КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИЙ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА В 2010 - 2011 ГОДАХ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ ПОТЕРИ ДОХОДОВ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2012 ГОДЫ"
Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 16 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.01.2012 № 7.
Цель контрольного мероприятия: оценка эффективности использования субсидий областного бюджета в 2010 - 2011 годах на осуществление мероприятий по снижению рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в Воронежской области в рамках областной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
Проверенный объект и оформленный акт: департамент аграрной политики Воронежской области, акт № 7-2012 от 13.02.2012.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 16.01.2012 по 20.02.2012.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Реализация областной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" в части осуществления государственной поддержки по снижению рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в Воронежской области за 2010 - 2011 годы.
2. Соблюдение требований нормативных актов при предоставлении субсидий. Обоснованность и своевременность предоставления субсидий.
3. Анализ достижения запланированных показателей (индикаторов) по снижению рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в Воронежской области.
4. Изучение структуры получателей субсидий на государственную поддержку в виде компенсации части уплаченного сельскохозяйственными товаропроизводителями страхового взноса при страховании урожая сельскохозяйственных культур.
Результаты контрольного мероприятия:
В Воронежской области субсидирование страхования от потерь урожая сельскохозяйственной продукции предусмотрено областной целевой программой
"Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 22.11.2007 № 1107-IV-ОД. Порядок предоставления субсидий определен постановлениями правительства Воронежской области от 17.03.2010 № 192
и от 30.12.2010 № 1167
"Об утверждении порядков предоставления в 2011 году субсидий сельхозтоваропроизводителям, другим организациям агропромышленного комплекса на поддержку сельскохозяйственного производства".
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей осуществляется посредством предоставления субсидий для возмещения затрат на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования в размере 50%.
Объемы выделенных субсидий приведены в таблице
.
Таблица 1
┌───┬─────────────────────────────┬────────────────────┬───────────────────┐
│ № │ Показатели финансирования │ 2010 год │ 2011 год │
│ │ страхования ├─────────────┬──────┼────────────┬──────┤
│ │ │ тыс. рублей │ % │тыс. рублей │ % │
├───┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────┼────────────┼──────┤
│1 │Всего запланировано субсидий │ 190 298,0 │ 100 │ 192 144,0 │ 100 │
│ │(тыс. рублей) │ │ │ │ │
├───┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────┼────────────┼──────┤
│2 │В том числе, тыс. рублей: │ │ │ │ │
│ │из федерального бюджета │ 169 298,0 │ 89,0 │ 179 344,0 │ 93,3 │
│ │из областного бюджета │ 21000,0 │ 11,0 │ 12800,0 │ 6,7 │
├───┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────┼────────────┼──────┤
│3 │Всего выделено субсидий, │ 221 949,1 │ 100 │ 256 997,6 │ 100 │
│ │(тыс. рублей) │ │ │ │ │
├───┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────┼────────────┼──────┤
│4 │В том числе, (тыс. рублей): │ │ │ │ │
│ │из федерального бюджета │ 209 298,0 │ 94,3 │ 243 343,0 │ 94,7 │
│2 │Перечень рисков лимитирован│Пакет рисков определяется сторонами│
│ │нормативными актами │ │
├───┼──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│3 │Цена реализации сложившаяся по│Цена реализации договорная, но не│
│ │предшествующему году страхования │выше рыночной на момент заключения│
│ │ │договора │
├───┼──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│4 │Тарифы утверждаются нормативными│Тарифные ставки зависят от периода│
│ │актами │страхования, набора рисков,│
│ │ │динамики урожайности │
├───┼──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│5 │Средняя урожайность определяется│Могут использоваться расчетные│
│ │за 5 лет, предшествующих году│показатели урожайности │
│ │страхования │ │
├───┼──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│6 │При расчете потерь, снижение│Компенсируемый процент потерь│
│ │урожая должно быть 30% и более от│определяется сторонами │
│ │запланированного │ │
└───┴──────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
В целях совершенствования сельскохозяйственного страхования принят Федеральный закон
от 25.07.2011 № 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", в котором, в частности, определен срок заключения договоров не до окончания сева, а не позднее 15 дней после окончания сева. Данное изменение направлено на своевременность уточнения параметров страхования.
Страхование рисков потерь урожая активно развивается, совершенствуется нормативная база. Государственное регулирование тарифов обеспечивает требуемый уровень выплат.
Страхование с государственной поддержкой является одним из направлений развития отрасли в целом. В отличие от прямого субсидирования потерь урожая, страхование одновременно увеличивает заинтересованность сельхозтоваропроизводителя в повышении урожайности и обеспечивает компенсационные выплаты при потерях от стихийных бедствий.
Выводы:
Контрольным мероприятием установлено, что Департамент аграрной политики Воронежской области, возложенные на него функции по выделению субсидий на страхование урожая, выполняет.
При этом, выявлен ряд замечаний и недостатков.
1. Проверка сведений, отраженных в договорах страхования проводится Департаментом после их заключения, что приводит к значительному количеству дополнительных соглашений к договорам, изменяющих страховые суммы и страховые премии. В результате средства изымались из оборота сельхозпроизводителей на длительные сроки.
2. Представляемые в Департамент копии материалов статистической отчетности принимаются к рассмотрению незаверенными, с исправлениями, что не исключает фальсификации на всех этапах страхования.
3. Дополнительные соглашения к договорам страхования существенно изменяют условия договоров в части страхуемых площадей после окончания срока сева (посадки), что является нарушением Порядка предоставления субсидий.
4. Проведение Департаментом проверок договоров страхования в объеме не превышающем 0,5% общего количества, является недостаточным, поскольку не способствует пресечению фальсификаций в документах, представляемых для страхования. Организация контроля на должном уровне необходима и в целях предотвращения случаев отказов страховщиков в выплате страховых компенсаций.
5. Целевой показатель по удельному весу застрахованных площадей в общей посевной площади не выполнен ни в 2010, ни в 2011 годах.
Предложение:
Направить представление по результатам контрольного мероприятия департаменту аграрной политики Воронежской области.
Начальник инспекции по контролю расходов
на общегосударственные вопросы, правоохранительную
деятельность, сельское и лесное хозяйство
С.С.БОБОВНИКОВА
Заместитель председателя - аудитор
Е.С.ЛИТВИНЧУК
Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ