КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В 2010 - 2011 ГОДАХ
НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ ОТ 2 ДО 10 ЛЕТ,
ПРИВЛЕЧЕННЫМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
НА ТЕХНИЧЕСКУЮ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ В РАМКАХ
ОЦП "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2012 ГОДЫ"
Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 17 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.01.2012 № 9.
Цель контрольного мероприятия: оценка результативности и эффективности использования в 2010 - 2011 годах бюджетных средств на возмещение процентных ставок по кредитам от 2 до 10 лет, привлеченным сельскохозяйственными предприятиями на техническую и технологическую модернизацию в рамках ОЦП
"Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
Перечень проверенных объектов и оформленных актов: департамент аграрной политики Воронежской области - акт от 29.02.2012 № 17-2012.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 16 января 2012 года по 7 марта 2012 года.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ структуры получателей субсидий в сфере агропромышленного комплекса, которым предоставлена государственная поддержка на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в Воронежской области.
2. Проверка документов, предоставленных получателями бюджетных средств в департамент аграрной политики, на соответствие требованиям нормативных актов, определяющих порядок выплаты субсидий.
3. Проверка обоснованности, своевременности и полноты перечисления субсидий департаментом аграрной политики.
4. Анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на возмещение процентных ставок по кредитам от 2 до 10 лет, привлеченным сельскохозяйственными предприятиями на техническую и технологическую модернизацию в рамках ОЦП
"Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
Результаты контрольного мероприятия:
Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на основе технической и технологической модернизации отрасли определено как приоритетное направление развития агропромышленного комплекса Воронежской области. В связи с этим, одной из основных целей областной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 22.11.2007 № 1107-IV-ОД (далее - Программа
) является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в Воронежской области, на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
Для достижения данной цели в Программе
предусмотрены такие мероприятия по технической и технологической модернизации сельского хозяйства на территории Воронежской области как:
- обновление парка сельскохозяйственной техники, оборудования, специализированного транспорта, специальной техники;
- стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для всех подотраслей сельского хозяйства.
Меры финансовой поддержки и необходимые документы:
Реализация данных мероприятий невозможна без привлечения сельхозтоваропроизводителями заемных средств, в связи с чем, в области реализуются меры финансовой поддержки, направленные на расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях, одной из которых является субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, привлеченным на техническую и технологическую модернизацию на срок от 2 до 10 лет.
Предоставление средств в проверяемом периоде осуществлялось ДАП ВО на основании порядка, утвержденного: на 2010 год - постановлением
правительства Воронежской области от 17.03.2010 № 192 (далее Порядок
на 2010 год), на 2011 год - постановлением
от 30.12.2010 № 1167 (далее Порядок
на 2011 год).
В соответствии с требованиями вышеназванных Порядков предоставления субсидий заемщиком для получения средств представляются следующие документы:
- заявления о предоставлении средств на возмещение части затрат;
- справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;
- копия кредитного договора (договора займа);
- копии платежного поручения и выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа;
- график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
- копии выписки и платежного поручения на использование кредита с расчетного счета (с указанием в назначении платежа цели);
- документ с указанием номера счета заемщика;
- копия справки о присвоенном ОКВЭД
;
- копии отчета о прибылях и убытках (форма № 2)
, из формы № 6-АПК
, раздел третий "Расшифровка показателей формы № 2" за 2008 год;
- документы, подтверждающие целевое использование инвестиционного кредита (займа).
Однако в проверяемом периоде соответствующий пакет документов предоставлялся заявителями лишь по вновь заключенным кредитным договорам, а по договорам, уже действующим на начало финансового года, предоставлялись:
- расчет субсидий за конкретный период в 2 экземплярах;
- копии платежных поручений на оплату процентов за текущий месяц (квитанции на взнос наличными, акты приема-передачи векселей);
- копию выписки по расчетному счету, заверенную кредитной организацией;
│ Показатель, ед. изм. │ 2010 год │ 2011 год │
│ ├───────┬────────┬────────────┼──────┬────────┬────────────┤
│ │ план │ факт │% исполнения│ план │ факт │% исполнения│
├───────────────────────────┼───────┼────────┼────────────┼──────┼────────┼────────────┤
│тракторы, шт. │ 1033 │ 986 │ 95,4 │ 1188 │ 828 │ 69,7 │
├───────────────────────────┼───────┼────────┼────────────┼──────┼────────┼────────────┤
│комбайны зерноуборочные, │ 312 │ 300 │ 96,1 │ 345 │ 256 │ 74,2 │
│шт. │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────┼───────┼────────┼────────────┼──────┼────────┼────────────┤
│комбайны кормоуборочные, │ 92 │ 82 │ 89,1 │ 89 │ 58 │ 65,2 │
│шт. │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────┼───────┼────────┼────────────┼──────┼────────┼────────────┤
│Объем привлеченных │2 704,0│2 321,3 │ 85,8 │3 449 │ 3 383 │ 98 │
│кредитов, млн. рублей │ │ │ │ │ │ │
│(субсидируемые) │ │ │ │ │ │ │
└───────────────────────────┴───────┴────────┴────────────┴──────┴────────┴────────────┘
Из приведенных данных следует, что целевой показатель по приобретению сельскохозяйственной техники также не выполнен. Так в 2010 - 2011 годах сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей), приобретено:
- тракторов - 986 ед. при плановом значении 1033 ед. и 828 ед., плановый показатель - 1188 ед., соответственно;
- кормоуборочных комбайнов - 82 ед. при плане - 92 ед. и 58 ед. при плановом показателе 89 ед., соответственно;
- зерноуборочных комбайнов - 300 ед. (план 312 ед.) и 256 ед. (плановый показатель на год - 345 ед.).
Основной причиной невыполнения целевых показателей по приобретению техники является сложное финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей ввиду экономической нестабильности и природных аномальных явлений (засуха) последних лет.
Анализ исполнения целевого показателя объем привлеченных кредитов на технику на условиях возмещения процентной ставки, показал, что сведения, отраженные в отчетах о реализации Программы
за проверяемый период не соответствуют объему фактически субсидируемых кредитов. Так по состоянию на 01.01.2012 фактически субсидируется 4560,2 млн. рублей, а в отчете отражено - 3838,3 млн. рублей. Согласно пояснению зам. начальника отдела государственной поддержки сельхозпроизводителей ДАП ВО, несоответствие отчетных данных вызвано тем, что в объем привлеченных кредитов включены лишь договоры, заключенные после 01.01.2008, так как Программа
действует с 2008 года.
Основываясь на сведениях, отражаемых в Программе
, необходимо отметить, что данный показатель в проверяемом периоде не выполнен. В 2010 году его выполнение составило 85,8% от запланированного годового показателя. В 2011 году объем привлеченных кредитов увеличился на 1061,7 млн. рублей и составил 3383,3 млн. рублей, однако планового значения показатель так и не достиг. Причина невыполнения целевого показателя - ситуация в банковском секторе, когда из-за ужесточения требований к заемщикам инвестиционные кредиты стали недоступны большинству сельскохозяйственных предприятий.
Выводы:
Обобщив результаты проверки, можно сделать однозначный вывод о том, что программные мероприятия по поддержке сельхозпроизводителей, направленные на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, дают положительный результат - объемы кредитов, привлекаемых для приобретения новой техники и сельскохозяйственного оборудования, ежегодно увеличиваются.
Это позволило улучшить состояние машинотракторного парка сельхозпроизводителей Воронежской области не только количественно, но и качественно. По итогам 2011 года энергообеспеченность сельхозпредприятий области составила 157,8 л.с. на 100 га посевной площади, что на 30% превысило значение этого показателя в докризисном, 2008 году (119,3 л. с.).
Только по субсидиям, направленным на техническую и технологическую модернизацию, за два года перечислено более 700 млн. рублей бюджетных средств, что в итоге позволило не только приобрести новую технику, но и частично компенсировать потери от засухи и поддержать экономику предприятий.
В ходе проверки нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено, что свидетельствует о наличии внутриведомственного контроля в Департаменте аграрной политики за своевременностью и обоснованностью выплаты субсидий. Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает, что отсутствие в разрабатываемых для распределения субсидий Порядках четких критериев отнесения сельхозпредприятий к производителям молока и мяса КРС, создают предпосылки для "распыления" бюджетных средств по хозяйствам, имеющим одну - две коровы, что в итоге влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств.
Целевые показатели, утвержденные Программой
, в проверяемом периоде не достигнуты. Однако, одной из основных причин невыполнения программы
стала аномальная засуха, отрицательно сказавшаяся на финансовом состоянии большинства сельхозпредприятий области.
Проверка проведена выборочно, по представленным документам и справочным данным.
Предложение:
Направить представление по результатам контрольного мероприятия департаменту аграрной политики Воронежской области.
Начальник инспекции по контролю расходов
на общегосударственные вопросы, правоохранительную
деятельность,сельское и лесное хозяйство
С.С.БОБОВНИКОВА
Заместитель председателя - аудитор
Е.С.ЛИТВИНЧУК
Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ