Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В 2010 - 2011 ГОДАХ
НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ ОТ 2 ДО 10 ЛЕТ,
ПРИВЛЕЧЕННЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
НА ТЕХНИЧЕСКУЮ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ В РАМКАХ
ОЦП "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2012 ГОДЫ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 17 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.01.2012 № 9.

Цель контрольного мероприятия: оценка результативности и эффективности использования в 2010 - 2011 годах бюджетных средств на возмещение процентных ставок по кредитам от 2 до 10 лет, привлеченным сельскохозяйственными предприятиями на техническую и технологическую модернизацию в рамках ОЦП "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".

Перечень проверенных объектов и оформленных актов: департамент аграрной политики Воронежской области - акт от 29.02.2012 № 17-2012.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 16 января 2012 года по 7 марта 2012 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ структуры получателей субсидий в сфере агропромышленного комплекса, которым предоставлена государственная поддержка на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в Воронежской области.
2. Проверка документов, предоставленных получателями бюджетных средств в департамент аграрной политики, на соответствие требованиям нормативных актов, определяющих порядок выплаты субсидий.
3. Проверка обоснованности, своевременности и полноты перечисления субсидий департаментом аграрной политики.
4. Анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на возмещение процентных ставок по кредитам от 2 до 10 лет, привлеченным сельскохозяйственными предприятиями на техническую и технологическую модернизацию в рамках ОЦП "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".

Результаты контрольного мероприятия:
Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на основе технической и технологической модернизации отрасли определено как приоритетное направление развития агропромышленного комплекса Воронежской области. В связи с этим, одной из основных целей областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 22.11.2007 № 1107-IV-ОД (далее - Программа) является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в Воронежской области, на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Для достижения данной цели в Программе предусмотрены такие мероприятия по технической и технологической модернизации сельского хозяйства на территории Воронежской области как:
- обновление парка сельскохозяйственной техники, оборудования, специализированного транспорта, специальной техники;
- стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для всех подотраслей сельского хозяйства.

Меры финансовой поддержки и необходимые документы:
Реализация данных мероприятий невозможна без привлечения сельхозтоваропроизводителями заемных средств, в связи с чем, в области реализуются меры финансовой поддержки, направленные на расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях, одной из которых является субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, привлеченным на техническую и технологическую модернизацию на срок от 2 до 10 лет.
Предоставление средств в проверяемом периоде осуществлялось ДАП ВО на основании порядка, утвержденного: на 2010 год - постановлением правительства Воронежской области от 17.03.2010 № 192 (далее Порядок на 2010 год), на 2011 год - постановлением от 30.12.2010 № 1167 (далее Порядок на 2011 год).
В соответствии с требованиями вышеназванных Порядков предоставления субсидий заемщиком для получения средств представляются следующие документы:
- заявления о предоставлении средств на возмещение части затрат;
- справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;
- копия кредитного договора (договора займа);
- копии платежного поручения и выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа;
- график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
- копии выписки и платежного поручения на использование кредита с расчетного счета (с указанием в назначении платежа цели);
- документ с указанием номера счета заемщика;
- копия справки о присвоенном ОКВЭД;
- копии отчета о прибылях и убытках (форма № 2), из формы № 6-АПК, раздел третий "Расшифровка показателей формы № 2" за 2008 год;
- документы, подтверждающие целевое использование инвестиционного кредита (займа).
Однако в проверяемом периоде соответствующий пакет документов предоставлялся заявителями лишь по вновь заключенным кредитным договорам, а по договорам, уже действующим на начало финансового года, предоставлялись:
- расчет субсидий за конкретный период в 2 экземплярах;
- копии платежных поручений на оплату процентов за текущий месяц (квитанции на взнос наличными, акты приема-передачи векселей);
- копию выписки по расчетному счету, заверенную кредитной организацией;



│   Показатель, ед. изм.    │          2010 год           │          2011 год          │
│                           ├───────┬────────┬────────────┼──────┬────────┬────────────┤
│                           │ план  │  факт  │% исполнения│ план │  факт  │% исполнения│
├───────────────────────────┼───────┼────────┼────────────┼──────┼────────┼────────────┤
│тракторы, шт.              │ 1033  │  986   │    95,4    │ 1188 │  828   │    69,7    │
├───────────────────────────┼───────┼────────┼────────────┼──────┼────────┼────────────┤
│комбайны зерноуборочные,   │  312  │  300   │    96,1    │ 345  │  256   │    74,2    │
│шт.                        │       │        │            │      │        │            │
├───────────────────────────┼───────┼────────┼────────────┼──────┼────────┼────────────┤
│комбайны кормоуборочные,   │  92   │   82   │    89,1    │ 89   │   58   │    65,2    │
│шт.                        │       │        │            │      │        │            │
├───────────────────────────┼───────┼────────┼────────────┼──────┼────────┼────────────┤
│Объем привлеченных         │2 704,0│2 321,3 │    85,8    │3 449 │ 3 383  │     98     │
│кредитов, млн. рублей      │       │        │            │      │        │            │
│(субсидируемые)            │       │        │            │      │        │            │
└───────────────────────────┴───────┴────────┴────────────┴──────┴────────┴────────────┘

Из приведенных данных следует, что целевой показатель по приобретению сельскохозяйственной техники также не выполнен. Так в 2010 - 2011 годах сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей), приобретено:
- тракторов - 986 ед. при плановом значении 1033 ед. и 828 ед., плановый показатель - 1188 ед., соответственно;
- кормоуборочных комбайнов - 82 ед. при плане - 92 ед. и 58 ед. при плановом показателе 89 ед., соответственно;
- зерноуборочных комбайнов - 300 ед. (план 312 ед.) и 256 ед. (плановый показатель на год - 345 ед.).
Основной причиной невыполнения целевых показателей по приобретению техники является сложное финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей ввиду экономической нестабильности и природных аномальных явлений (засуха) последних лет.
Анализ исполнения целевого показателя объем привлеченных кредитов на технику на условиях возмещения процентной ставки, показал, что сведения, отраженные в отчетах о реализации Программы за проверяемый период не соответствуют объему фактически субсидируемых кредитов. Так по состоянию на 01.01.2012 фактически субсидируется 4560,2 млн. рублей, а в отчете отражено - 3838,3 млн. рублей. Согласно пояснению зам. начальника отдела государственной поддержки сельхозпроизводителей ДАП ВО, несоответствие отчетных данных вызвано тем, что в объем привлеченных кредитов включены лишь договоры, заключенные после 01.01.2008, так как Программа действует с 2008 года.
Основываясь на сведениях, отражаемых в Программе, необходимо отметить, что данный показатель в проверяемом периоде не выполнен. В 2010 году его выполнение составило 85,8% от запланированного годового показателя. В 2011 году объем привлеченных кредитов увеличился на 1061,7 млн. рублей и составил 3383,3 млн. рублей, однако планового значения показатель так и не достиг. Причина невыполнения целевого показателя - ситуация в банковском секторе, когда из-за ужесточения требований к заемщикам инвестиционные кредиты стали недоступны большинству сельскохозяйственных предприятий.

Выводы:
Обобщив результаты проверки, можно сделать однозначный вывод о том, что программные мероприятия по поддержке сельхозпроизводителей, направленные на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, дают положительный результат - объемы кредитов, привлекаемых для приобретения новой техники и сельскохозяйственного оборудования, ежегодно увеличиваются.
Это позволило улучшить состояние машинотракторного парка сельхозпроизводителей Воронежской области не только количественно, но и качественно. По итогам 2011 года энергообеспеченность сельхозпредприятий области составила 157,8 л.с. на 100 га посевной площади, что на 30% превысило значение этого показателя в докризисном, 2008 году (119,3 л. с.).
Только по субсидиям, направленным на техническую и технологическую модернизацию, за два года перечислено более 700 млн. рублей бюджетных средств, что в итоге позволило не только приобрести новую технику, но и частично компенсировать потери от засухи и поддержать экономику предприятий.
В ходе проверки нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено, что свидетельствует о наличии внутриведомственного контроля в Департаменте аграрной политики за своевременностью и обоснованностью выплаты субсидий. Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает, что отсутствие в разрабатываемых для распределения субсидий Порядках четких критериев отнесения сельхозпредприятий к производителям молока и мяса КРС, создают предпосылки для "распыления" бюджетных средств по хозяйствам, имеющим одну - две коровы, что в итоге влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств.
Целевые показатели, утвержденные Программой, в проверяемом периоде не достигнуты. Однако, одной из основных причин невыполнения программы стала аномальная засуха, отрицательно сказавшаяся на финансовом состоянии большинства сельхозпредприятий области.
Проверка проведена выборочно, по представленным документам и справочным данным.

Предложение:
Направить представление по результатам контрольного мероприятия департаменту аграрной политики Воронежской области.

Начальник инспекции по контролю расходов
на общегосударственные вопросы, правоохранительную
деятельность,сельское и лесное хозяйство
С.С.БОБОВНИКОВА

Заместитель председателя - аудитор
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru