Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2012 г. по делу № 33-5925/2012

Судья Растегин Р.В.
22 июня 2012 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.
судей Алябьева Д.Н., Самойловой Н.Г.
при секретаре В.
с участием прокурора отдела В. <адрес> прокуратуры Елансковой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. об оспаривании нормативного правового акта
по апелляционной жалобе М. на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 11 апреля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления М. об оспаривании нормативного правового акта, отказать.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав пояснения М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

М. обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента вынесения и не подлежащим применению на территории Иловлинского муниципального района постановления главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений образования Иловлинского муниципального района Волгоградской области".
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое постановление главы администрации района не соответствует действующему законодательству, нарушает его права как работника образовательного учреждения - учителя МОУ <.......> СОШ, поскольку оно не было опубликовано в установленном законном порядке, противоречит постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 27 июня 2008 года № <...> "Об утверждении Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений Волгоградской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования". Кроме того, оспариваемое постановление не внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов, в связи с чем, оно недействительно уже только по этому основанию. Также оспариваемое постановление вынесено без учета п. 5 ст. 32 Устава Иловлинского муниципального района, с превышением полномочий администрации района.
С учетом уточненных требований, М. просил признать незаконным, недействующим с момента вынесения и не подлежащим применению на территории Иловлинского муниципального района постановление главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений образования Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе М., просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
В обоснование жалобы указано на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области выражает свое несогласие с доводами жалоб и просит решение оставить без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с абзацем 3 статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (п. 2 ст. 47); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (п. 3 ст. 47).
Пунктом 4 ст. 9 Устава Иловлинского муниципального района Волгоградской области установлено то, что муниципальные правовые акты Иловлинского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Указанные положения также отражены в п. 4 ст. 26 Устава.
В п. <адрес>ной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об утверждении Порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Иловлинского муниципального района В. <адрес>" указано то, что официальное обнародование нормативно-правовых актов Иловлинского муниципального района, иной официальной информации производится путем размещения на информационных стендах в администрации Иловлинского муниципального района (<адрес>); рассылки нормативно-правовых актов в администрации городского и сельских поселений, в районную библиотеку Иловлинского муниципального района.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", где указано, что под официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая то, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановление главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> было обнародовано (доведено до сведения граждан) путем размещения на информационном стенде в А. Иловлинского муниципального района, администрациях городского и сельских поселений района и в районной библиотеке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> опубликовано (обнародовано) в установленном законом порядке.
Законом Волгоградской области "Об оплате труда работников государственных учреждений Волгоградской области" от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, а также изданными на его основе постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений образования, подведомственных Комитету по образованию Администрации Волгоградской области", утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений образования, подведомственных Комитету по образованию и науке Администрации Волгоградской области", установлена отраслевая система оплаты труда работников образовательных учреждений.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об утверждении Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений Волгоградской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования" установлена модельная системы оплаты труда.
В силу чего, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что указанные постановления действуют одновременно и утвержденные ими методики формирования системы оплаты труда применяются образовательными учреждениями Иловлинского района в зависимости от решения трудовых коллективов.
Как подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ в МОУ <.......> СОШ было проведено собрание трудового коллектива, на котором также присутствовал М. На данном собрании большинством голосов было принято решение о переходе на отраслевую систему оплаты труда в соответствии с постановлением главы администрации Иловлинского района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (л.д. 92 - 94).
ДД.ММ.ГГГГ директором МОУ <.......> СОШ был издан приказ № <...> "Об изменении условий оплаты труда" в связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда. С данным приказом М. был ознакомлен под роспись (л.д. 90).
Согласно приказу начальника отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, с ДД.ММ.ГГГГ МОУ <.......> СОШ переведена на новую (отраслевую) систему оплаты труда (л.д. 127 - 128).
Решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, М. было отказано в удовлетворении иска о признании не подлежащим применению приказа № <...> директора МОУ <.......> СОШ от ДД.ММ.ГГГГ. При этом судом было установлено то, что данный приказ был издан с учетом мнения представительного органа работников, во исполнение постановления главы администрации Иловлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, обнародованного, то есть вступившего в законную силу в установленном законом порядке (л.д. 28 - 31).
Данное решение вступило в законную силу и, в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обязательно для суда. Установленные указанным решением обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений образования Иловлинского муниципального района Волгоградской области" не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и обоснованно отказал в удовлетворении заявления М.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствовала государственная регистрация постановления № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, что влечет признание постановления недействующим, не состоятелен к отмене судебного решения, так как противоречит материалам дела.
Законом Волгоградской области "О порядке организации и ведения Регистра муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, определено, что ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области представляет собой комплекс мер по включению муниципальных нормативных правовых актов в Регистр с присвоением регистрационных номеров и включением дополнительных сведений о них (ст. 1).
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "О реализации мер по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области" утверждено Положение о внесении сведений в данный Регистр.
Согласно п. 1.2 данного Положения, включению в Регистр подлежат муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан).
В соответствии со ст. 5 названного Закона, а также Положением, главы муниципальных образований направляют в уполномоченный орган по ведению Регистра, копии муниципальных правовых актов в течение 30 дней после их принятия.
Исходя из правовой позиции, выраженной в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя соблюдение порядка государственной регистрации нормативного правового акта, следует выяснять, имеется ли решение о государственной регистрации данного нормативного правового акта и принято ли оно уполномоченным на то органом в установленном порядке.
Не может свидетельствовать о нарушении порядка государственной регистрации несоблюдение установленных сроков представления в регистрирующий орган документов, необходимых для регистрации нормативного правового акта.
Согласно имеющейся в материалах дела копии реестра за исх. № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, о направлении муниципальных нормативных правовых актов в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Волгоградской области, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № <...> направлено в уполномоченный орган по ведению Регистра (л.д. 139).
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции в нарушение п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48, не установлена дата вступления в силу оспариваемого постановления, основан на неверном толковании положений п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ, в котором отсутствует обязанность суда устанавливать дату вступления нормативно-правового акта в законную силу, а предусмотрено, что проверяя соблюдение порядка вступления в силу нормативного правового акта, затрагивающего права и свободы заявителя, необходимо устанавливать дату официального опубликования (обнародования) этого акта и принимать во внимание, что в отдельных случаях дата вступления акта в силу должна быть определена с учетом правил, предусмотренных иными нормативными правовыми актами.
Дата обнародования оспариваемого постановления № <...> судом первой инстанции установлена - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой об обнародовании муниципального правового акта.
Прочие доводы апелляционной жалобы касаются нецелесообразности применения новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений Иловлинского муниципального района и не могут повлечь за собой отмены судебного решения.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в подпункт "а" п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать следующее: суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 и п. 1 ст. 32 Устава Иловлинского муниципального района администрация Иловлинского муниципального района (далее - администрация муниципального района) - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
К полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального (общего), основного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Вместе с тем, в соответствии с п. 10 ст. 5 Устава, к вопросам местного значения Иловлинского муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу п. 2. ст. 5а Устава, органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), если это участие предусмотрено федеральными законами, также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Волгоградской области, за счет доходов местного бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно п. 2.6.1 Положения об администрации Иловлинского муниципального района, утвержденного постановлением главы Иловлинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, администрация организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу названных положений в совокупности и взаимосвязи с другими правовыми нормами, издание главой администрации Иловлинского муниципального района постановления от ДД.ММ.ГГГГ № <...> не противоречит Уставу Иловлинского муниципального района.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

Решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 11 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru