АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2012 г. по делу № А79-2057/2012
Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2012 года.
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Славянка-центр", г. Чебоксары
к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, г. Чебоксары
о признании недействительным предписания от 19.12.2011 № 09/28-8811
при участии
от заявителя - К. (дов. от 27.01.2012);
от Министерства - П. (дов. от 13.01.2012);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Славянка-центр" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики о признании недействительным предписания от 19.12.2011 № 09/28-8811.
Заявление мотивировано тем, что у заявителя нет обязанности по переоформлению лицензии на розничную продажу алкоголя и уплаты государственной пошлины за ее переоформление, в связи с чем, Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики предписание вынесено незаконно.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики просил в удовлетворении заявления отказать так как предписание не противоречит закону и вынесено на основании п. 1.7
Административного регламента исполнения Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственной функции "Осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции" (утв. Приказом Министерства экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики № 5 от 12.01.2012).
Изучив доводы сторон и материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявления.
Обществу с ограниченной ответственностью "Славянка-центр" выдана лицензия 27.10.2008 регистрационный номер 00053 на розничную продажу алкогольной продукции на указанных в приложении территориально-обособленных объектах сроком действия по 09.08.2013.
19.12.2011 Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики выдано предписание № 09/28-8811 в адрес ООО "Славянка-центр" с требованиями прекратить розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции в территориально обособленных объектах при автозаправочных станциях (АЗС № 11, № 12, № 15, № 20, № 21, № 25) и представить заявление о переоформлении лицензии до 15.01.2012. Заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции необходимо представить в срок до 15.01.2012 с приложений копии документа об уплате государственной пошлины за переоформление лицензии.
Не согласившись в предписанием Общество обратилось с заявлением в суд.
Согласно ч. 1 ст. 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 16
, ч. 12
, 13 ст. 19
, ч. 1 ст. 20
Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях.
В случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1
настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии.
Как указано в ст. 11
Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия. Требования абзаца второго пункта 9 статьи 8
, пункта 2.3 статьи 11
, абзацев первого
и второго пункта 6 статьи 16
Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая положения вышеназванных нормативных актов, суд приходит к выводу, что организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если место нахождения такого обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в результате внесения изменений в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений у организации возникает обязанность в течение 30 дней подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии.
В случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии решением лицензирующего органа действие лицензии приостанавливается.
Ввиду вышеизложенного лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная до 22 июля 2011 года, действует до окончания срока ее действия в отношении обособленных подразделений лицензиата, места нахождения которых соответствуют особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности, но должна быть переоформлена, если в ней указаны обособленные подразделения лицензиата, места нахождения которых не соответствуют этим особым требованиям.
В рассматриваемом случае общество с ограниченной ответственностью "Славянка-центр" обязано переоформить лицензию, так как не допускается розничная продажа алкогольной продукции на автозаправочных станциях.
Как указано в п. 94 ст. 333.33
Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ переоформление лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его местонахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии - в размере 2 000 рублей.
Таким образом, в случае переоформления лицензии Общество должно уплатить государственную пошлину в связи с изменением указываемых в лицензии данных в части указания обособленных подразделений лицензиата.
Частью 3 статьи 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65
, 71
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, так как оспариваемое решение не противоречит закону и не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в силу требований закона заявитель обязан переоформить лицензию самостоятельно вне зависимости от наличия предписания, в связи с чем, права общество с ограниченной ответственностью "Славянка-центр" не нарушены.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Общества следует отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.
руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
обществу с ограниченной ответственностью "Славянка-центр", г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания от 19.12.2011 № 09/28-8811 Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.