Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 августа 2012 г. № 881-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ МАТЕРИАЛОВ
И ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО КАНКУНСКОЙ ГЭС НА Р. ТИМПТОН

В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и на основании пункта 22 раздела III Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. № 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов":
1. Утвердить прилагаемое Положительное заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы по экспертизе материалов и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон.
2. Срок действия Положительного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы по экспертизе материалов и документации оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон установить на 5 (пять) лет.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА





Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 17 августа 2012 г. № 881-р

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ
МАТЕРИАЛОВ И ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ЭТНОЛОГИЧЕСКУЮ СРЕДУ (ОВЭС) В СОСТАВЕ ПРОЕКТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО КАНКУНСКОЙ ГЭС НА Р. ТИМПТОН

Экспертной группой Экспертной комиссии этнологической экспертизы в составе Шадрина В.И., научного сотрудника Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, руководителя группы, Бурцевой Е.И., доктора геологических наук, профессора кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Габышевой Е.И., аудитора "Айар Юр Интернешнл", Слепцова А.Н., кандидата юридических наук, руководителя Центра правовых исследований устойчивого развития Арктики и коренных малочисленных народов Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, утвержденной приказом руководителя Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2012 г. 25-од, проведена этнологическая экспертиза материалов и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. № 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов".
На этнологическую экспертизу представлены материалы проектной документации (9 книг), документации оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон, отчеты по оценке размера убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (по каждой родовой общине, всего 8 томов), корректирующая записка по замечаниям Экспертной комиссии этнологической экспертизы к оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон.
Этнологическая экспертиза проведена в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".

I. Нормативно-правовое и методическое обеспечение
проведения этнологической экспертизы

1. Нормативно-правовую базу проведения этнологической экспертизы материалов и документации по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон составляют:
Конституция Российской Федерации;
Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия);
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ;
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире";



В условиях вторжения промышленных предприятий на исконные территории проживания аборигенов разрозненные мелкие родовые общины не могут производить товарную продукцию в том объеме, который возможен, исходя из имеющихся материально-технических и трудовых ресурсов, так как в силу бедности и необеспеченности необходимыми производственными ресурсами вынуждены сосредотачиваться на выживании своих семей.
Отмечено, что строительство Канкунской ГЭС будет также иметь и положительные моменты социально-экономического характера.
Промышленное освоение региона:
будет служить для позитивно настроенных аборигенов определенной мотивацией в целях самореализации и самоутверждения личности, совершенствования образа жизни (социальной активности личности);
будут созданы рабочие места как для периода проведения СМР и ПНР, так и для периода эксплуатации;
будет осуществляться строительство социальных (образовательных, медицинских, культурно-спортивных и др.) объектов.
Воздействие альтернативных вариантов при эксплуатации, по мнению, авторов, будет оказывать более негативные влияния на состояние традиционного природопользования и условия проживания коренных малочисленных народов Севера.
5. Подраздел "Мероприятия по снижению негативных воздействий на социальные условия проживания и здоровье коренных и малочисленных народов Севера" носит декларативный характер, рассматривается возможность заключения трехстороннего Соглашения о сотрудничестве и финансировании конкретных программ содействия устойчивому развитию и адаптации коренных народов в зоне воздействия проекта между промышленной компанией (заказчиком проекта), органами государственной власти (Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия)) и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), Союз кочевых родовых общин Республики Саха (Якутия)).
Не рассмотрены последствия увеличения временного населения в рассматриваемом районе, которое неизбежно приведет к многократному усилению пресса потребительского и браконьерского вылова (Кн. 3, л. 96).
Другим следствием роста временного населения станет увеличение числа межнациональных браков, что ускорит ассимиляционные процессы.
В данном районе сосредоточен этногенетический и социокультурный фонд северных этносов - однонациональная семья, сохранившая в большей степени традиционный экологический уклад жизни (ОВЭС. Л. 59).
В материалах отсутствуют конкретные мероприятия адаптации коренных народов к изменениям, возникаюшим в ходе реализации проекта Канкунской ГЭС.
Перечисленные в подразделе мероприятия по снижению негативных воздействий на социальные условия проживания и здоровье коренных малочисленных народов Севера, кроме компенсации убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера в результате изъятия территории родовых общин, по которым проведен расчет ущерба и убытков и определены размеры компенсации, носят неконкретный характер и не обеспечены финансированием в рамках проекта строительства и эксплуатации Канкунской ГЭС. Отсутствуют расчеты по данным мероприятиям.
6. В подразделе 6.3 "Расчет размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов" приведены размеры убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) строительством Канкунской ГЭС в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Исчисление размера убытков производилось в соответствии с Методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.12.2009 № 565.
Определение нормативных показателей включает:
ежегодный валовый доход при ведении традиционной хозяйственной деятельности;
размер упущенной выгоды правообладателя в зонах стрессового воздействия;
размер убытков правообладателя при изъятии земельного участка или предоставлении в постоянное пользование земель и других природных ресурсов;
размер убытков правообладателя при ухудшении качества земель и других природных ресурсов в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности (в т.ч. порче земель);
размер убытков правообладателя при обременении земельных участков.
Представлены расчеты убытков для всех восьми общин, попадающих в зону воздействия проекта Канкунской ГЭС для периода изысканий, строительства и эксплуатации.
Представлен график выплаты компенсационных платежей за убытки в случае ежегодной выплаты. Компенсационные платежи в сумме должны составить 238 407 367,00 рублей в случае единовременной выплаты и 409 665 200,00 рублей в случае годовых выплат в течение 49 лет.
Расчеты убытков формировались по каждой родовой общине отдельно с учетом качества охотничьих угодий, оленьих пастбищ, их зонирования по зонам воздействия, выпасаемого числа оленей и множества других существенных параметров, что видно из подробных текстов самих отчетов, предоставленных НПО "СеверПроект".
Компенсационные затраты по возмещению ущерба КМНС рассматриваются (в подразделе 11.1.5, Кн. 3 ОВОС) как капитальные вложения в строительство объектов природоохранного назначения. Однако по действующему законодательству компенсационные затраты за изъятие земель и упущенную выгоду должны получить непосредственно сами хозяйствующие субъекты, т.е. общины. Мероприятия природоохранного назначения должны проводиться за счет средств, предусмотренных на проведение природоохранных мероприятий.
Общим замечанием является отсутствие подтверждающих документов на использованные исходные материалы. Приведенные показатели по стоимости и материально-техническим затратам отдельных хозяйств не закреплены табличными материалами и соответствующими ссылками на источники.
Предоставление новых земель взамен изымаемым трем родовым общинам (Хатыстыр, Тимптон, Курунг-Кунку) проводится в 2011 - 2021 г.г., Сеемжи - 2011 - 2016 г.г., земельные участки которой не затопляются. Предоставление новых земель взамен изымаемым четырем родовым общинам (Бугат, Нюрмаган, Анамджак и Бытаа) проводится в 2018 - 2021 г.г. - период затопления до полного накопления водохранилища (4 года). Однако период строительства ГЭС составляет 11 лет, условно принятый для расчета период - 2011 - 2021 г.г. В ложе предполагаемого водохранилища с 2011 по 2018 г.г. будут вестись масштабные строительные работы, в том числе лесоочистка. За этот период родовые общины лишатся своих угодий традиционного природопользования.

III. Предложения и рекомендации по комплексу мер,
в том числе компенсационных, по обеспечению устойчивого
развития коренных малочисленных народов в местах
традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности

В целях обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в соответствии с требованиями действующего законодательства в области защиты прав коренных малочисленных народов в рамках выполнения работ по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) строительства Канкунской ГЭС на р. Тимптон:
1. Провести переговоры и консультации с заинтересованными сторонами: органами государственной власти (Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления Алданского и Нерюнгринского районов и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), уполномоченные представители коренного населения Алданского и Нерюнгринского районов) для разработки проекта трехстороннего Соглашения о сотрудничестве и финансировании конкретных программ содействия устойчивому развитию и адаптации коренных народов в зоне воздействия проекта между промышленной компанией (заказчиком проекта), органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и уполномоченными представителями коренных малочисленных народов.
2. Рекомендовать производить ежегодные выплаты компенсационных платежей за убытки, причиненные объединениям коренных малочисленных народов Севера в результате строительства и эксплуатации Канкунской ГЭС, в течение 49 лет.
3. Сформировать организационную структуру (Фонд) для подготовки и реализации программ содействия устойчивому развитию коренных малочисленных народов, включающих представителей промышленной компании (заказчика проекта), органов государственной власти и местного самоуправления и уполномоченных представителей коренных малочисленных народов.
4. Разработать проект Программы долгосрочного сотрудничества для смягчения уже возникших негативных последствий, связанных с предпроектной деятельностью, началом изысканий, а также организацией и проведением этнологического мониторинга, предотвращения и смягчения возможных негативных воздействий проекта в периоды строительства и эксплуатации Канкунской ГЭС.
5. Разработать проект Программы инвестиционной политики аказчиком проекта, релевантной программам по социально-экономическому и культурному развитию малочисленных народов, защите их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов и по осуществлению совместного контроля за воздействием на исконную среду обитания и традиционный образ жизни на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной деятельности, на период строительства и эксплуатации Канкунской ГЭС.

IV. Итоговые выводы этнологической экспертизы

Рассмотрев представленные материалы и документацию по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон и заключение экспертной группы от 10 апреля 2012 года, Экспертная комиссия этнологической экспертизы заключает:
1. Материалы и документация по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в составе проектной документации на строительство Канкунской ГЭС на р. Тимптон соответствуют требованиям Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области защиты прав коренных малочисленных народов.
2. Экспертная комиссия этнологической экспертизы считает допустимым воздействие на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов и возможным реализацию проекта строительства Канкунской ГЭС на р. Тимптон с учетом предложений и рекомендаций Экспертной комиссии.
3. Срок действия нормативных показателей рекомендуется установить на пять лет в соответствии с Методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. № 565.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru