Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 28 марта 2012 г. № 213

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА
НА ЛОКАЛЬНОМ УРОВНЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В целях организационно-методического обеспечения участников примирительных процедур при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Методические рекомендации по рассмотрению и разрешению коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.
2. Отделу регулирования трудовых отношений (Потапова Е.М.) направить Методические рекомендации, утвержденные настоящим Приказом, в Ассоциацию предприятий и предпринимателей Республики Татарстан, Ассоциацию предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, Союз строителей Республики Татарстан, Федерацию профсоюзов Республики Татарстан, исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан, центры занятости населения Республики Татарстан для использования в работе.
3. Признать утратившим силу Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 17 марта 2010 г. № 117.
4. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя министра Хасанова А.Р.

Министр
А.Р.ШАФИГУЛЛИН





Приложение
к Приказу
Министерства труда,
занятости и социальной защиты
Республики Татарстан
от 28 марта 2012 г. № 213

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССМОТРЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА
НА ЛОКАЛЬНОМ УРОВНЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

I. Общие положения

В данной Методике используются следующие основные понятия:
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Локальный уровень социального партнерства - взаимодействие по установлению обязательств работников и работодателя в сфере труда на уровне хозяйствующего субъекта (организации, индивидуального предпринимателя).
Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.

II. Начало коллективного трудового спора




- приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;
- требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
- предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.
Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по урегулированию спора. Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам коллективного трудового спора.
Решение принимается с учетом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража либо передачи его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, который может быть создан при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

VII. Забастовка как способ разрешения коллективного
трудового спора

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406 ТК РФ) либо работодатель (представитель работодателя) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (ст. 408 ТК РФ), или не исполняет решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки (за исключением случаев, когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена).
Участие в забастовке является добровольным, никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в ней. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.
Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
В соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
Необходимо иметь в виду, что любое отступление от формальностей процедуры проведения забастовки, изложенных в ТК РФ, может привести к тому, что забастовка будет признана незаконной.
В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня.
При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК РФ.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней.
В решении об объявлении забастовки указывается:
- перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
- дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном ст. 401 ТК РФ, т.е. путем проведения примирительных процедур.
В соответствии с ч. 3 ст. 411 ТК РФ орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторное рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме о возобновлении забастовки не позднее чем за два рабочих дня.

VIII. Оформление решений и соглашений сторон
в ходе разрешения коллективного трудового спора

Статья 418 ТК РФ предусматривает обязательность оформления протоколами всех действий сторон коллективного трудового спора, соглашений и решений, принимаемых в связи с рассмотрением и разрешением спора. Протоколы оформляются представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.
Примерные формы протоколов приведены в вышеуказанных Рекомендациях Минтруда России "Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией"; "Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника"; "Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже".
Протоколами должны быть оформлены следующие юридически значимые действия сторон или достигнутые ими договоренности:
1) решение примирительной комиссии (подписывается членами комиссии). В случае недостижения согласия составляется протокол разногласий, который также подписывается членами примирительной комиссии;
2) решение посредника (подписывается посредником и представителями сторон). При невозможности принятия согласованного решения составляется протокол разногласий, подписываемый посредником и представителями сторон;
3) решение трудового арбитража (подписывается членами трудового арбитража). На практике ведутся еще и протоколы заседаний трудового арбитража, в которых фиксируются: предмет спора; участвующие в рассмотрении спора; состав трудового арбитража; обстоятельства, установленные трудовым арбитражем;
4) любые соглашения сторон в ходе разрешения коллективного трудового спора, в том числе по процедуре рассмотрения спора. Например, соглашение о том, что данный спор будет рассматриваться в три этапа: примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем. К такого рода соглашениям относятся также соглашения о минимуме необходимых работ (услуг), соглашения об урегулировании спора, достигнутые после объявления забастовки; соглашения о выплате работникам, участвующим в забастовке, компенсаций; соглашения о порядке оплаты простоя работникам, не участвующим в забастовке;
5) решение об объявлении забастовки. Протокол собрания (конференции) подписывается председателем и секретарем.
При оформлении достигнутых соглашений за основу могут быть взяты примерные формы протоколов, предложенные рекомендациями Минтруда России. К ним относятся:
- протокол заседания примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора (Приложение № 1 к Рекомендациям Минтруда России № 57);
- протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон по рассмотрению коллективного трудового спора (Приложение № 2 к Рекомендациям Минтруда России № 57);
- протокол заседания представителей сторон коллективного трудового спора о выборе посредника (Приложение № 1 к Рекомендациям Минтруда России № 58);
- протокол совместного заседания сторон и посредника по рассмотрению коллективного трудового спора (Приложение № 2 к Рекомендациям Минтруда России № 58);
- протокол разногласий совместного заседания представителей сторон и посредника по рассмотрению коллективного трудового спора (Приложение № 3 к Рекомендациям Минтруда России № 58);
- протокол заседания представителей сторон коллективного трудового спора (Приложение № 1 к Рекомендациям Минтруда России № 59);
- протокол заседания трудового арбитража по рассмотрению коллективного трудового спора (Приложение № 2 к Рекомендациям Минтруда России № 59).





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru