Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область



В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение принято 20.12.2011, а не 20.12.2012.


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2012 г. по делу № 450-ФАС52-03/11

Резолютивная часть решения оглашена 06.12.2012
Решение изготовлено в полном объеме 20.12.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель комиссии - Ю.Н. Гребнев, заместитель руководителя управления;

члены комиссии:       - Р.Ю.   Довгаль,    начальник     отдела    контроля
                        естественных монополий;

                      - И.В. Рябухина,  главный  государственный  инспектор
                        отдела контроля естественных монополий;

                      - М.Б.  Марков,  главный   специалист-эксперт  отдела
                        контроля естественных монополий,-

с участием:

О.В.К.                - представителя ОАО "Р" (доверенность от 12.07.2011 N
                        <...>);

С.А.М.                - представителя ОАО "Р" (доверенность от 13.08.2011 N
                        <...>);

Э.М.о.В.                представителя ОАО "Р" (доверенность от 16.07.2011 N
                        <...>);

В.И.К.                - представителя ОАО "Р" (доверенность от 20.08.2011 N
                        <...>);

Н.А.К.                - представителя ОАО "Н" (доверенность от 01.01.2011 N
                        <...>);

Н.В.Щ.                - представителя ОАО "Н" (доверенность от 01.08.2011 N
                        <...>);

О.А.С.                - представителя ОАО "Н" (доверенность от 01.12.2010 N
                        <...>);




После выгрузки грузов специализированные изотермические вагоны (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) подлежат промывке во всех случаях, кроме случаев, когда после выгрузки всех видов консервов, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, соков, пива, вина, шампанского, минеральной воды эти же вагоны будут использованы под погрузку аналогичных грузов.
Перечень грузов, после перевозки которых производится ветеринарно-санитарная обработка специализированных изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) и крытых вагонов, приведен в приложении 13 к данным Правилам. Промывка, ветеринарно-санитарная обработка в случаях осуществления перевозчиком производится за счет грузополучателя по фактическим затратам. Обеззараживание транспортных средств и грузов производится грузополучателями или соответствующими органами государственного надзора.
В приложениях № 12 и № 13 к Правилам перевозки скоропортящихся грузов наименования рассматриваемых комиссией грузов также не содержатся.
С учетом того, что в пункте 1.20 отдельно указан перечень грузов, после перевозки которых производится промывка именно крытых вагонов (приложение № 12), а в указанном приложении наименования грузов (масло пальмовое, масло кокосовое, жиры универсальные, маргарин) отсутствуют, на грузополучателя не возлагается обязанности по осуществлению промывки порожних вагонов после выгрузки данных грузов.
Положения вышеуказанного подзаконного акта не подлежат расширительному толкованию и должны неукоснительно соблюдаться лицами, осуществляющими деятельность в области железнодорожных перевозок, а также потребителями данных услуг.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (исх. от 19.10.2011 № <...>), представленном ОАО "Р" в обоснование своих доводов о необходимости соблюдения санитарных норм и правил, сообщается о том, что в соответствии с пунктом 5.16 Санитарных правил по организации грузовых перевозок железнодорожным транспортом № СП 2.5.1250-03 после выгрузки пищевых продуктов транспортные средства очищают (пол и стены изотермических вагонов и контейнеров протирают), промывают и в необходимых случаях дезинфицируют. Для обработки вагонов применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке. После выгрузки консервов, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, соков, пива, вина, шампанского, минеральной, питьевой воды, не требующих ветеринарно-санитарной обработки, изотермические вагоны, контейнеры очищаются. Изотермические вагоны, контейнеры после очистки могут быть использованы под погрузку аналогичных грузов на любой станции погрузки. При использовании изотермических вагонов, контейнеров после выгрузки вышеперечисленных грузов под погрузку других скоропортящихся грузов, в обязательном порядке осуществляется их промывка.
Одновременно в вышеуказанном письме отмечено, что в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона от 24.06.2008 № 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" периодичность санитарной обработки и дезинфекции внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств устанавливается участником хозяйственной деятельности в сфере перевозки масложировой продукции. А в рассматриваемом случае в пункте 6.3 ранее приведенного контракта № <...> от 14.08.2007 указано, что "для надлежащего обеспечения транспортировки товара продавец обязуется отправлять вагоны после выгрузки без промывки на территории РФ".
Кроме того, ни в одном из вышеперечисленных нормативных правовых актов не следует прямого указания на территорию и время осуществления промывки транспортного средства. В связи с этим сторонами и согласовано условие об отмене процедуры промывки именно на территории Российской Федерации, где и предъявляются со стороны ОАО "Р" требования к ОАО "Н" и не принимаются порожние вагоны к отправке на территорию Украины, являющейся территорией, на которой перед очередной загрузкой и может быть произведена промывка транспортных средств грузоотправителем.
Более того, искомые вагоны являлись порожними, возвращались ОАО "Н" на территорию собственника полностью очищенными и без загрузки на территории Российской Федерации новой продукцией.
В связи с вышеизложенным все доводы ОАО "Р", а также представленные документы, свидетельствующие о расширительном толковании положений Правил промывки и очистки вагонов и Правил перевозки скоропортящихся грузов и отнесении перевозимых грузов к категориям скоропортящихся, а именно: письмо дочернего общества ОАО "Р" - ОАО "НС" от 23.08.2011 № <...>, заключение ГНУ ВНИИЖ Россельхозакадемии от 20.10.2011, письмо Горьковского ТО Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту исх. 03.11.11 № <...>, комиссией отклоняются как необоснованные.
В письме МИНТРАНСА России (исх. от 13.09.2011 № <...>), представленном ОАО "Р", напротив отмечается об отсутствии в Правилах перевозки скоропортящихся грузов рассматриваемых комиссией пищевых продуктов и о планировании данного органа власти в будущем внести соответствующие изменения в перечень скоропортящихся грузов.
Аналогичная позиция содержится и в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (исх. от 21.11.11 № <...>), в соответствии с которым рассматриваемые продукты к скоропортящимся не относятся.
4. Как установлено комиссией, 09.03.2011 ОАО "Н" в письме (исх. № <...>) обращается к начальнику Горьковской железной дороги Л.А.Ф., в котором сообщает о том, что на станции <...> Горьковской железной дороги не принимаются вагоны серии 580..., 537... без указания станции промывки.
В ответ на указанное обращение ГТЦФТО ЦФТО ОАО "Р" направило ответ (письмо исх. от 29.03.2011 № <...>), в котором сообщило заявителю, "что указанные вагоны являются изотермическими вагонами-термосами, переоборудованными из рефрижераторных вагонов и в соответствии с пунктом 1.20 Правил перевозок скоропортящихся грузов подлежат обязательной промывке силами перевозчика".
Центральной дирекцией управления движением Горьковской дирекцией управления движением 24.03.2011 направлено письмо в адрес ОАО "Н" (исх. от 24.03.2011 № <...>), в котором также сообщалось о том, "что вагоны серии 580..., 537... подлежат промывке перевозчиком за счет грузополучателей".
Согласно транспортной накладной № <...> на территорию подъездных железнодорожных путей ОАО "Н" 22.03.2011 подан порожний вагон № <...>, ранее перевозимый груз (масло пальмовое).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45, акт общей формы (приложение № 2 к указанным Правилам) составляется на станциях. Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров.
09.04.2011 на станции <...> Горьковской железной дороги составлен акт общей формы № <...>. В акте указано, "что вагон не принят к перевозке ввиду того, что грузоотправителем ОАО "Н" оформлен перевозочный документ на ст. <...>, а вагон-термос после выгрузки согласно Правил перевозок грузов должен направляться на промывку. Вагон с пути № 4 отставлен на путь № 8 станции, зачислен на соответствующий простой грузоотправителя ОАО "Н" 09.04.2011 в 00:15. Маневровая работа 09.04.2011 с 00:15 до 00:45".
Вышеуказанный документ составлен приемосдатчиком П.С.В., агентом СФТО М.Н.П. в присутствии представителя грузоотправителя ОАО "Н" М.М.М.
Между тем согласно удостоверению от 30 марта 2011 года, подписанному и составленному сменным мастером ОАО "Н", вагон № <...> "промыт и просушен силами грузополучателя ОАО "Н". Указанный вагон допускается к отправке с территории предприятия для использования под погрузку на общих основаниях".
В соответствии с актом общей формы № <...> вышеуказанный вагон вернули на подъездной путь грузоотправителя ОАО "Н" 09.04.2011 в 13:20.
В рассматриваемом случае ОАО "Р" не принят к отправке порожний вагон, промытый непосредственно силами ОАО "Н".
Согласно справочным данным, представленным ОАО "Р" (исх. от 02.12.2011 № <...>) и ОАО "Н" (вх. от 14.11.2011 № <...>), и транспортной накладной № <...> вышеуказанный крытый порожний вагон только 14 июля 2011 года после возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства (приказ о возбуждении от 16.06.2011 № 450) "направлен в страну собственницу к месту приписки".
То обстоятельство, что в письмах ГТЦФТО ЦФТО ОАО "Р" (исх. от 29.03.2011 № <...>) и Центральной дирекции управления движением Горьковской дирекцией управления движением (исх. от 24.03.2011 № <...>), направленных в адрес ОАО "Н", указывалось на необходимость осуществления промывки порожних вагонов перед отправкой силами перевозчика и за счет грузополучателя, а также фактически совершенные ОАО "Р" действия, выразившиеся в указании в акте общей формы на необходимость возврата порожнего вагона, промытого непосредственно силами ОАО "Н" (удостоверение от 30.03.2011) по причине не направления на станцию промывки и зачислении на ответственный простой грузоотправителя, свидетельствуют о нарушении ОАО "Р" требований вышеприведенных положений Устава, Правил промывки и очистки грузов и Правил перевозки скоропортящихся грузов.
В письме филиала ОАО "Р" - Горьковской железной дороги (исх. от 15.09.2011 № <...>), представленном комиссии на соответствующий запрос, дополнительно подтвержден факт непринятия порожнего вагона № <...> без промывки для отправления на территорию Украины в период с 01.01.2011 по 01.09.2011.
Как указывалось ранее, в силу требований статей 2 и 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", железнодорожная транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. С учетом того, что 22 марта 2011 года осуществлена подача вагона на пути необщего пользования ОАО "Н"; 09.04.2011 со станции <...> Горьковской железной дороги указанный вагон возвращен грузоотправителю по причине не произведенной промывки, а оформление железнодорожной транспортной накладной № <...> (заключение договора перевозки) и фактическое отправление вагона осуществлено ОАО "Р" только 14 июля 2011 года, то вышеуказанные действия свидетельствуют о злоупотреблении ответчиком своим доминирующим положением на рынке железнодорожных перевозок путем необоснованного отказа в принятии к отправке порожнего вагона (в заключении и исполнении договора перевозки), который не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными органами. Как следствие, обозначенные действия нарушает требования части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с актами общей формы от 12.08.2011 № б/н и № <...>, "ввиду отсутствия в документе станции промывки" порожние вагоны № <...> также своевременно не отправлены и зачислены на ответственный простой грузоотправителя ОАО "Н" (возвращены грузоотправителю).
Согласно справочным документам, представленным ОАО "Р" (исх. от 02.12.2011 № <...>) и ОАО "Н" (вх. от <...> от 14.11.11), а также актам общей формы и железнодорожным транспортным накладным, 44 порожних вагона (груз - масло пальмовое и масло кокосовое) отправлены со станции <...> Горьковской железной дороги только в период с 12 июля 2011 года по 14 июля 2011 года, при этом начальной датой подачи указанных вагонов на территорию ОАО "Н" являлось 16.01.2011, а самой поздней - 23.05.2011.
3 порожних вагона (груз - маргарин) отправлены на промывочную станцию <...> Московской ж/д. На территорию Украины со станции <...> Горьковской железной дороги указанные вагоны оправлены только в период с 24.09.2011 по 28.09.2011. При этом крайней начальной датой подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования являлось 14.02.2011, а самой поздней - 14.06.11
21 порожний вагон (груз - жиры универсальные (продукт жировой и заменитель молочного жира) отправлены со станции <...> Горьковской железной дороги на территорию Украины зачищенными и промытыми на ОАО "Н" только в период с 12.10.2011 по 14.10.2011. При этом начальной датой подачи указанных вагонов на пути необщего пользования ОАО "Н" являлась 04.02.2011, а самой поздней - 15.05.2011.
В письме филиала ОАО "Р" - Горьковской железной дороги (исх. от 15.09.2011 № <...>), представленном комиссии на соответствующий запрос, дополнительно подтверждены факты непринятия порожних вагонов (N№ <...>) "без промывки для отправления на территорию Украины в период с 01.01.2011 по 01.09.2011".
В результате простоя приватных порожних вагонов, вызванного первоначальным отказом ОАО "Р" в их своевременном принятии к отправке на территорию Украины без произведенной промывки, размер убытков, предполагаемых к возмещению открытым акционерным обществом "Н" перед третьими лицами, согласно представленным документам и письму данного общества (вх. № от 21.10.11 № <...>), составил 7, 485, 554 руб. 56 коп.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", антимонопольному органу, оценивая действия (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции" и, в частности, определять были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В рассматриваемом случае комиссия приходит к выводу о том, что действиями ОАО "Р" ставятся необоснованные условия реализации контрагентом своих прав.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1) Признать ОАО "Р" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем неоднократных и необоснованных отказов открытому акционерному обществу "Н" в принятии крытых порожних вагонов к перевозке без произведенной их промывки после выгрузки грузов (масло пальмовое, масло кокосовое, маргарин, жир универсальный) и требовании об их обязательной промывке перед отправкой, а также требовании о произведении промывки их непосредственно силами ОАО "Р".
2) Выдать ОАО "Р" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства для чего по истечении тридцатидневного срока со дня получения копии настоящего предписания не совершать действий, направленных на отказ отправителям в принятии крытых порожних вагонов к отправке на территорию получателя после выгрузки грузов (масло пальмовое, масло кокосовое, маргарин, жир универсальный), обусловленный требованием об осуществлении их обязательной промывки, в том числе силами ОАО "Р".

Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Р.Ю.ДОВГАЛЬ
И.В.РЯБУХИНА
М.Б.МАРКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru