Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2011 г. по делу № 550-ФАС52-03/11

Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2011
В полном объеме решение изготовлено 25.11.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

- Гребнев Ю.Н. - председатель    комиссии,     заместитель     руководителя
                 управления;

- Довгаль Р.Ю. - член  комиссии,  начальник  отдела  контроля  естественных
                 монополий;

- Марков М.Б.  - член комиссии, главный специалист-эксперт отдела  контроля
                 естественных монополий, -

с участием:

- Ч.Н.В.       - законного представителя ООО "Д" и ООО "В";

- Н.Е.П.       - представителя ООО "Д" и ООО "В" (доверенность ООО  "Д"  от
                 01.09.2011, доверенность ООО "В" от 01.09.2011);

- Т.Д.О.       - представителя ОАО "Р" (доверенность от 01.04.2011 № 21);

- В.И.А.       - представителя ОАО "Вы" (доверенность от 12.11.2010), -

рассмотрев дело № 550-ФАС52-03/11 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Вы" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обратились ООО "Д" (далее - ООО "Д") и ООО "В" с заявлением на действия ОАО "Вы", связанные с прекращением маршрутизации вызовов от своих абонентов на номера абонентов ОАО "Р", которыми, в том числе, являются заявители.
Как следует из заявления, ОАО "Р" в 2010 году заключило с ООО "Д" и ООО "В" договоры на оказание услуг связи, согласно которым заявителям предоставлены в пользование трехзначные абонентские номера - "004" и "008" соответственно. Однако с 2011 года ОАО "Вы" прекратило осуществлять маршрутизацию вызовов от абонентов своей сети связи на трехзначные абонентские номера "004" и "008" сети связи ОАО "Р".
В ходе рассмотрения документов и материалов, поступивших в Управление, в действиях ОАО "Вы" обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган принял решение о возбуждении в отношении ОАО "Вы" дела № 550-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства, о чем на основании части 4 статьи 44 поименованного закона руководителем Управления издан приказ от 01.08.2011 № <...> "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства".
На заседании комиссии представитель заявителей поддержал доводы, изложенные в заявлении, указав, что с весны 2011 года абоненты ОАО "Вы" при наборе местных "коротких" номеров типа "004" и "008" лишены технической возможности вызвать такси, предоставляемого заявителями. Представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства отрицал, указав, что ОАО "Р" неправомерно использует в сети связи общего пользования местные номера вида "004" и "008". Пояснил, что между ОАО "Вы" и ОАО "Р" отсутствуют договорные отношения по обеспечению маршрутизации на данные "короткие" номера из сети связи, обслуживаемой ОАО "Вы", на сеть связи, обслуживаемой ОАО "Р", в связи с чем у ОАО "Вы" отсутствуют соответствующие обязательства перед ОАО "Р" и тем более перед заявителями, с которыми ответчик не состоит в договорных отношениях. При этом также сообщил, что у абонентов ОАО "Вы" существует техническая возможность вызова такси при наборе номера вида "8831004" и "8831008".
По мнению ОАО "Р", являющегося заинтересованным лицом по настоящему делу, вопросы, связанные с пропуском трафика, в том числе маршрутизацией вызовов от абонентов ответчика на номера абонентов ОАО "Р", регулируются договором № <...> о присоединении сетей электросвязи, заключенным между сторонами 12 октября 2006 года. В соответствии с условиями данного договора ОАО "Вы" обязано обеспечивать пропуск трафика от абонентов своей сети к абонентам сети ОАО "Р", в том числе на номера "004" и "008".
Комиссия, заслушав объяснения представителей заявителей, ответчика и заинтересованного лица, проанализировав материалы дела, приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
На рынке оказания услуг подвижной радиотелефонной связи операторы связи - ОАО "Вы", ОАО "М" и ОАО "Ме" - в течение длительного периода времени занимают доли более 25% каждый в географических границах Российской Федерации (приказы ФАС России от 14.01.2011 № <...>, от 14.01.2011 № <...> и от 08.04.2009 № <...>). При этом доступ хозяйствующих субъектов на рынок услуг подвижной радиотелефонной связи существенным образом затруднен, так как административные и экономические барьеры входа на указанный рынок оцениваются как высокие.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 13 постановления от 30.06.2008 № 30), установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, совокупная доля ОАО "Вы", ОАО "М" и ОАО "Ме" на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации составляет более 75%.
Согласно пункту 14 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328, услуги подвижной связи оказываются на основании возмездных договоров. При этом в силу подпункта "а" пункта 25 тех же правил оператор связи обязан оказывать абоненту те услуги подвижной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия, а также предоставлять абоненту услуги подвижной связи в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии.
Обеспечение предоставления абоненту соединений с абонентами и (или) пользователями сетей фиксированной телефонной связи сети связи общего пользования относится к перечню услуг подвижной связи, предусмотренных Перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 (подпункт "в" пункта 4).
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции каждый в отдельности оператор связи занимают доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи (в том числе предоставления абоненту соединений с абонентами и (или) пользователями сетей фиксированной телефонной связи сети связи общего пользования) в географических границах, определенных территорией Российской Федерации, соответственно, действия каждого из операторов сотовой связи могут быть предметом рассмотрения и оценки антимонопольного органа на соответствие части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи от 24.10.2005 № <...> ОАО "Во" (с <...> реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Р") включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона "О связи" определено, что сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории Российской Федерации и включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи. При этом в силу статьи 26 Федерального закона "О связи" регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства.
Таким образом, сеть связи общего пользования включает в себя сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации, и сети электросвязи, не определяемые географически в пределах территории Российской Федерации и ресурса нумерации. Регулирование ресурса нумерации при этом является исключительным правом государства.
2.1 Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О связи" операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
Как установлено комиссией, 12 октября 2006 года между ОАО "Во" (с <...> реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Р") и ОАО "Вы" заключен договор № <...> о присоединении сетей электросвязи. В соответствии с пунктом 4.1.5 указанного договора ОАО "Вы" обязуется обеспечить пропуск трафика, поступающего от абонентов сети связи ОАО "Вы", в адрес абонентов сети связи ОАО "Во" (ОАО "Р") и абонентов других сетей связи, присоединенных к сети ОАО "Во" (ОАО "Р").
В свою очередь, с начала 2011 года на территории города Нижнего Новгорода ОАО "Вы" прекратило осуществлять пропуск трафика, поступающего от абонентов сети связи ОАО "Вы" при наборе ими номеров вида "004" и "008", в адрес абонентов сети связи ОАО "Во" (ОАО "Р").
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом, как указано выше, согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
2.2 Комиссией установлено, что 25 января 2010 года между заявителями (ООО "Д" и ООО "В") и ОАО "Во" (с <...> реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Р") заключены договоры № <...> и № <...> на оказание услуг связи, в соответствии с которыми в сети электросвязи, определяемой географически в пределах города Нижнего Новгорода, заявителям предоставлены сокращенные номера городской телефонной связи "004" и "008".
Как указано выше, регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства (часть 1 статьи 26 Федерального закона "О связи").
В силу пункта 5 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 № 350 (далее - Правила № 350), Федеральное агентство связи выделяет ресурс нумерации для сетей электросвязи, определяет наличие ограниченности ресурса нумерации, в установленных законодательством Российской Федерации случаях изменяет, изымает полностью или частично выделенный ресурс нумерации, переоформляет решения о выделении ресурса нумерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 24 и 25 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства РФ от 13.07.2004 № 350.

В соответствии с пунктами 25 и 26 Правил № 350 Федеральное агентство связи организует работу по учету ресурса нумерации, формирует и ведет реестр российской системы и плана нумерации, содержащий, в частности, сведения о выделенных ресурсах нумерации российского плана нумерации, сведения о дате выдачи и регистрационный номер решения о выделении (изменении, изъятии полностью или частично) ресурса нумерации. Информация, содержащаяся в реестре российской системы и плана нумерации, подлежит опубликованию в объеме, по форме и в порядке, которые определяются Федеральным агентством связи. При этом согласно пункту 15 Правил № 350 использование ресурса нумерации, не выделенного в установленном порядке, не допускается.
Согласно пункту 5 Административного регламента Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по организации работ по учету ресурса нумерации, а также по формированию и ведению реестра российской системы и плана нумерации, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.11.2008 № 100, исполнение государственной функции по ведению Реестра заканчивается публикацией на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации информации из Реестра.
Согласно информации из Реестра российской системы и плана нумерации, опубликованного на сайте Федерального агентства связи <...>, номера вида "004" и "008" за оператором связи - ОАО "Р" - не значатся.
Таким образом, на территории города Нижнего Новгорода оператору связи - ОАО "Р" - номера местной телефонной связи вида "004" и "008" в установленном порядке Федеральным агентством связи не выделены.
Довод ОАО "Р" о том, что номера вида "004" и "008" присвоены ОАО "Р" институтом Г в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими до вступления в силу Федерального закона "О связи", комиссией отклоняется, т.к. искомое решение института не представлено.
3. Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", оценивая действия (бездействие) хозяйствующих субъектов как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Как указано выше, в соответствии с лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператор связи обязан обеспечить предоставление абоненту соединений с абонентами сетей фиксированной телефонной связи сети связи общего пользования. При этом не допускается экономически или технологически не обоснованное ограничение (сокращение) пропуска трафика из одной сети электросвязи в другую.
Номера вида "004" и "008" Федеральным агентством связи в установленном порядке ОАО "Р" не выделялись.
Таким образом, на искомое общество не может быть в административном порядке возложена обязанность по пропуску спорного трафика. Отказ от маршрутизации вызовов на номера "004" и "008" не свидетельствует о злоупотреблении ответчиком своим доминирующим положением.
На основании изложенного комиссия приходит к итоговому выводу о том, что ответчик действовал в допустимых пределах осуществления своих гражданских прав и в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия

решила:

рассмотрение дела № 550-ФАС52-03/11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении открытого акционерного общества "Вы" <...> прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях данного общества.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ

Члены комиссии:
Р.Ю.ДОВГАЛЬ
М.Б.МАРКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru