Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2012 г. по делу № А13-3081/2012

Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Кирова С.А., судей Парфенюка А.В., Селивановой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" о признании недействующим постановления Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" в части установленной ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере 5,6% на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007, при участии прокурора Вологодской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района, при участии: от заявителя - К.А.А. по доверенности от 20.04.2012, К.И.М. по доверенности от 01.08.2012, К.А.И. по доверенности от 01.08.2012, от Правительства Вологодской области - М.И.С. по доверенности от 06.06.2012, от Комитета по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района - Д.Е.А. по доверенности от 12.08.2011, от прокурора Вологодской области - И.Н.Ю. начальника отдела прокуратуры Вологды по доверенности от 27.12.2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" (далее - ООО "Партнер-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Правительству Вологодской области (далее - Правительство) с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" (далее - постановление) в части установленной ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере 5,6% на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007.
В обоснование заявленных требований ООО "Партнер-Сервис" указало, что приложением 9 оспариваемого постановления установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района в процентах от кадастровой стоимости. В данном приложении установлена ставка арендной платы в размере 5,6% от кадастровой стоимости на большинство земельных участков из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Установление данного размера ставки арендной платы привело к тому, что размер арендной платы одного квадратного метра вырос по сравнению с 2010 годом в ПО раз, что является нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление № 582), и не соответствует принципу экономической обоснованности установления размера арендной платы и не сопоставимо с доходностью арендуемых земельных участков. Применение данных ставок к расчету арендной платы в отношении общества приведет в ухудшению бизнеса общества и поставило его в трудное положение.
В письменных объяснениях по делу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество дополнительно указало, что оспариваемым постановлением кроме принципа экономической обоснованности размера арендной платы нарушается также принцип предсказуемости расчета арендной платы, принцип учета необходимость поддержки социально значимых видов деятельности. Доходность арендуемых обществом земельных участков является нулевой, какое-либо экономическое обоснование увеличения размера арендной платы отсутствует как у Правительства, так и в администрации Вытегорского муниципального района.
Представители ООО "Партнер-Сервис" в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Правительство в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании с требованиями ООО "Партнер-Сервис" не согласились и указали, что оспариваемым постановлением годовой размер арендной платы за использование земельных участков установлен в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков и определен с учетом экономической обоснованности. Поскольку с 01.01.2011 значительно увеличилась кадастровая стоимость земельных участков, изменился и размер арендной платы, в том числе и с учетом применяемых вновь установленных коэффициентов. Заявитель является коммерческой организацией и не осуществляет социально значимой деятельности. Кроме того, оспариваемое постановление с 01.01.2012 утратило силу, а поэтому основания для признания его недействующим отсутствуют.
Определением суда от 14.05.2012 по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района (далее - Комитет).
Комитет в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали и указали, что до 01.01.2011 арендная плата была установлена в твердых суммах. С 01.01.2011 изменились ставки арендной платы и порядок ее исчисления. Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области. В 2011 году введена в действие новая кадастровая стоимость земельных участков, кадастровая стоимость земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в Вытегорском районе увеличилась в 26,45 раза. Арендуемые обществом земельные участки расположены на берегах озер, которые пользуются большим спросом у населения. В результате проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды по земельным участкам, расположенным в тех же местах, что и у заявителя, начальная цена аукциона многократно возрастала в результате проведения торгов. Вследствие чего Комитетом были даны предложения в Департамент земельных отношений Вологодской области по ставкам арендной платы и понижающим коэффициентам к кадастровой стоимости земельных участков для размещения объектов рекреационного назначения в размере 3,31 руб. за 1 кв. м, или 5,6%, то есть 1/2 минимальной средней рыночной стоимости права аренды.
Прокурор Вологодской области, вступивший в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ, в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании заявленные требования не поддерживают, считают, что постановление Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 в оспариваемой части соответствует действующему законодательству.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, Арбитражный суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Партнер-Сервис" является арендатором семи земельных участков на территории Вытегорского муниципального района с кадастровыми номерами: 35:01:0303025:13, 35:01:0304028:31, 35:01:0301007:214, 35:01:0301007:211, 35:01:0301012:54, 35:01:0101013:27, 35:01:0206007:50. Указанные участки являются землями населенных пунктов, предназначенными для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Все земельные участки относятся к категории, государственная собственность на которые не разграничена, арендодателем участков является Комитет.
Постановлением Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, в том числе на территории Вытегорского муниципального района на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007, в размере 5,6% от кадастровой стоимости.
Полагая, что установление данного коэффициента для указанной категории земель является экономически необоснованным, входит в противоречие с действующим законодательством и нарушает его права и законные интересы, ООО "Партнер-Сервис" обратилось в суд с указанным заявлением.
Постановлением Правительства области от 27.12.2011 № 1699 утверждены новые ставки арендной платы на 2012 год вследствие чего оспариваемое постановление утратило силу с 01.01.2012.
В то же время в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу, либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя.
Исходя из смысла постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 № 12939/09 лицо, которое считает, что его права нарушены нормативным правовым актом, не может быть лишено права на судебную защиту в случае прекращения действия нормативного правового акта.
ООО "Партнер-Сервис" считает, что его права оспариваемым постановлением нарушены, поэтому оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу данной правовой нормы размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в неразграниченной государственной собственности, на территории Вологодской области определяется Правительством Вологодской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 (далее - Постановление № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно Постановлению № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, определяется путем умножения установленных настоящим постановлением ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учетом понижающих коэффициентов, установленных приложениями 1 - 28 к настоящему постановлению.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, которая введена с 01.01.2011. В результате новой государственной кадастровой оценки земли кадастровая стоимость земель рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения в Вытегорском районе увеличилась в 26,45 раза и составила в 2011 году - 59,24 руб. за квадратный метр, что значительно ниже кадастровой стоимости аналогичных участков земель данной категории в сопоставимых для сравнения муниципальных районах Вологодской области: - Бабаевском - 163,14 руб., Белозерском - 266,50 руб., Великоустюгском - 137,26 руб., Никольском - 266,50 руб., Сямженском - 79,19 руб., Усть-Кубинском - 136,95 руб., Шекснинском - 111,99 руб.
Правительство области приняло оспариваемое постановление и утвердило коэффициенты от кадастровой стоимости для расчета размера арендной платы на основании предложения Комитета о понижающих коэффициентах.
При этом, согласно информации Комитета, при подготовке проекта оспариваемого постановления и предложения по ставкам арендной платы учитывалась рыночная и продажная стоимость земельных участков, складывающаяся в результате торгов, проходивших на территории Вытегорского муниципального района.
Из материалов дела следует, что по результатам торгов на право заключения договора аренды по земельным участкам, сравнимых с земельными участками заявителя, продажная цена увеличивалась более чем в 10 раз и составляла за квадратный метр 49,32 руб., 87,26 руб., 115,16 руб., в результате чего Комитет представил в Департамент земельных отношений Вологодской области предложение по ставкам арендной платы и понижающим коэффициентам в кадастровой стоимости в размере 3,31 руб. за 1 кв. м, или 5,6%, то есть 1/2 минимальной средней рыночной стоимости права аренды. При этом определение начальной цены прав на заключение договора аренды земельных участков при проведении торгов осуществлялось независимыми оценщиками.
Суд полагает правомерными доводы Правительства и Комитета о том, что при установлении понижающих коэффициентов должна в обязательном порядке учитываться кадастровая стоимость земли, которая фактически отражает доходность использования соответствующих земельных участков.
Таким образом, установленные оспариваемым постановлением понижающие коэффициенты являются экономически обоснованными, соответствуют средним показателям, установленным в муниципальных образованиях Вологодской области, значительно ниже стоимости сопоставимых земельных участков, право на заключение аренды которых, заключается по результатам торгов.
Доводы заявителя о резком необоснованном повышении стоимости арендной платы в 2011 году, также не могут быть приняты во внимание, поскольку увеличение размера арендной платы за арендуемые обществом земельные участки в 2011 году произошло не вследствие установления оспариваемых значений коэффициентов, а в результате вступления государственной кадастровой оценки земли, результаты которой увеличили кадастровую стоимость земли в несколько раз по сравнению с 2010 годом, а также изменения порядка расчета арендной платы, введенного с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О.
Отсутствие экономического обоснования, оформленного в виде отдельного документа, не свидетельствует о том, что Правительство и Комитет не проводили анализ и оценку различных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельных участков, на основании которого осуществляется дифференциация величины расчетного коэффициента.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.01.2011 по делу № А21-4161/2010.
Исходя из анализа заключенных ООО "Партнер-Сервис" с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вытегорского муниципального района договоров аренды установлено, что пунктом 3.6 договоров, которые являются идентичными, предусмотрено право арендодателя изменять размеры арендной платы на текущий финансовый год. При этом изменение размера арендной платы является обязательным для сторон без перезаключения договора аренды или подписания дополнительного соглашения. Подпунктом 4.2.3 пункта 4.2 указанных договоров предусмотрена обязанность арендодателя своевременно производить перерасчет арендной платы.
С учетом того, что названное условие предусмотрено в договорах аренды, заключенных ООО "Партнер-Сервис" с Комитетом, которые подписаны Обществом без разногласий, никем не оспорены, не признаны недействительными сделками, изменение порядка расчета арендной платы не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов арендатора (ООО "Партнер-Сервис").
Согласно постановлению № 582 принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев предусмотрен при переоформлении ими прав на земельный участок.
Поскольку в данном случае повышение арендной платы предусмотрено не для случаев переоформления прав на земельные участки, соответственно нельзя говорить о противоречии указанному принципу.
Также не состоятелен довод заявителя о том, что нарушается принцип необходимости поддержки социально значимых видов деятельности при определении размеров арендной платы за земельные участки.
В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 17.01.2011 № Д23-62 "О применении принципа поддержки социально значимых видов деятельности при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" перечень социально значимых видов деятельности может устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для соответствующих земельных участков самостоятельно исходя из поставленных целей в области социально-экономического развития. В частности, в качестве социально значимых можно установить следующие виды деятельности:
- производство продуктов питания первой необходимости;
- производство лекарственных препаратов первой необходимости; производство продукции предприятиями, использующими труд инвалидов;
- деятельность, направленная на охрану окружающей среды;
- оказание предприятиями услуг, направленных на социальную поддержку населения;
- производство продукции народного промысла;
- деятельность, осуществляемая организациями, полностью финансируемыми из бюджета;
- деятельность, осуществляемая в области науки, искусства и др.
ООО "Партнер-Сервис" имеет статус юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью в сфере туризма, а также осуществляющего иные виды деятельности с целью получения прибыли, а не в целях выполнения социальных функций, либо осуществления социально значимой деятельности в интересах государства и общества.
Таким образом, постановление Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" является соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
На основании изложенного заявленные требования ООО "Партнер-Сервис" удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи ПО АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, перечисленной заявителем по платежному поручению от 15.03.2012 № 195, не подлежат распределению, поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано.
Руководствуясь статьями ПО, 167 - 170, 176, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

РЕШИЛ:

признать постановление Правительства Вологодской области от 13.12.2010 года № 1463 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2011 год" в части установленной ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Вытегорского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере 5,6% на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, расположенных в кадастровых кварталах 35:01:0303025, 35:01:0304028, 35:01:0301007, 35:01:0301012, 35:01:0101013, 35:01:0206007, соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Партнер-Сервис" отказать.
Решение суда вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
С.А.КИРОВ

Судьи
А.В.ПАРФЕНЮК
Ю.В.СЕЛИВАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru