалева А.Г. (доверенность от 01.12.2010, том 1 л.д. 17), составлен протокол № 2-11/876-6ю об административном правонарушении в отношении ОАО "Ключанский спиртзавод" по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 12-16).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что к ОАО "Ключанский спиртзавод" не подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет, помимо прочего, полномочия по лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 5.3.2); по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 5.7).
Статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень поводов, при наличии которых может быть возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. В соответствии с частью 1 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении, являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении действий либо бездействии, нарушающих установленный порядок промышленного производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в силу статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований о привлечении лица к административной ответственности.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопроса, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 4.5 Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Вместе с тем, необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей. Необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Аналогичная позиция высказана Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Согласно п. 19 Постановления от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давности срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Судом из материалов дела установлено, что в протоколе об административном правонарушении от 24.10.2011 № 02-11/876-6ю, в протоколе осмотра от 08.09.2011 № 02-11/876-2 не указана конкретная дата обнаружения правонарушения, указано, что сотрудники МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО обнаружили факт совершения Обществом административного правонарушения при анализе представленных Обществом деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2011 года. Судом установлено, что указанные декларации были поданы в МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО 07.07.2011 (том 2 л.д. 92-132).
Таким образом, административному органу стало известно о совершенном ОАО "Ключанский спиртзавод" правонарушении не позднее 07.07.2011. При изложенных обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с указанной даты. На момент рассмотрения заявления в суде, срок для привлечения ОАО "Ключанский спиртзавод" к административной ответственности истек, что в соответствии с ч. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в п. 18 постановления Пленума от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что срок давности привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, и в случае его пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения дела трехмесячный срок давности привлечения ОАО "Ключанский спиртзавод" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:


1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В силу пункта 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поэтому Арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Вместе с тем, в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Необходимо также иметь в виду: если вещи, изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, возврату лицу подлежат, но при этом выдача вещи возможна только после соблюдения определенной процедуры, то суд в решении указывает на необходимость ее соблюдения до момента выдачи.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ) изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются, в том числе, без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обязательным условием для осуществления изъятия этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из незаконного оборота является реализация указанной продукции.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ не содержит понятия "реализация" алкогольной продукции и не идентифицирует данное понятие с определением "оборот", а хранение алкогольной продукции не является реализацией указанной продукции.
Как следует из материалов дела, при осмотре, в том числе складских помещений по адресу: Рязанская область, Кораблинский район, с. Ключ (протокол осмотра от 08.09.2011 № 02-11/876-3, том 1 л.д. 33-35) Управление установило, что Общество осуществляет хранение, в том числе алкогольной продукции (согласно остаткам алкогольной продукции по состоянию на 08.09.2011), срок действия лицензии на закупку, хранение, поставку алкогольной продукции до 02.06.2011.
При этом, согласно протоколу ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-4 (том 1 л.д. 30-32) алкогольная продукция в количестве 3956 бутылок передана на ответственное хранение финансовому директору ОАО "Ключанский спиртзавод" Д.А.П., который в соответствии со ст. 312 Уголовного кодекса Российской Федерации предупрежден об ответственности за обеспечение сохранности указанной продукции, что подтверждается его подписью в названном протоколе ареста.
Доказательств реализации ОАО "Ключаниский спиртзавод" алкогольной продукции, а также доказательств изъятия алкогольной продукции, Управлением в материалы дела не представлено.
Таким образом, арестованная по протоколу ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-4 алкогольная продукция в количестве 3956 бутылок, переданная на ответственное хранение владельцу, не конфискована и не может считаться находящейся в незаконном обороте.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, основания для признания спорной алкогольной продукции изъятой из оборота или находящейся в незаконном обороте отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, оснований для изъятия спорной продукции из незаконного оборота в порядке ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, не имеется.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 102-ФЗ), на основании заявления организации в случае аннулирования лицензии лицензирующий орган с учетом оснований, по которым аннулирована лицензия, вправе выдать временное разрешение на право хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с указанием их объема в виде особой отметки на лицензии. Реализация остатков такой продукции осуществляется под контролем лицензирующего органа.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в действующей редакции), в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона (п. 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)
Из смысла и толкования данной нормы следует, что законодатель допускает реализацию остатков алкогольной продукции после прекращения действия лицензии под контролем лицензирующего органа.
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ) действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации организации или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления организации. Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе разбирательства дела Управление уточнило требования и просит суд производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности и изъять из оборота алкогольную спиртосодержащую продукцию (водку) согласно протоколу ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-4.
Таким образом, суд рассматривает только заявление в отношении изъятия алкогольной продукции (водки) в количестве 3956 бутылок (в отношении конфискации спирта 32226,74 дал заявление не рассматривается), в отношении прекращения производства по делу суд высказался ранее.
Судом из материалов дела установлено, ОАО "Ключанский спиртзавод" имело лицензию Б № 068744 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий), срок действия с 15.04.2009 по 02.06.2011, выдана Федеральной налоговой службой (том 2 л.д. 68).
Вместе с тем, срок действия лицензии серии Б № 068744 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков истек 02.06.2011.
Кроме того, решением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 13.08.2010 № 0407-п - действие лицензии Б № 068744 от 15.04.2009 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков приостановлено на 1 месяц до устранения выявленных нарушений (том 2 л.д. 63-64).
08.09.2011 ведущим специалистом - экспертом МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Д.А.М., в присутствии понятых Ш.А.В., Х.Р.Б., с участием финансового директора Общества Д.А.П. составлен протокол ареста № 02-11/876-4, всего подвергнуто аресту 3956 бутылок алкогольной продукции (том 1 л.д. 30-31).
Как следует из материалов дела, готовая продукция в количестве 3956 бутылок водки, арестованная согласно протоколу ареста № 02-11/876-4 от 08.09.2011 и протоколу осмотра № 02-11/876-3 от 08.09.2011 не реализовывалась Обществом, а находилась на хранении на складе ОАО "Ключанский спиртзавод".
Письмом от 05.04.2011 № 05/04-3ВР Общество просит Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка выдать временное разрешение на право реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для устранения задолженности по налогам и сборам и выплаты заработной платы и компенсационных выплат при сокращении работникам предприятия (том 1 л.д. 69-70; том 2 л.д. 85-86).
Согласно ответу от 11.04.2011 на запрос Общества от 05.04.2011 № 05/04-3ВР, выдача временного разрешения предусмотрена лишь при аннулировании лицензии, в других случаях прекращения производственной деятельности выдача временных разрешений действующим законодательством не предусмотрена (том 6 л.д. 5).
Таким образом, Общество зная, что срок действия лицензии серии Б № 068744 на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий) истекает 02.06.2011, заблаговременно направило в адрес руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка выдать временное разрешение на право реализации алкогольной продукции, тем самым Общество предприняло меры к заблаговременному разрешению возникшей ситуации, в целях недопущения возможного хранения алкогольной продукции без лицензии.
Кроме того, 08.09.2011 генеральный директор ОАО "Ключанский спиртзавод" Г.В.В. обратился в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу с заявлением о снятии голографических наклеек с арестованной спиртосодержащей продукции для передачи спиртосодержащей продукции в Росимущество (том 3 л.д. 2).
Судом также учтено, что должностными лицами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка емкости для хранения спирта и линии по розливу алкогольной продукции, опломбированы голографическими наклейками, о чем составлены акты снятия остатков и пломбирования оборудования от 25.08.2010 № 62-08-10/330-1б, от 16.09.2010 № 62-08-10/379гсв, от 20.10.2010 № 62-08-10/457гс, целостность которых не нарушена (том 2 л.д. 69-87).
Вместе с тем, административным органом не представлены документы, свидетельствующие о снятии остатков готовой продукции (водки), что не соответствует п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Следовательно, при неснятых остатках готовой продукции, Общество не имело возможности распорядиться готовой продукцией (3956 бутылок водки).
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО не оспаривает того факта, что ОАО "Ключанский спиртзавод" является законным владельцем арестованной алкогольной продукции, факта наличия у Общества арестованной алкогольной продукции в количестве 3956 бутылок водки, сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, а также факта наличия федеральных специальных марок, изготовленных уполномоченным органом и нанесенных на бутылки согласно требованиям ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела истек срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и данные сроки не подлежат восстановлению, в удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о привлечении ОАО "Ключанский спиртзавод" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отказать.
Оценив все доказательства в совокупности, суд считает необходимым снять арест с алкогольной продукции в количестве 3956 бутылок водки, произведенный Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу по протоколу ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-4. Алкогольную продукцию в количестве 3956 бутылок водки, подвергнутую аресту на основании протокола ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-4, следует возвратить ОАО "Ключанский спиртзавод".
Позиция суда согласуется со сложившейся судебной практикой (например, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 октября 2009 года по делу № А08-2484/07-26, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2011 года по делу № АОЗ-8830/2010, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу № А62-8067/2011, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2011 года по делу № А20-2325/2011, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2011 года по делу № А14-3152-2011, решение арбитражного суда Хабаровского края от 18 ноября 2011 года по делу № А73-10849/2011, решение арбитражного суда Алтайского края от 30 сентября 2010 года по делу № АОЗ-8830/2010).
Арестованная в соответствии с протоколом ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-6-4 алкогольная продукция в количестве 3956 бутылок продукция подлежит передаче ОАО "Ключанский спиртзавод" для решения в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу вопроса об обороте алкогольной продукции, все дальнейшие действия с арестованной продукцией ОАО "Ключанский спиртзавод" надлежит производить под контролем МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва, ул. Б. Декабрьская, д. 78, стр. 3, ОГРН 1097746596672) о привлечении открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" (Рязанская область, Кораблинский район, с. Ключ, ОГРН 1026200662377) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Снять арест с алкогольной продукции в количестве 3956 бутылок водки, произведенный Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу по протоколу ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-4.
Алкогольную продукцию в количестве 3956 бутылок водки, подвергнутую аресту на основании протокола ареста от 08.09.2011 № 02-11/876-4, возвратить открытому акционерному обществу "Ключанский спиртзавод" (Рязанская область, Кораблинский район, с. Ключ, ОГРН 1026200662377).
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru