ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
УСТЬ-КУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2012 г. № 27
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
УСТЬ-КУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В соответствии со ст. ст. 7
, 10
Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8
Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 15
Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 22
Устава района Представительное Собрание решило:
1. Утвердить Порядок
обращения с отходами производства и потребления на территории Усть-Кубинского муниципального района (прилагается).
2. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию.
Глава района
В.Н.СМЕЛОВ
Утвержден
Решением
Представительного Собрания
Усть-Кубинского муниципального района
от 25 апреля 2012 г. № 27
ПОРЯДОК
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ УСТЬ-КУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан на основании:
1.1.1. Федеральных законов Российской Федерации:
- от 10.01.2002 № 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды";
- от 24.06.1998 № 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления";
- от 04.05.2011 № 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности";
- от 30.03.1999 № 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
1.1.2. Постановлений Правительства Российской Федерации:
- от 26.08.2006 № 524
"Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4 классов опасности";
- от 28.08.1992 № 632
"Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
- от 12.06.2003 № 344
"О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
1.2. Требования настоящего Порядка распространяются на всех юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Усть-Кубинского муниципального района (далее - район), связанной с обращением отходов производства и потребления (далее - отходы), за исключением радиоактивных отходов. Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями и на них распространяются требования настоящего Порядка.
1.3. Порядок предназначен для регулирования отношений между природопользователями и органами местного самоуправления района и охватывает все виды деятельности, связанной с образованием, переработкой и захоронением отходов.
1.4. Настоящий Порядок определяет обязательность соблюдения экологических и санитарно-гигиенических норм при обращении с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Организация деятельности по обращению с отходами должна быть направлена на минимизацию объемов образования отходов, увеличение количества перерабатываемых отходов, снижение объемов их размещения в природной среде.
2. Основные требования к предпринимателям и юридическим
лицам, в результате деятельности которых образуются отходы
2.1. Территория района подлежит регулярной очистке и дальнейшему захоронению и утилизации отходов в соответствии с экологическими, санитарными, ветеринарными и иными требованиями.
Система сбора, удаления и захоронения отходов включает в себя:
- организацию временного хранения отходов;
- сбор отходов с территорий предприятий, организаций и домовладений;
- вывоз отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, на переработку;
- вывоз отходов на свалки и полигоны;
- захоронение отходов на полигонах и свалках.
2.2. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов и т.д., в результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении отходов.
2.3. При размещении промышленных и бытовых отходов на полигонах и свалках ТБО собственник отходов обязан заключить договор на захоронение отходов с передачей права собственности на отходы с организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта размещения отходов. При отсутствии утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение объем бытовых отходов, отражаемый в договоре, определяется на основании норм накопления ТБО.
2.4. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.
2.5. Прием жидких отходов на полигоны твердобытовых отходов и санкционированные свалки не допускается.
2.6. Услуги по утилизации, захоронению и переработке отходов производства и потребления на территории района оказываются природопользователями в соответствии с оформленными лицензиями на право обращения с опасными отходами.
2.7. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:
2.7.1. Проводить инвентаризацию отходов и источников их образования.
2.7.2. Разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на основании которых федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами устанавливаются лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения предприятиями неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется.
2.7.3. Получить лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами.
2.7.4. Вести учет образовавшихся, используемых, обезвреженных, переданных или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Учет отходов I - IV классов опасности вести в тоннах, V класса опасности - в тоннах или кубических метрах (с указанием плотности отходов).
2.7.5. Представлять по итогам года статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы)
в порядке и сроки, которые определены федеральным органом власти в области статистического учета.
2.7.6. Осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами.
3. Порядок сбора и вывоза отходов
3.1. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора осуществляется на основании муниципальных правовых актов городских и сельских поселений.
3.2. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, строений, сооружений, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора отходов.
3.3. Сбор отходов от населения осуществляется на специализированных площадках, определенных администрациями поселений.
3.4. Площадки сбора и временного накопления отходов на вновь строящихся предприятиях должны быть созданы в соответствии с проектами, на действующих предприятиях схема размещения площадок должна быть нанесена на генеральный план предприятия.
3.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам и классам опасности.
3.6. Накопление и хранение отходов на территориях предприятий допускается временно в следующих случаях:
- при использовании отходов в последующем технологическом цикле;
- в ожидании передачи отходов другим предприятиям, организациям для переработки, обезвреживания, использования, захоронения.
3.7. Сбор и накопление отходов, являющихся вторичными ресурсами (металлолом, изношенные покрышки, макулатура, пластмасса, стеклоотходы, древесные отходы и т.д.), должны осуществляться раздельно по их видам для того, чтобы обеспечить их максимальное использование в качестве вторичного сырья.
3.8. Передача отходов осуществляется только предприятиям, организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности. Факт использования или реализации вторичного сырья оформляется документально (договор, накладная, счет-фактура).
3.9. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия, организации регламентируется установленными лимитами накопления, которые определены в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
3.10. Транспортировка промышленных отходов за пределы предприятия осуществляется специализированным транспортом и должна исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования.
3.11. Юридические и физические лица, осуществляющие сбор, вывоз отходов, обязаны получить лицензию на данный вид деятельности, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по итогам года представлять статистический отчет по форме 2-ТП (отходы)
"Об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов".
4. Основные требования к объектам для размещения
отходов и предприятиям, их эксплуатирующим
4.1. Захоронение бытовых отходов допускается только на полигонах и санкционированных свалках ТБО, несанкционированные свалки подлежат ликвидации.
4.2. Захоронение промышленных отходов (I - III классов опасности) на свалках и полигонах ТБО запрещено, необходимо осуществлять их передачу организациям, имеющим лицензии на право обращения. Допускается размещение промышленных отходов IV - V классов опасности на полигонах ТБО, если они не являются взрывоопасными, самовозгораемыми и с влажностью не более 85%.
4.3. Определение места строительства объекта размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
4.4. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию свалок, полигонов ТБО, обязаны:
- получить лицензию на деятельность по обращению с отходами;
- получить лимиты размещения отходов (в установленном порядке) на основании разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- разработать регламент и режим работы полигона, инструкции по приему отходов;
- обеспечить контроль за составом поступающих отходов;
- осуществлять контроль за распределением отходов в работающей части полигона;
- обеспечить технологический цикл по изоляции отходов;
- заключить договоры на передачу с переходом права собственности отходов с физическими и юридическими лицами, размещающими отходы на свалке, полигоне ТБО; договоры должны быть согласованы с отделом промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации района;
- вести учет количества поступающих отходов. При отсутствии весового хозяйства на свалках и полигонах ТБО учет количества отходов ведется визуально (учитываются объем транспортного средства, уплотнение поступающих отходов);
- по итогам года представлять статистический отчет по форме 2-ТП (отходы)
"Об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов".
4.5. На территории полигона не допускается сжигание отходов. Эксплуатирующей организацией должны приниматься меры по предупреждению возгораний на полигонах и свалках ТБО.
4.6. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Система производственного контроля полигона ТБО должна включать контроль состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы в зоне возможного влияния полигона.
4.7. На полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
4.8. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель.
5. Порядок обращения с медицинскими отходами
5.1. Порядок обращения с медицинскими отходами определен в СанПиН 2.1.7.2790-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
5.2. Отходы класса А (отходы, не имеющие контакта с инфекционными больными, пищевые отходы, неинфицированная бумага, смет) могут быть захоронены на свалках, полигонах ТБО, отходы классов Б и В (патологоанатомические, органические операционные отходы, потенциально инфицированные отходы, отходы из инфекционных отделений и микробиологических лабораторий) необходимо уничтожать на специальных установках термическими методами (обезвреживание может осуществляться централизованным или децентрализованным способом). При отсутствии установки по обезвреживанию эпидемиологически безопасные патологоанатомические и органические операционные отходы класса Б (органы, ткани) должны быть захоронены на кладбищах в специально отведенных могилах. Транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса Г (химпрепараты, диагностические препараты, дезсредства, не подлежащие использованию, ртутьсодержащие приборы) осуществляются в соответствии с требованиями к токсичным промышленным отходам.
6. Плата за размещение отходов
6.1. Размещение отходов производства и потребления оказывает негативное воздействие на окружающую среду, которое компенсируется соответствующей платой.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) осуществляется собственником отходов в соответствии с действующим законодательством ежеквартально.
Итоги 1 квартала - до 20 апреля текущего года.
Итоги 2 квартала - до 20 июля текущего года.
Итоги 3 квартала - до 20 октября текущего года.
Итоги 4 квартала - до 20 января следующего года.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусматривает административную ответственность в соответствии с Кодексом
об административных правонарушениях.
6.2. Юридические лица, финансируемые из бюджета, обязаны предусмотреть в смете содержания средства на обращение с отходами.
6.3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при отсутствии установленных лимитов на размещение отходов осуществляют платежи как за сверхлимитное размещение (в 5-кратном размере).
6.4. Плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами и которые подлежат передаче для использования или переработки, не взимается при условии, что отходы хранятся не более 1 года.
6.5. Внесение платы за размещение отходов не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по снижению влияния отходов на состояние окружающей среды.