Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ИНФОРМАЦИЯ
от 9 июня 2012 г. № 7-7-2012/13

Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании значительного количества обращений граждан проведена проверка по фактам отсутствия во Владивостокском городском округе с нормативно-правового акта, регулирующего вопросы сбора и вывозы твердых бытовых отходов, образующихся в частном секторе и на территории садоводческих и огороднических обществ.
Установлено, что в соответствии с требованиями ст. 16 ФЗ № 131-ФЧ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории и городского округа возложены на органы местного самоуправления в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
При этом, требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - санитарное содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) - система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых зданий, жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта), в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений органов местного самоуправления по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидемстанциям.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки).
Также Приказом Госстроя РФ от 15.12.199 № 153 "Об утверждении правил создания охраны и содержания зеленых насаждений в городах российской Федерации" установлено, что землепользователи озелененных территорий обязаны: обеспечить сохранность насаждений; не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов. На озелененных территориях запрещается: складировать любые материалы; устраивать свалки мусора.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: подпункт 11 в муниципальном правовом акте города Владивостока № 297-МПА от 05.04.2011 отсутствует.

Требованиями пп. 2.4, 2.5, 3.1, 3.8, 3.10, 6.1, 6.2, 11 Муниципального правового акта г. Владивостока № 297-МПА от 05.04.2011 "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке" установлены обязанности владельцев частного жилого фонда по вывозу отходов, в том числе путем заключения договоров на вывоз отходов со специализированным предприятием, обеспечения своевременной уборки территории индивидуальной застройки, прилегающей территории. За неисполнение указанных обязанностей на таких лиц возлагается ответственность.
Однако, в результате анализа, поступающих в природоохранную прокуратуру жалоб и обращений установлено, что территории индивидуальной жилой застройки в городе Владивостоке, а также территории садоводческих и огороднических товариществ и обществ своевременно не очищаются, землепользователями, владельцами жилых домов, членами указанных общественных организаций не принимаются своевременно меры по выполнению, возложенных на них действующим законодательством обязанностей по организованному сбору отходов производства и потребления и их последующей передачи компаниям, осуществляющим транспортировку таких отходов к местам захоронения (утилизации). Договоры на вывоз мусора не заключаются, придомовые территории, территории садоводческих и огороднических обществ, товариществ индивидуальных застройщиков и др. содержатся в неудовлетворительном состоянии, что не только свидетельствует о нарушениях требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также является фактом причинения вреда окружающей природной среде - лесам, водным объектам, зеленым насаждениям и качеству атмосферного воздуха на территории Владивостокского городского округа.
Предусмотренные требованиями ст. ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ и ст. ст. 7.21, 11.3 Закона Приморского края от 05.03.2007 "Об административных правонарушениях в Приморском крае" меры административного характера не могут являться в полной мере действенными при решении данной ситуации, поскольку сведения о наличии таких нарушений не всегда своевременно поступают в органы государственного надзора (контроля) и правоохранительные органы.
Кроме того, количество лиц, проживающих в частном секторе и использующих земельные участки для ведения садоводства и дачного хозяйства, с каждым годом неизменно увеличивается, что в свою очередь усложняет процедуру проведения контрольно-надзорных мероприятий, поскольку количество сотрудников органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) за обращением с отходами производства и потребления, и санитарным содержанием жилых и иных территорий, в г. Владивостоке сокращается.
Полагаю, что в настоящее время непринятие мер по исполнению законодательства об отходах производства и потребления в части организации сбора и вывоза к местам утилизации твердых бытовых отходов, образованных в местах частной жилой застройки, а также территорий садоводческих и огороднических товариществ и обществ влечет нарушение законных прав и интересов граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации.
Вместе с этим, введенной Постановлением администрации г. Владивостока от 16.09.2011 № 2499 (ред. от 03.05.2012) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Совершенствование системы обращения с отходами в городе Владивостоке" на 2012 - 2015 годы" программой установлено, что одной из основных целей и задач программы является разработка нормативных правовых актов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления на территории города Владивостока, но до настоящего времени принятыми и разработанными нормативно-правовыми актами, действующими на территории города обозначенная проблема не урегулирована.
На основании изложенного,

предлагаю:

1. Рассмотреть вопрос нормативного урегулирования организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории индивидуальной жилой застройки, территории садоводческих и огороднических товариществ и обществ, а также информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
2. О результатах рассмотрения информации сообщить Приморскому межрайонному природоохранному прокурору.

И.о. Приморского межрайонного
природоохранного прокурора,
младший советник юстиции
Д.В.САВЕЛЬЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru