Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. СМОЛЕНСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2012 года

Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Кудряшова А.В.
при секретаре Б.В.В.
с участием прокурора: Афанасьевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Б.Н.С., Б.В.Е., Д.С.А. и других граждан о признании в части противоречащим закону решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490",

установил:

Б.Н.С., Б.В.Е., Д.С.А. и другие граждане обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в части включения принадлежащего заявителям на праве общей долевой собственности земельного участка площадью 263 300 кв. м с кадастровым номером 67:27:0000000:301 в границы нескольких территориальных зон: ЖЗ (зона застройки многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше), ОЖ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения), Р1 (зона рекреационно-природных территорий), а также в состав территории, в отношении которой действие градостроительных регламентов не распространяется, указав, что названный нормативный акт органа местного самоуправления о зонировании соответствующей территории противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства о принадлежности участка к одной территориальной зоне, что нарушает права заявителей, изначально предъявленные которыми совместно с упомянутыми требования об оспаривании бездействия Администрации г. Смоленска, связанного с непредоставлением разрешения на условно-разрешенный вид использования упомянутого земельного участка определением суда от 19.12.2011 г. выделены в отдельное производство.
Представитель Б.Н.С., Б.В.Е., Б.Л.И., И.А.Н., И.Е.В., Д.С.А., М.С.В., Р.М.П., С.Н.П., С.Ф.В., Ф.С.Б. - И.Н.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Б.Г.М., Б.Л.А., Г.А.Н., Е.А.В., Е.А.Я., К.А.Н., Л.Н.В., М.Л.П., М.З.В., Н.А.Н., Н.Г.А., П.В.В., С.Н.А., Я.В.П. - М.О.В. в судебном заседании, указав на необходимость признания в соответствующей части недействующим названного нормативного акта, дополнила основания заявленных требований, отметив, что установленное в отношении упомянутого участка земли зонирование территории противоречит Генеральному плану города Смоленска относительно разрешенного использования данного земельного участка, который в соответствии с названным документом расположен в функциональной зоне, предусматривающей осуществление на нем многоэтажного жилищного строительства.
Представитель Смоленского городского Совета Т.Т.А., возражая против удовлетворения заявленных требований, указала, что принятие представительным органом местного самоуправления решения о внесении изменений в ПЗЗ отнесено к его исключительной нормотворческой прерогативе. С учетом того, что поступившие от участников публичных слушаний предложения были учтены разработчиком и включены в проект решения, оснований для возвращения на доработку внесенного на рассмотрение Смоленского городского Совета и.о. Главы Администрации г. Смоленска проекта изменений в ПЗЗ не имелось. К тому же, заявители в рамках проведения упомянутых публичных слушаний не воспользовались своим правом на участие в них и представление своих предложений по внесению соответствующих изменений.
Представитель Администрации г. Смоленска К.С.Ю. сочла заявленные требования необоснованными, сославшись на соответствие оспариваемого решения требованиям действующего законодательства.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Афанасьевой Т.В., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, приходит к следующему.
По правилам ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, утверждение Правил землепользования и застройки городских округов.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; 3) градостроительные регламенты (ч. ч. 2, 4 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
На основании ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении Правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Исходя из положений ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, ч. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
По делу установлено, что решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете "Смоленские городские известия" от 23.03.2007 г. за № 2 (11).
Б.Г.М., Б.Л.А., Б.Н.С., Б.В.Е., Б.Л.И. Г.А.Н., Д.С.А., Е.А.В., И.А.Н., Е.А.Я., И.Е.В., К.А.Н., Л.Н.В., М.Л.П., М.С.В., М.З.В., Н.А.Н., Н.Г.А., П.В.В., Р.М.П., С.Н.А. С.Н.П., С.Ф.В., Ф.С.Б., Я.В.П. на основании решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 05.07.2010 г. являются участниками общей долевой собственности на земельный участок площадью 263 300 кв. м. с кадастровым номером 67:27:0000000:301 и разрешенным использованием - "для сельскохозяйственного производства", который в соответствии с Правилами землепользования и застройка г. Смоленска в редакции, действовавшей до 15.11.2010 г., входил в границы территориальных зон: СХ1 (земли сельскохозяйственного использования в городской черте), Р5 (открытые пространства, активно используемые населением в рекреационных целях) (л.д. 34 - 43, 80 - 8, 90 - 91, 98 - 101).
Постановлением Главы города Смоленска от 04.08.2010 г. № 248, опубликованным в газете "Рабочий путь" от 06.08.2010 г. за № 170 (26065), принято решение о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования в застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490. Этим же постановлением организация публичных слушаний возложена на комиссию по землепользованию и застройке города Смоленска, утв. постановлением Главы города Смоленска от 20.08.2007 г. № 451.
В газете "Рабочий путь" от 06.08.2010 г. за № 170 (26065) опубликован проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, схема границ территориальных зон, а также приведена ссылка на размещение полного текста проекта и состава графических материалов на официальном Интернет-сайте Администрации г. Смоленска.
В целях соблюдения прав жителей города и законных интересов правообладателей земельных участков предложено всем физическим и юридическим лицам направить до 20.09.2010 г. свои предложения по границам и функциональному назначению территориальных зон, градостроительным регламентам ПЗЗ.
В соответствии с регламентом проведения публичных слушаний для голосования предложена рекомендация "О согласии с проектом по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска с учетом доработки полученных предложений". По данным комиссии за согласие с проектом по внесению изменений в ПЗЗ проголосовало 40 лиц, против - 36 лиц,, воздержалось - 3 лица. Остальные участники публичных слушаний не приняли участия в голосовании.
17 сентября 2010 г. в газете "Рабочий путь" за № 204 опубликованы сведения о принятии названной рекомендации.
По результатам публичных слушаний от 08.09.2010 г. с учетом предложений физических и юридических лиц, поступивших в Администрацию г. Смоленска, комиссией 12.10.2010 г. составлены рекомендации, которые направлены Главе Администрации г. Смоленска для принятия решения о направлении проекта по внесению изменений в ПЗЗ в Смоленский городской Совет для утверждения.
26.10.2010 г. проект решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" внесен на рассмотрение очередной сессии Смоленского городского Совета IV созыва.
Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в соответствии с проектом по внесению изменений в названные Правила, разработанным производственным кооперативом "ГЕО" (город Калуга), упомянутые Правила изложены в новой редакции. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования (л.д. 58).
Названное выше решение и приложение к нему 15.11.2010 г. опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г. Смоленска - газете "Смоленские городские известия", № 12 (57) от 15 ноября 2010 г. (л.д. 35).
Как усматривается из материалов дела и следует из объяснений представителя Администрации г. Смоленска, в соответствии с Генеральным планом города Смоленска принадлежащий заявителям земельный участок находится в функциональной жилой зоне - зоне застройки многоэтажными жилыми домами (л.д. 79).
Согласно же Правилам землепользования и застройки города Смоленска в редакции решения Смоленского городского Совета IV созыва от 09.11.2010 г. № 193 названый участок включен в состав нескольких территориальных зон: ЖЗ (зона застройки многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше), ОЖ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения), Р1 (зона рекреационно-природных территорий), а также в состав территории, в отношении которой действие градостроительных регламентов не распространяется (л.д. 48 - 54, 72, 82 - 83).
В соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В силу положений п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных ГрК РФ территориальных зон.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч. 2 ст. 30 ГрК РФ составной частью Правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
В силу ч. ч. 3, 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ положения правил землепользования и застройки, в том числе, относительно видов разрешенного использования земельных участков, определяемых градостроительным регламентом территориальной зоны, должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Как уже отмечалось, принадлежащий заявителям земельный участок согласно Генеральному плану города Смоленска находится в функциональной жилой зоне - зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Названным документом определено, что жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон.
Приведенные положения генерального плана полностью согласуются с нормами земельного и градостроительного законодательства, закрепленными в ч. 5 ст. 85 ЗК РФ, ч. ч. 2 - 3 ст. 35 ГрК РФ, согласно которым земельные участки в составе жилых зон могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Между тем, оспариваемым решением в противоречие с Генеральным планом г. Смоленска принадлежащий заявителям земельный участок включен в состав нескольких упомянутых выше территориальных зон, что также нарушает требования ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, ч. 2 ст. 85 ЗК РФ.
С учетом приведенных выше обстоятельств, решением комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска от 14.07.2011 г. рекомендовано внесение изменений в ПЗЗ г. Смоленска в части изменения зонирования указанного участка (л.д. 70 - 72).
При таком положении, имеются основания для признания решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490" в оспариваемой заявителями части недействующим со дня принятия.
Руководствуясь ст. ст. 197, 199, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня принятия решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490 в части включения земельного участка площадью 263 300 (кв. м с кадастровым номером 67:27:0000000:301 в границы территориальных зон ЖЗ (зон; застройки многоэтажными жилыми домами от 5 этажей и выше), ОЖ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения), Р1 (зона рекреационно-природных территорий), а также в состав территории, в отношении которой действие градостроительных регламентов не распространяется.
Сообщение о настоящем принятом судебном решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Смоленского городского Совета - газете "Смоленские городские известия", в котором было официально опубликовано решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010 № 193 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007 г. № 490".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий
А.В.КУДРЯШОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru