Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2011 г. № А68-7996/11

Резолютивная часть решения объявлена 9 декабря 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего: судьи Н.В. Петрухиной,
судей: О.А. Коноваловой, Н.И. Чубаровой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Л.В. Лобковой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" (ИНН 7111002729 ОГРН 1027103671528)
к Собранию депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района (ИНН 7111015848 ОГРН 1067146000393)
3-и лица: Правительство Тульской области
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области
МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство"
при участии Прокурора Тульской области
о признании нормативного правового акта недействующим в части
При участии в судебном заседании:
от Прокурора Тульской области - О.Г. Лазукина - удостоверение ТО № 084609;
от заявителя - представители Э.В. Еремин - по дов. от 21.09.2011 г.; Л.Г. Баранова - по дов. от 21.09.2011 г., Ю.А. Шпилев - по дов. от 21.09.2011 г., О.В. Смирнова - по дов. от 01.12.2011 г., С.М. Куширенко - по дов. от 21.11.2011 г.;
от ответчика - представитель В.Н. Нехорошев - по дов. от 10.10.2011 г.;
от МУП "ВКХ" - представители И.Н. Шевякова - по дов. от 06.10.2011 г., В.Н. Нехорошев - по дов. от 10.2011 г.
от Правительства Тульской области - не явился, извещен;
от Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области - не явился, извещен.

ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин, утвержденных Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 17.05.2011 года № 3(28).6 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 25.12.2009 года № 13(13).7 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина" (с учетом уточнения). Ответчик требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
К участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация Тульской области, которая определением от 27.10.2011 г. заменена правопреемником - Правительством Тульской области, Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, который переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство".
В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ в дело вступил Прокурор Тульской области.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд

установил:

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 17.05.2011 г. № 3(28).6 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 25.12.2009 г. № 13(13).7 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин" (далее - Условия), опубликованным 18 мая 2011 г. в газете "Алексинские вести" № 19 (13694), в приложении к Решению раздел 8 изложен в новой редакции.
При этом пунктом 8.4 Условий определено, что плата за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые, определяется, исходя из фактического сброса сточных вод Абонента за контролируемый период, тарифа на услуги водоотведения и коэффициента кратности увеличения тарифа на услуги водоотведения.
При начислении платы за превышение допустимых концентраций учитывается фоновая концентрация в воде, подаваемой Абоненту Предприятием ВКХ по договору.
Коэффициент кратности увеличения тарифа рассчитывается по формуле:

Кi= (Ciфакт - Ciфон - Ciдк) / Сiдк, где

Ciфакт - фактическая концентрация i загрязнения в пробе сточных вод Абонента;
Ciфон - фоновая концентрация i загрязнения питьевой воды;
Ciдк - установленная допустимая концентрация i загрязнения.
Предельный размер коэффициента кратности увеличения тарифа платы с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах Абонента ограничивается трехкратной величиной.
Считая, что Решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 17.05.2011 г. № 3(28).6 в части п. 8.4 Условий нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливая порядок оплаты за сброс загрязняющих веществ, противоречащий действующему законодательству, ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемым пунктом нормативного акта была определена плата за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, установление которой не входит к компетенцию органом местного самоуправления согласно действующему законодательству, чем нарушены п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", п. п. 70, 71 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", п. 7 Постановления администрации Тульской области от 22.10.2009 г. № 823 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области".
Кроме того, при расчете согласно п. 8.4 Условий не был принят во внимание размер платы организаций ВКХ за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Также, по мнению заявителя, оспариваемый пункт нормативного акта нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как при определенных условиях приводят к увеличению размера платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, чем ухудшает положение заявителя по сравнению с прошлыми периодами, исходя из представленных расчетов.
Собрание депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского район Тульской области заявленное требование не признало, пояснив, что администрацией Тульской области 21.04.2011 г. было принято Постановление № 293 "О внесении изменения в Постановление администрации Тульской области от 22.10.2009 г. № 823 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области", согласно которому был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области в новой редакции.
Согласно пункту 8 указанного Порядка условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, в том числе, размер платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
В соответствии с указанным нормативным актом администрацией муниципального образования город Алексин Алексинского района были разработаны Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин Алексинского района, которые были утверждены Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Алексин Алексинского района.
Ответчик полагает, что при принятии оспариваемого пункта нормативного акта органом местного самоуправления не нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как согласно приведенным выше нормам действующего законодательства, органом, уполномоченным принимать решение по данным вопросам, является орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, Собрание депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района просило арбитражный суд требование ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" оставить без удовлетворения.
МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" возражало против удовлетворения требования заявителя.
В обоснование своих возражений МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" в отзыве указало, что Постановлением администрации Тульской области № 293 от 21 апреля 2011 г. было внесено изменение в п. 8 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Тульской области", который установил: "Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, в том числе размер платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ".
Системный анализ положений Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Тульской области свидетельствует о том, что администрация Тульской области разработала порядок взимания платы за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ, указав какие показатели должны быть учтены органами местного самоуправления при определении размера платы, а именно, фоновые концентрации, техническое состояние канализационных очистных сооружений и поручила органам местного самоуправления с учетом специфики работы очистных сооружений установить размер платы.
Таким образом, Собрание депутатов МО г. Алексин Алексинского района, как уполномоченный орган местного самоуправления определил размер платы через формулу, установленную п. 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ не превысив своих полномочий.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами № 167, пунктом 61 которых предусмотрено право органов местного самоуправления или уполномоченной ими организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливать абоненту нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, условия приема сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
Согласно п. 4, п. 4.1 ст. 17 названного Закона органы местного самоуправления определяют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги).
Таким образом, доводы истца о превышении Собранием депутатов г. Алексина Алексинского района своих полномочий являются неосновательными, так как основаны на неверном толковании норм права.
Ссылка заявителя на п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с ним органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают лишь порядок (процедуру) взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, п. 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина принят в пределах своих полномочий Собранием депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района.
Платность природопользования - один из принципов охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями). Повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ является не возмещением ущерба, санкцией, а мерой экономического стимулирования абонентов к выполнению требований по охране природы и таким образом увязывается с осуществлением работ по охране окружающей среды от вредного воздействия, оказываемого в результате экономической и иной деятельности лиц, на которых возложена обязанность платы.
Для признания арбитражным судом недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако в заявлении ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" не указано, в чем именно выразилось нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым Решением.
Правительство Тульской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явились, заявив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
В письменных отзывах они пояснили, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление Правительства РФ № 1310) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее - порядок взимания платы за сброс сточных вод), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, Постановлением Правительства РФ № 1310 к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ относится определение порядка взимания платы за сброс сточных вод.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1310 Постановлением администрации Тульской области от 22.10.2009 № 823 был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что взимание платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области производится организациями ВКХ с абонентов за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области.
Фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации населенных пунктов включает в себя:
услуги по приему (сбросу) сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующих установленным нормативам водоотведения (по объему и составу сточных вод);
услуги по приему (сбросу) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения (по объему и составу сточных вод).


Согласно пунктам 7, 8 Порядка условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, в том числе размер платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
Условия приема сточных вод разрабатываются исходя из технического состояния канализационных очистных сооружений организаций ВКХ и размеров платы организаций ВКХ за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, который является составной частью платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяемой организациями ВКХ в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, условия приема сточных вод разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления области самостоятельно и в данных условиях определяется размер платы, в том числе за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения (по объему и составу сточных вод).
При этом органами местного самоуправления должны быть учтены техническое состояние канализационных очистных сооружений организаций ВКХ и размеры платы организаций ВКХ за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, который является составной частью платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяемой организациями ВКХ в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Прокурор Тульской области поддержал требование заявителя.
Оценив представленные доказательства и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а не статья 78 Закона № 313-ФЗ.

В силу ст. 78 Закона № 313-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на их какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из положений ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял акт.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в Тульской области взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов производилось на основании Постановления Губернатора Тульской области от 08.07.1996 г. № 408, которое было признано утратившим силу постановлением администрации Тульской области от 20.08.2008 г. № 476.
Постановлением администрации Тульской области от 22.10.2009 г. № 823 был утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области, в п. 1 которого указано, что настоящий Порядок определяет правила взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства или организациями и предприятиями, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с юридических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунальной канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на прием (сброс) сточных вод (далее - абонент), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Тульской области.
Пунктом 7 указанного Порядка было предусмотрено, что условия приема, в том числе размер платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются исходя из технического состояния очистных сооружений и размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, устанавливаемых организациям ВКХ за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
Решением Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам от 15.06.2009 г. № 71-09.01.01008-Р-РСБХ-С-2009-00031/00 о предоставлении водного объекта в пользование МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" для водопользования в целях сброса сточных вод в водный объект р. Мышега определены условия для использования водного объекта и предельно допустимые концентрации вредных веществ в сточных водах при воздействии на водный объект.
Согласно п. 8 указанного Порядка Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области разрабатываются и утверждаются органами и организациями, определенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Постановлением администрации Тульской области от 21 апреля 2011 года № 293 были внесены изменения в Постановление администрации Тульской области от 22.10.2009 № 823 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области", согласно которым Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области был изложен в новой редакции.
Согласно пункту 7 указанного Порядка (в новой редакции) предусмотрено, что условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, в том числе размер платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются исходя из технического состояния канализационных очистных сооружений организаций ВКХ и размеров платы организаций ВКХ за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Указанный размер платы организаций ВКХ за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные объекты является составной частью платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяемой организациями ВКХ в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 8 указанного Порядка (в новой редакции) предусмотрено, что условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, в том числе размер платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 17 мая 2011 года № 3(28).6 фактически утверждена плата за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые (п. 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина).
Арбитражный суд считает, что определение платы за сброс в составе сточных вод загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые, находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании пунктов 70, 71 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации"; пункта 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов".
При этом арбитражный суд отклоняет довод ответчика и 3-их лиц о том, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, а определение размера платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения относится к компетенции органов местного самоуправления на основании следующего.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" регулирует вопросы взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Определение размера платы за сброс (прием) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации относится к регулированию тарифов организаций коммунального комплекса.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия органа местного самоуправления обозначены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167.
В пункте 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167 установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Указанные полномочия органа местного самоуправления не подлежат расширительному толкованию.
Таким образом, арбитражный суд считает, что при принятии оспариваемого пункта нормативного акта Собрание депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района (орган местного самоуправления) превысило свои полномочия, т.к. органом, уполномоченным принимать решения по данным вопросам, в силу прямого указания в действующих нормативных актах, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ссылка МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" на наличие у органа местного самоуправления полномочий по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями (пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), также подлежит отклонению, так как установление платы за сброс в составе сточных вод загрязняющих веществ регламентируется специальными нормами действующего законодательства.
Собрание депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района в письменном отзыве пояснило, что при рассмотрении вопроса о принятии решения от 25.12.2009 года № 13(13).7 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина" и решения от 17 мая 2011 года № 3(28).6 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов МО город Алексин Алексинского района от 25.12.2009 года № 13(13).7" администрацией муниципального образования город Алексин Алексинского района была создана Рабочая комиссия, которой поручено детально проработать вопрос платы за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающие допустимые с учетом Постановлений администрации Тульской области от 22 октября 2009 года № 823 и № 293 от 21 апреля 2011 года.
Комиссией было проанализировано реальное техническое состояние очистных сооружений города Алексин, дополнительные затраты, связанные с транспортировкой и очисткой сточной воды от загрязняющих веществ (коррозия трубопроводов, повышенный износ оборудования), ликвидацией аварийных ситуаций, ремонтом очистных сооружений и утилизацией осадка сточных вод, в том числе и размером платы (ВКХ) за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Также, учитывалось, что сооружения строились по проекту 60-х годов, с последующей реконструкцией в 1982 году. В данный момент очистные загружены на 30 процентов проектной мощности, что оказывает существенное влияние на качество очистки сточной воды. За основу взяты проведенные обследования очистных сооружений в 2006 и 2011 году, которые указывают на необходимость проведения дорогостоящей реконструкции (протокол от 23.04.2011 г. с приложениями).
Для нормирования качества сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации за основу брались нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ на сбросе в водный объект, установленные специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, превышение которых существенно влияет при начислении размера платы за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные объекты предприятием ВКХ и является составной частью платы за негативное воздействие на окружающую среду, при этом также исходя из:
- учета фактических параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях;
- учета качества бытовых стоков жилищного фонда;
- определения единых нормативных требований к качеству сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации, согласно Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Госстроя России от 06.04.01 г. № 75.
Кроме того, при определении размера платы проводился сравнительный анализ допустимых концентраций, установленных для Предприятия ВКХ природоохранными органами при сбросе в водный объект и допустимых концентраций, установленных органами местного самоуправления для Абонентов при сбросе в систему городской канализации, согласно которому допустимые концентрации, установленные для предприятия ВКХ как природопользователя на несколько порядков жестче тех показателей, которые установлены для Абонентов, так как именно организация ВКХ оказывает негативное воздействие в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, а Абоненты оплачивают лишь услуги по приемке сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации как в пределах, так и сверх установленных нормативов в соответствии с заключенными договорами с Предприятием.
При этом ответчик не смог пояснить и документально подтвердить, что размер платы организаций ВКХ за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные объекты был учтен при расчете размера платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации.
Следовательно, оспариваемый пункт решения Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 17.05.2011 г. № 3(28).6 не соответствует п. 7 Постановления администрации Тульской области от 21.04.2011 г. № 293 "О внесении изменения в Постановление администрации Тульской области от 22.10.2009 № 823 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области".
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый пункт нормативного правового акта принят неуполномоченным органом и нарушает права и законные интересы ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика", так как устанавливает повышенный размер оплаты за сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
В связи с чем, пункт 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин, утвержденных Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 17.05.2011 г. № 3(28).6 следует признать недействующим, поскольку он принят Собранием депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района с превышением полномочий и противоречит Постановлениям Правительства от 31.12.1995 г. № 1310 и от 12.02.1999 г. № 167, п. 7 Постановления Администрации Тульской области от 21.04.2011 г. № 293, имеющим большую юридическую силу.
Поэтому требование заявителя подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
На основании ст. 110 АПК РФ с Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района следует взыскать в пользу ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170 - 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Требование ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" удовлетворить.
Признать недействующим п. 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина, утвержденных Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 17.05.2011 г. № 3(28).6 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района от 25.12.2009 года № 13(13).7 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина", как несоответствующий пунктам 70, 71 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации"; п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов"; п. 7 Постановления администрации Тульской области от 21.04.2011 г. № 293 "О внесении изменения в Постановление администрации Тульской области от 22.10.2009 № 823 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области".
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Взыскать с Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района в пользу ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий
Н.В.ПЕТРУХИНА

Судьи
О.А.КОНОВАЛОВА
Н.И.ЧУБАРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru