АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу № А29-2573/2012
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2012 года, полный текст решения изготовлен 13 июня 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "Гранит-С" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми (ИНН: 1121005502, ОГРН: 1041101084617)
об оспаривании постановления № 09-04/005 от 27.02.2012,
при участии:
от заявителя: Г.В. (по доверенности от 27.02.2012);
от ответчика: Б.Н. (по доверенности от 10.01.2012);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Гранит-С" (далее - ООО ЧОП "Гранит-С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49
АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми (далее - Инспекция, административный орган) об отмене постановления № 09-04/005 от 27.02.2012 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель на требованиях настаивает, полагает, что допущенное обществом правонарушение является малозначительным.
Административным органом представлены материалы административного дела (в форме заверенных копий) и письменный отзыв, в котором указаны мотивы несогласия с требованиями заявителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 13.06.2012. После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд установил.
Как усматривается из материалов дела, в период с 07.02.2012 по 14.02.2012 на основании поручения № 014 от 01.02.2012 проведена проверка ООО ЧОП "Гранит-С" соблюдения обществом законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, законодательства о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и использования специального банковского счета для осуществления расчетов за период с 01.12.2011 по 31.01.2012.
В ходе проверки установлено, что Общество, являющееся поставщиком, нарушило требования пункта 18 статьи 4
Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в частности, 06.12.2011, 15.12.2011, 29.12.2011 обществом не были зачислены на отдельный банковский счет денежные средства, полученные от контрагента по договору № 03-03/217 от 21.12.2009 через Оператора системы сбора платежей от населения - Общество с ограниченной ответственностью "Система "Город".
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте № 09-11/009 от 14.02.2012 и послужили основанием для составления налоговым органом в отношении ООО ЧОП "Гранит-С" протокола № 09-04/005 от 17.02.2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
27.02.2012 начальником Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Коми вынесено постановление № 09-04/005 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.1
КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 15.1
КоАП РФ за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом
от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом
"О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2
Федерального закона № 103-ФЗ поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом
, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 18 статьи 4
Федерального закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Судом установлено, что за проверяемый период (с 01.12.2011 до 31.01.2012) на счет поставщика, - ООО ЧОП "Гранит-С", от платежного агента (ООО "Система Город") поступило денежных средств без использования специального банковского счета в общей сумме 4 312 рублей 00 копеек.
Между тем, в части 8 статьи 23
Федерального закона от 27 июня 2011 года № 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" прямо закреплено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона
прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14
и 15 статьи 4
Федерального закона № 103-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4
Федерального закона № 103-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), не допускаются.
Как следует из материалов дела, специальный банковский счет заявитель открыл 05.03.2012.
Следовательно, факт нарушения Обществом требований части 18 статьи 4
Федерального закона № 103-ФЗ в проверяемом периоде налоговым органом доказан.
С учетом вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что действия (бездействия) Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1
КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Вместе с тем, арбитражный суд считает, что в данном случае имеются основания для применения положений статьи 2.9
КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства обществом был заявлен довод о том, что задержка в открытии заявителем специального банковского счета произошла по ряду объективных причин, а именно: в период проведения налоговым органом проверки в обществе происходила смена руководителя. В связи с необходимостью регистрации вносимых изменений, общество не имело возможности открыть специальных банковский счет.
Из материалов дела следует, что проверка в отношении ООО ЧОП "Гранит-С" была проведена в период с 07.02.2012 по 14.02.2012. В этот же период, на основании приказа от 10.02.2012 на должность директора общества назначена Ц.И. На основании заявления от 13.05.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц 20.02.2012 внесена соответствующая запись № 21211221004475, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 13.06.2012.
Кроме того, судом учтено, что в проверяемый период по операциям на счете ООО ЧОП "Гранит-С", открытом в Сыктывкарском филиале "ТБК" (ЗАО), заявитель получал денежные средства от одного и того же юридического лица (ООО "Система "Город") в счет оплаты по договору от 21.12.2009 № 03-03/217. Перечисленные денежные средства составили незначительную сумму 4 312 рублей 00 копеек. Фактов неоприходования или неполного оприходования денежной наличности материалами дела не установлено.
Суд также учитывает, что ранее заявитель не привлекался к административной ответственности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
В силу статьи 2.9
КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18
Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 17
постановления от 02.06.2004 года № 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 2.9
КоАП РФ, ст. ст. 167
- 170
, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми от 27.02.2012 № 09-04/005 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью "Гранит-С" административного наказания по части 2 статьи 15.1
КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья