Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ
В 2010 - 2011 ГОДАХ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА"

Основание для проведения проверки: закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 62 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.01.2012 № 8.

Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования государственных средств. Анализ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки.

Проверенный объект и оформленный акт: бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста", акт от 07.02.2012 № 62-2012.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 16 января по 15 февраля 2012 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
2. Соблюдение учреждением федерального и областного законодательства.
3. Анализ финансовых показателей:
- обоснованность и эффективность финансово-хозяйственных расходов;
- анализ отчетных данных за 2010 и 2011 годы, проверка их достоверности;
- анализ штатной и фактической численности, оплаты труда.
4. Проверка оформления, учета наличия имущества, проведение выборочных инвентаризаций.
5. Анализ договорной деятельности.
6. Проверка состояния расчетов, анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
7. Целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных учреждению.

Общие положения:
Бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста" (далее - Центр, Учреждение) создано для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере организации обеспечения деятельности учреждений системы социального обслуживания населения области.
Согласно положениям устава, целью создания учреждения является комплексное осуществление многопрофильного реабилитационно-образовательного процесса, включающего профессиональную, социальную и медико-социальную реабилитацию, профессиональную подготовку и психологическую поддержку с целью восстановления социального статуса, приобретения профессии, социальной адаптации и повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Однако данная формулировка противоречит Национальному стандарту РФ <1>, распространяющемуся на социальные услуги, предоставляемые исключительно инвалидам, и Стандарту качества государственной (бюджетной) услуги "Социальное обслуживание в реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста", утвержденному приказом Департамента от 22.06.2010 № 1675/ОД (далее - стандарт качества).
--------------------------------
<1> Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам. ГОСТ Р 53059-2008" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 № 436-ст).

Также необходимо отметить, что в Порядке предоставления учреждением государственных услуг (далее Порядок предоставления госуслуг), утвержденном директором Центра и согласованным с учредителем Центра - департаментом труда и социального развития Воронежской области (далее Департамент), имеются положения, противоречащие названным нормативным документам.
Так, стандартом качества определена цель оказания государственной услуги - это "...комплексное осуществление многопрофильного реабилитационно-образовательного процесса профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее ИПР) и программами профобучения с целью восстановления социального статуса". Кроме того, потребителями государственной услуги определены инвалиды молодого возраста от 18 до 45 лет. Из изложенного следует, что государственная услуга Центром может быть предоставлена исключительно инвалидам указанного возраста.
В нарушение перечисленных требований Порядок предоставления госуслуг определяет главной задачей учреждения комплексное осуществление многопрофильного реабилитационно-образовательного процесса не только для инвалидов, но и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этом же документе истолковано понятие "трудной жизненной ситуации" - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам не только инвалидности, но и безработицы, сиротства, безнадзорности, малообеспеченности и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно. Вместе с тем, положениями Порядка предоставления госуслуг к категории клиентов отнесены дети-инвалиды не от 18, а от 16 лет, что также противоречит стандарту качества.
В результате из устава и Порядка предоставления госуслуг необходимо исключить положения об обслуживании лиц, не относящихся к категории "инвалиды", так как это не отвечает специфике учреждения.
Учреждение оказывает реабилитационно-образовательные услуги. Медицинскую деятельность Центр осуществляет на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Образовательную деятельность - на основании лицензии, предусматривающей профессиональную подготовку и реализацию программ дополнительного профессионального образования (профподготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, обучение трудовым операциям и навыкам, видам деятельности), трудовую адаптацию, профориентацию.
В нарушение ст. 13 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" в уставе учреждения отсутствуют положения в части правил приема обучающихся, язык обучения, продолжительность обучения, режим занятий, система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения.
Поступление клиентов в Центр на бюджетной основе осуществляется на основании справок ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" (далее МСЭ).
Необходимо отметить, что уставом учреждения такая процедура поступления в Центр не предусмотрена. Это оговорено указанным выше Порядком предоставления госуслуг. В частности, Порядком предусмотрено, что Центр предоставляет инвалидам услуги медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации в соответствии с ИПР, разработанной органами МСЭ. МСЭ, при этом, обязалось организовывать направление инвалидов трудоспособного возраста в Центр в количестве 800 чел. в 2010 году и 1000 чел. в 2011 году.
В рамках вида деятельности по оказанию социально-педагогических услуг, предусматривающих профессиональную ориентацию и содействие в получении профессии, Центр осуществляет работу и по трудоустройству безработных инвалидов. В частности, на основании соглашения, заключенного между ОГУ ЦЗН Железнодорожного района и Центром на предмет сотрудничества в области содействия в трудоустройстве инвалидов, в одном из кабинетов Центра - информационно-консультационном пункте, периодически проводит работу специалист службы занятости. Согласно условиям указанного соглашения в обязанности Центра входит оборудовать кабинет мебелью, персональным компьютером, канцелярскими принадлежностями. ЦЗН должен направлять инвалидов, состоящих на учете в службе занятости, на указанный информационно-консультационный пункт. Служба занятости обязана предоставлять информацию о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов. Однако данные по результатам этого вида деятельности (количество трудоустроенных инвалидов) в Центре отсутствуют. Очевидно, что в такой деятельности более заинтересована служба занятости.

Имущество учреждения:
Для обеспечения уставной деятельности за учреждением закреплено государственное имущество Воронежской области, на которое имеется свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления (нежилые помещения: 7265,2 кв. м - здание Центра, 288,6 кв. м - гараж, 381,1 кв. м - склад).
В составе площадей Центра имеются оборудованные учебные аудитории и компьютерные кабинеты, библиотека, актовый и спортивный залы, а также храм, гостиничные номера, медицинские кабинеты. Реабилитационные и учебные помещения составляют - 2664 кв. м. Учебно-реабилитационных посадочных мест насчитывается в количестве 125.
Проверкой эффективности использования помещений центра установлено, что в медицинском блоке не используется более 4 лет стоматологический кабинет площадью 18,3 кв. м, ввиду устаревшего оборудования, а также приостановлена эксплуатация водолечебного кабинета площадью 18,6 кв. м в связи с недостаточной температурой воздуха. Данный факт свидетельствует о неэффективном использовании помещений областной собственности.



│              │      шт.       │                  │           │   исполнении    │
│              │                │                  │           │госзадания (чел.)│
├──────────────┼────────────────┼──────────────────┼───────────┼─────────────────┤
│   2010 год   │      1063      │       1046       │    361    │     1046        │
├──────────────┼────────────────┼──────────────────┼───────────┼─────────────────┤
│   2011 год   │      942       │       1015       │    624    │     1015        │
└──────────────┴────────────────┴──────────────────┴───────────┴─────────────────┘

Из таблицы можно увидеть существенную разницу между количеством медицинских и реабилитационных карт, а также количеством потребителей государственной услуги, показанным в отчете об исполнении государственного задания.
К тому же, проверкой установлено, что из всех (2005 шт.) представленных реабилитационных карт - 48,8% (970 шт.) содержат справки МСЭ и программу ИПР, 45,6% (915 шт.) - по направлению службы занятости, 6% (120 шт.) - без программ реабилитации и направлений. То есть в отчет об исполнении государственного задания включены безработные инвалиды, за реабилитацию и (или) обучение которых оплачивала служба занятости.
Согласно объяснению руководства Центра, отдельным безработным инвалидам, направленным службой занятости, были оказаны дополнительные реабилитационные услуги, поэтому их включили в число потребителей государственной услуги; реабилитационные карты без ИПР оформляются на инвалидов, пришедших на первичный прием для ознакомления, которые впоследствии не проходили курс реабилитации. Обоснованность включения таких клиентов в список потребителей государственной услуги вызывает сомнение.
По незначительному числу медицинских карт также можно сделать вывод, что либо они составлялись не на всех инвалидов, либо число инвалидов, отраженное в отчете об исполнении госзадания, значительно завышено.
Подтверждением завышения количества потребителей государственной услуги являлся и другой факт. Так, при проверке реабилитационных карт выявлены случаи повторного их оформления в течение года с присвоением другого регистрационного номера.
К примеру, на С.Е.И. в 2011 году оформлено 2 реабилитационные карты - от 29 июня 2011 года с регистрационным номером 557, согласно которой клиенту оказано 2 услуги (социально-педагогическое консультирование и информирование и профессиональное ориентирование), а также карта от 05 сентября 2011 года с другим номером № 996, в которой значится 2 услуги (социально-педагогическое консультирование и информирование и социально-психологическое консультирование). Из телефонного разговора с мамой С.Е.И. было установлено, что ее дочь в Центр обращалась лишь один раз для профориентации, что по времени заняло не более 2 часов 30 мин.
Такой пример не единичный. Согласно представленному реестру реабилитационных карт, за 2010 год их зарегистрировано в количестве 1046 шт. (графа 2 таблицы) - это количество совпадает с числом потребителей государственной услуги в отчете об исполнении госзадания на 2010 год (графа 4 таблицы), из них:
- на 170 человек открыты по две карты;
- на 16 - по три;
- на 2 - по четыре.
Аналогичная ситуация сложилась с регистрацией клиентов и в 2011 году.
В результате, после произведенных вычислений получилось, что фактически предоставлены услуги в 2010 году 838 чел., в 2011 году - 866 чел. Из изложенного можно сделать вывод не только об искусственном завышении численности обслуживаемых инвалидов, но и о непоследовательности ведения учета посетителей, а также недостоверности записей об оказанных Центром услугах.
Согласно объяснению руководства учреждения в отчетах о выполнении государственного задания отражено не количество физических лиц, а количество обращений. Тем не менее, количество инвалидов, которым оказаны реабилитационные услуги, не сопоставимо с числом инвалидов от 18 до 45 лет, зарегистрированных по области, которое составляет 27851 человек, то есть, работа по реабилитационно-образовательному процессу в регионе осуществляется недостаточно.

Выводы:
Обобщив результаты проверки можно сделать выводы, что деятельность учреждения нельзя признать абсолютно эффективной.
В рамках вида деятельности по оказанию социально-педагогических услуг, Центр осуществляет работу и по трудоустройству безработных инвалидов с привлечением ОГУ ЦЗН Железнодорожного района, однако учет результатов этой деятельности в учреждении отсутствует.
При наличии соответствующей лицензии Центр предоставляет медицинские услуги не в полном объеме.
Проверкой исполнения государственного задания на оказание государственной услуги установлено, что оно исполнено не в полном объеме. Выявлены факты искусственного завышения численности обслуживаемых инвалидов, непоследовательности ведения учета посетителей, а также недостоверности записей об оказанных Центром услугах.
Отмечены факты о неэффективном использовании помещений, расположенных в здании учреждения.
Выявлены отдельные нарушения при заполнении путевых листов, а также неэффективное использование средств на автострахование транспортных средств, неэксплуатируемых более полугода.
Из-за отсутствия в предыдущем уставе перечислений видов деятельности, приносящей доход, средства от всех видов услуг до принятия новой редакции устава получены в нарушение действующего законодательства. Кроме того, учреждение в 2011 году осуществляло приносящую доход деятельность в части проведения праздничных мероприятий для населения, что не предусмотрено нынешней редакцией устава, а также уставом не предусмотрена деятельность по предоставлению платных услуг населению в части изготовления мебели, ремонта обуви, пошива одежды и др.
Устав Центра, имеющего лицензию на реализацию программ дополнительного профессионального образования, не содержит необходимых положений, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании".
В ходе проверки также отмечено, что отдельные положения устава и порядка предоставления госуслуг по осуществлению деятельности за счет средств областного бюджета не соответствуют специфике учреждения.

Предложение:
Направить представление Контрольно-счетной палаты для устранения выявленных нарушений и недостатков бюджетному учреждению Воронежской области "Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста".

Заместитель председателя - аудитор
Л.В.АНТОНОВА

Начальник инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
В.В.РОДЮКОВА

Советник отдела организационно-аналитической
и юридической работы
А.А.КУЗИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru