Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2011 г. по делу № А33-14418/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2011.
В полном объеме решение изготовлено 14.10.2011.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев заявление
общества с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" (ОГРН 1042402202920)
к службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
о признании незаконным и отмене постановления № 858-04/э от 29.04.2011 о назначении административного наказания,
при участии:
от заявителя: Кравченко А.А., по доверенности от 07.02.2011,
от ответчика: Зайцева Г.В., по доверенности от 41-05/11 от 03.05.2011,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления № 858-04/э от 29.04.2011 о назначении административного наказания по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление принято к производству арбитражного суда. Определением от 08.09.2011 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным регистрационным номером 1042402202920.
Во исполнение приказа от 10.03.2011 № СПР/Э-0112-ос Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в период с 01.04.2011 по 26.04.2011 проведена внеплановая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ имеет дату 10.01.2002, а не 10.01.2011.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.2011 № 112/П в котором зафиксировано, что в нарушения статьи 3, статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2011 № 7-ФЗ, статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" несвоевременно осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников выбросов (экскаватор и трактор); за размещение образующих отходов.
Постановлением о назначении административного наказания от 29.04.2010 № 858-04/э, вынесенным государственным инспектором отдела природных ресурсов Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Пузыревой Т.С. общество с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Полагая, что постановление о назначении административного наказания от 29.04.2010 № 858-04/э нарушает его права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании указанного постановления незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207 - 211).
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относит в том числе осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п, Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный контроль и надзор, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.
В силу подпункта 2 пункта 3.6 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края Служба осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории края, за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов).
Согласно части 1 статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль, вправе, в том числе государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.
Протокол об административном правонарушении от 26.04.2011 № 112/П составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 29.04.2011 № 858-04/э вынесено государственным инспектором отдела природных ресурсов службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Пузыревой Т.С.
Протокол об административном правонарушении от 26.04.2011 № 112/П составлен в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - Жгун О.П., о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель уведомлен надлежащим образом, что подтверждается подписями директора Жгун О.И. в уведомлениях от 20.04.2011 № 1, от 26.04.2011 № 5.
Материалы дела рассмотрены, оспариваемое постановление о назначении наказания, вынесено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела, что подтверждается подписью директора Жгун О.И. в уведомлении от 26.04.2011.
Судом отклоняется довод общества с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности и несвоевременном направлении оспариваемого постановления в адрес общества. Соблюдение административным органом процессуальных норм подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого учреждению правонарушения состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Абзацем 7 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В абзаце 2 пункта 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О указано, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
По пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (далее по тексту - Инструктивно-методические указания от 26.01.1993), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на хозяйствующих субъектов только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Указанный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.03.2009 № 14561/08.
Как следует из текста оспариваемого постановления административным органом установлено бездействие общества с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский", выразившееся в неосуществлении платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников выбросов (экскаватор и трактор) и за размещение образующих отходов в установленные законодательством сроки.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пунктам 1, 2, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 17.03.2009 № 14561/08, от 20.07.2010 № 4433/10.
Вместе с тем, материалы дела не подтверждают фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (экскаватора и трактора) и занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона "Об отходах производства и потребления".
Из оспариваемого постановления следует, что Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края связывает обязанность общества с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" по внесению платы за размещение учреждением образующих отходов и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками (экскаватором и трактором). Указаны виды отходов, образующиеся на предприятии: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, остатки и огарки стальных сварочных электродов, лом черных металлов не сортированный, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), электрические лампы накаливания отработанные и брак, отходы (остатки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки, зола древесная.
В качестве доказательств вменяемого правонарушения в материалы дела административный орган представил: 1) протокол об административном правонарушении от 26.04.2011 № 112/П; 2) акт по результатам экологического обследования от 18.11.2010 № 19-К; 3) справки о том, что общество с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" имеет помещения, освещаемые только в вечернее-ночное время лампами накаливания до 100 Вт и лампами ДРЛ 250 Вт; один уличный туалет в виде выгребной ямы; специализированные железные бочки для складирования мусора; два сварочных станка; отходы черного металла, которые используются в производстве вторично; 4) договор на оказание услуг от 11.01.2010 № 6, заключенный обществом с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" и закрытым акционерным обществом Лыжный стадион "Ветлужанка" на планово-регулярный вывоз жидких и твердых отходов; 5) справку о численности работников в количестве 8 человек; 6) договор аренды автотранспортных средств от 11.01.2011 № 2-КР, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский" и обществом с ограниченной ответственностью Разрез "Степановский"-Сбыт на аренду трактора Т-130 без экипажа.
Суд пришел к выводу, что факты образования перечисленных в протоколе видов отходов административным органом не установлены и не подтверждены соответствующими доказательствами, следовательно, не доказан факт осуществления заявителем деятельности по размещению отходов и выбросам загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.
Таким образом, вывод о наличии обязанности по плате за негативное воздействие на окружающую среду не подтвержден доказательствами и не следует из обстоятельств, зафиксированных в протоколе.
Административный орган, рассматривая материалы административного дела, не указал в оспариваемом постановлении, в чем выразилась деятельность заявителя по размещению отходов и выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, какое событие повлекло вменяемое правонарушение, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.
При наличии таких обстоятельств следует признать, что административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Таким образом, административным органом не доказана обязанность общества по перечислению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно не доказаны обстоятельства, образующие объективную сторону данного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, требование заявителя подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Степановский" (ОГРН 1042402202920) удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 29.04.2011 № 858-04/э о назначении административного наказания.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru