Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2010 г. по делу № А67-6164/2010

(извлечение)

резолютивная часть решения объявлена 02.12.2010 года
полный текст решения изготовлен 07.12.2010 года
Общество с ограниченной ответственностью "Зональное+" (далее - ООО "Зональное+", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Администрации Томского района (далее также - ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействующим постановления № 223 от 17.09.2010 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" (в редакции постановления № 257 от 08.10.2010 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223") (л.д. 64).
Определением арбитражного суда от 07.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Глава Томского района.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Томской области в целях обеспечения законности.
Определением арбитражного суда от 15.11.2010 судебное заседание по делу назначено на 02.12.2010.
Глава Томского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своих представителей для участия в деле не направил, сведений о причинах неявки и письменных пояснений, заявлений не представил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного Главы Томского района.
В судебном заседании представитель ООО "Зональное+" поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях, в частности в связи с чем, что:
- постановлением от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" (в редакции постановления от 08.10.2010 № 257 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223") нарушены права и законные интересы заявителя, являющегося предприятием, оказывающим коммунальные услуги для потребителей пос. Зональная Станция на основании заключенного договора аренды муниципального имущества;
- постановлением от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" (в редакции постановления от 08.10.2010 № 257 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223") нарушены пункт 4 статьи 4, статья 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- статьей 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрен перечень оснований для досрочного пересмотра тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, среди которых такого основания как "уточнение расчетов" не имеется;
- ООО "Зональное+" в связи с принятием постановления № 223 от 17.09.2010 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" не может воспользоваться прежним тарифом на услугу "горячее водоснабжение", так как до принятия постановления № 156 от 12.07.2010 такого тарифа у ООО "Зональное+" не существовало;
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт вступил в силу 30.07.2010 после официального опубликования. Следовательно, органы местного самоуправления с 30.07.2010 не обладают полномочиями по регулированию тарифов, в связи с чем регулирование тарифа на горячее водоснабжение 17.09.2010 органом местного самоуправления - Администрацией Томского района незаконно и противоречит федеральному законодательству.
Представитель Администрации Томского района полагает, что требования ООО "Зональное+" о признании недействующим постановления Главы Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" (в редакции постановления от 08.10.2010 № 257 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223") являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку после 30.07.2010 органы местного самоуправления не обладают полномочиями по регулированию тарифов. Относительно возмещения ООО "Зональное+" расходов по оплате государственной пошлины возражал, указав, что согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Представитель прокурора Томской области относительно требований ООО "Зональное+" поддержала доводы отзыва, прокуратура Томской области считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как у Администрации Томского района отсутствовали установленные законом основания для досрочного пересмотра тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО "Зональное+" зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением "Регистрационная палата Томского района" 21.03.2002 за регистрационным номером 610 (ОГРН 1027000773040).
28.12.2009 между Администрацией Зональненского сельского поселения и Администрацией Томского района заключено соглашение № 175, согласно которому Администрация Зональненского сельского поселения в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передало Администрации Томского района отдельные полномочия. Перечень передаваемых полномочий определен Приложением № 1 к соглашению (пункт 1.1 соглашения).
В соответствии с приложением № 1 к соглашению № 175 от 26.12.2009 Администрации Томского района, в частности, переданы полномочия по регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (за исключением цен на электроснабжение и теплоснабжение); регулирование цен за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом (пункт 2 Приложения № 1).
07.05.2010 ООО "Зональное+" обратилось в Администрацию Зональненского сельского поселения с письмом (исх. № 129), в котором просило после завершения проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей и соответствующим этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса согласовать соответствующие тарифы на предоставление горячего водоснабжения (л.д. 25).
Письмом от 11.05.2010 № 204 Администрация Зональненского сельского поселения в соответствии с Соглашением о передаче отдельных полномочий № 175 от 26.12.2009 направило в Администрацию Томского района для рассмотрения материалы по утверждению тарифа на услугу предоставления горячего водоснабжения потребителей пос. Зональная Станция и просило утвердить тариф для организации коммунального комплекса ООО "Зональное+" (л.д. 26).
08.07.2010 между Администрацией Зональненского сельского поселения и ООО "Зональное+" заключены договоры аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Зональненского сельского поселения N№ 66, 67, 68, на основании которых ООО "Зональное+" во временное владение и пользование передано имущество, указанное в Приложениях к договорам (л.д. 824).
12.07.2010 Администрацией Томского района вынесено постановление № 156 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги на 2010 год", которым установлены тарифы на услугу по горячему водоснабжению для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды и предоставление горячей воды с использованием систем централизованного горячего водоснабжения ООО "Зональное+" для расчета с потребителями Зональненского сельского поселения в размере 93,94 руб./куб. м (НДС не предусмотрен) (от муниципальной котельной, обслуживаемой ООО "Зональное+") и 88,47 руб./куб. м. (НДС не предусмотрен) (от котельной ООО "Газпром трансгаз Томск" (Филиал "Томское линейное производственное управление магистральных газопроводов")). В соответствии с пунктом 2 постановления от 12.07.2010 № 156 тарифы, установленные пунктом 1 настоящего постановления, действуют с 1 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года (л.д. 7).
17.09.2010 Администрацией Томского района принято постановление № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156", согласно которому в целях уточнения расчетов по определению стоимости одного кубического метра горячей воды: 1. отменено постановление Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги на 2010 год", принятое для организации коммунального комплекса ООО "Зональное+", осуществляющей непосредственное производство горячей воды и предоставление горячей воды с использованием систем централизованного горячего водоснабжения потребителям Зональненского сельского поселения; 2. стоимость единицы услуги по горячему водоснабжению, применяемую ранее организацией коммунального комплекса ООО "Зональное+" при расчете с потребителями Зональненского сельского поселения в 2010 году, оставить на прежнем уровне.
Постановлением Администрации Томского района от 08.10.2010 № 257 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223" в целях приведения в соответствие с действующим законодательством постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" дополнено пунктом 3 следующего содержания: "настоящее постановление опубликовать в газете "Томское предместье".
Постановление Администрации Томского района от 08.10.2010 № 257 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223" опубликовано в газете "Томское предместье" от 13.10.2010 № 82(9725).
В газете "Томское предместье" от 20.10.2010 № 84(9727) опубликовано постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" в первоначальной редакции.
Полагая, что постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" (в редакции постановления № 257 от 08.10.2010 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223") не соответствует нормам пункта 4 статьи 4, статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 27.07.2010 № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Зональное+" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления Администрации Томского района недействующим, которое, по мнению арбитражного суда, подлежит удовлетворению.
В части 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.12.2006 № 11723/06 и от 16.01.2007 № 12547/06 указано, что под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Приведенное определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации (приказ от 14.07.1999 № 217), которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое ООО "Зональное+" постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" отвечает вышеприведенным требованиям и является нормативным правовым актом.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Федеральном законе от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 данной статьи, в частности, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Пунктами 1 - 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Томского района № 156 от 12.07.2010 "Об установлении тарифов на коммунальные услуги на 2010 год" был утвержден тариф на услугу по горячему водоснабжению для ООО "Зональное+" в целях расчета с потребителями Зональненского сельского поселения. Пунктом 2 данного постановления установлен период действия тарифа: с 01 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Однако постановлением от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" Администрация Томского района отменила установленные постановлением Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156 тарифы на услугу по горячему водоснабжению и оставила стоимость единицы услуги по горячему водоснабжению на прежнем уровне, то есть, по сути, осуществила пересмотр тарифа на услуги организации коммунального комплекса.
Основания досрочного пересмотра тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса установлены статьей 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются: 1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации; 2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы; 3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках; 4) предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации; 5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования; 6) вступившее в законную силу решение суда; 7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса; 8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; 9) изменение установленных или установление предельных индексов.
Указанный перечень оснований досрочного пересмотра тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является закрытым, а, следовательно, изменение тарифов по иным основаниям не допускается.
Согласно тексту оспариваемого постановления от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156", которым установленные постановлением Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156 тарифы на услугу по горячему водоснабжению отменены и стоимость единицы услуги по горячему водоснабжению оставлена на прежнем уровне, последнее вынесено в целях уточнения расчетов по определению стоимости одного кубического метра горячей воды.
Вместе с тем, нормой части 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" такого основания изменения тарифа организации коммунального комплекса не установлено. Одностороннее уточнение расчетов по определении стоимости одного кубического метра воды не может быть подведено под понятие объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, содержащееся в пункте 19 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", которым признается изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В чем выразилось уточнение расчетов по определению стоимости одного кубического метра горячей воды Администрацией Томского района в судебном заседании не приведено.
В ходе судебного разбирательства Администрация Томского района подтвердила отсутствие оснований для досрочного пересмотра тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Таким образом, у Администрации Томского района отсутствовали установленные законом основания для досрочного пересмотра тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 2 постановления Главы Томского района от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" стоимость единицы горячего водоснабжения, применяемая ранее организацией коммунального комплекса ООО "Зональное+" при расчете с потребителями Зональненского сельского поселения в 2010 году, оставлена на прежнем уровне.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя ООО "Зональное+" тариф на услугу "горячее водоснабжение" был установлен регулирующим органом впервые постановлением от 12.07.2010 № 156. Ранее услуга называлась "подогрев холодной воды на ГВС", что было неправомерно.
Представитель Администрации Томского района указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства не оспаривал.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (части 2 статьи 157 ЖК РФ).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Российской Федерации № 307 издано 23.05.2006, а не 23.06.2006.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, в том числе включается горячее водоснабжение (пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Таким образом, услуга "подогрев холодной воды ГВС" не предусмотрена действующим законодательством, и тариф на указанную услугу органом местного самоуправления не установлен. В связи с этим, является не ясным о какой стоимости единицы горячего водоснабжения, применяемой ранее организацией коммунального комплекса ООО "Зональное+" при расчете с потребителями Зональненского сельского поселения в 2010 году, оставленной на прежнем уровне, говорится в пункте 2 постановления Главы Томского района от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156".
Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2010 № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении", вступившим в силу после официального опубликования (30.07.2010), полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Соответственно, органы местного самоуправления после опубликования указанного Федерального закона от 27.07.2010 № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" полномочиями по регулированию тарифов не обладают, соответственно, регулирование тарифа на горячее водоснабжение 17.09.2010 органом местного самоуправления - Администрацией Томского района незаконно и противоречит федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, при рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлено несоответствие оспариваемого постановления от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" (в редакции постановления от 08.10.2010 № 257 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223") Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 27.07.2010 № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении", имеющим большую юридическую силу, вследствие чего постановление от 17.09.2010 № 223 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" (в редакции постановления от 08.10.2010 № 257 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223") на основании пункта 2 части 2 статьи 195 АПК РФ подлежит признанию недействующим полностью.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Между тем, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации") также разъяснено, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, понесенные заявителем расходы на уплату государственной пошлины за подачу заявления в размере 2 000 руб., взыскиваются с Администрации Томского района, как со стороны по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление № 223 от 17.09.2010 "Об отмене постановления Администрации Томского района от 12.07.2010 № 156" (в редакции постановления № 257 от 08.10.2010 "О внесении изменений в постановление Администрации Томского района от 17.09.2010 № 223") признать несоответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 27.07.2010 № 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" и недействующим.
Взыскать с Администрации Томского района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Зональное+" судебные расходы в размере 2 000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru