ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 августа 2012 г. № 442-рП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2021 ГОДЫ
В целях реализации основных задач Стратегии
социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО, руководствуясь Законом
Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", законами Пензенской области от 16.09.1999 № 166-ЗПО
"Об образовании в Пензенской области" и от 22.12.2005 № 906-ЗПО
"О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
развития системы образования Пензенской области на 2012 - 2021 годы.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы образования, социальной и демографической политики.
Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 28 августа 2012 г. № 442-рП
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2021 ГОДЫ
1. Общие положения
Концепция развития системы образования Пензенской области (далее - Концепция) определяет цель, задачи, механизмы и основные меры по обеспечению дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, отвечающее потребностям развивающейся личности, общества и государства.
Необходимость принятия Концепции продиктована значимостью выполнения в области действующих на сегодняшний день в сфере образования нормативных правовых актов, характером имеющихся проблем в сфере образования, важностью дальнейшего развития региональной системы образования.
Концепция исходит из целевых ориентиров, заданных в нормативных правовых актах Российской Федерации и Пензенской области, регулирующих вопросы образовательной политики:
- Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (с последующими изменениями);
- Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351;
- Стратегии
социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р;
- Стратегии
социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО (с последующими изменениями);
- Стратегии
инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
Концепция определяет приоритеты и меры реализации генеральной стратегической линии развития образования Пензенской области на ближайшие 10 лет.
В качестве приоритета на 2012 - 2021 годы настоящая Концепция определяет модернизацию, поддержку и развитие региональных систем дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
Применяемые в Концепции термины используются в следующих значениях:
Воспитание - органически связанная с обучением деятельность, ориентированная как на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для разностороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой социализации в обществе.
Диверсификация образовательных услуг - разнообразие и вариативность образовательных программ или отдельных услуг для выбора в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями обучающихся.
Здоровьесберегающая среда - образовательная среда, ориентированная на физкультуру и спорт, свободная от вредных привычек.
Инклюзивное образование - процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию обучающихся с особыми потребностями.
Инновационная деятельность - процесс, включающий проведение анализа и формирование прогноза направлений инновационного развития образования с учетом реальных условий; развитие инфраструктуры инновационной системы; оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по проведению инноваций.
Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технологические парки, парки информационных технологий, особые экономические зоны, фонды венчурных инвестиций, центры коллективного пользования и другие специализированные организации).
Реализация указанных задач и направлений ориентирована на достижение следующих целевых ориентиров развития региональной системы образования:
К 2015 году:
- развитие новых принципов финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; перевод учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
- повышение доходов педагогических и руководящих работников на основе совершенствования новой системы оплаты труда, ориентированной на качество образования;
- осуществление поэтапного перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
- введение в учебные планы основной образовательной программы общеобразовательных учреждений новых элективных курсов, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся к жизни, развитие способности к самообразованию;
- вовлечение 100% обучающихся в проектную деятельность и развитие предприимчивости посредством социального взаимодействия учреждений образования с бизнес-структурами и компаниями-менторами в рамках проектов "Обучение через предпринимательство" и "Открытые двери в мир бизнеса";
- создание и нормативное закрепление системы инклюзивного образования; расширение возможностей обучения детей и учащейся молодежи с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
- создание в региональной электронной системе образования единой библиотеки ЭОР;
- внедрение ЭСО, обеспечивающей построение единого информационного пространства образовательных учреждений Пензенской области, повышение эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
- организация деятельности заочных и очно-заочных школ для старших школьников и студентов, обеспечивающих доступность качественного образования, независимо от места проживания; развитие очно-заочных форм получения дополнительного образования; создание региональных моделей дистанционного обучения;
- применение модульно-накопительной системы повышения квалификации и сохранение кадрового потенциала образовательной сети Пензенской области;
- внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; создание на базе предприятий рабочих мест, обеспечивающих прохождение практики учащимися;
- осуществление подготовки кадров в сфере профессионального образования по новым образовательным программам (на основе федеральных государственных образовательных стандартов) в соответствии с потребностями регионального рынка труда и запросами личности;
- создание региональной системы независимой государственно-общественной оценки качества образования;
- создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений;
- создание во всех образовательных учреждениях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
- создание регионального электронного банка образовательной статистики, обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (учреждения образования, муниципальные органы управления образованием, родители, учащиеся, педагоги и т.д.).
К 2021 году:
- внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля их деятельности;
- организация работы образовательных учреждений по новым федеральным государственным образовательным стандартам;
- внедрение новых форм социального партнерства образовательных учреждений и бизнес-сообщества, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, производственных предприятий и бизнес-структур в организации работы по ориентации детей и обучающейся молодежи на профессии, востребованные на региональном рынке труда;
- овладение обучающимися навыками предприимчивости и предпринимательства в ходе реализации региональных проектов "Обучение через предпринимательство", "Открытые двери в мир бизнеса", "Развитие промышленного туризма в образовательных учреждениях Пензенской области" ("ПромТур");
- дальнейшее укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, рост инвестиций в модернизацию основных фондов;
- развитие сети учреждений инклюзивного образования; предоставление возможности детям и обучающейся молодежи с ограниченными возможностями здоровья обучаться в неспециализированных образовательных учреждениях, обеспечение их последующей социализации;
- повышение конкурентоспособности профессионального образования; создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями инновационного развития экономики;
- создание единой образовательной и коммуникативной среды на основе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством ЭСО;
- внедрение методик дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
- создание действенной системы профилактики правонарушений среди подростков и молодежи;
- создание необходимых медико-психолого-педагогических условий для организации здорового образа жизни всех субъектов воспитательного пространства;
- создание региональной системы мониторинга качества образования, направленной на повышение эффективности управления образовательным процессом.
7. Механизм реализации Концепции
1. Совершенствование организационно-функциональной структуры управления образованием, ориентированной на достижение стратегических целей.
Использование программно-целевого метода управления: ориентация, направленность действующих целевых программ на устойчивое развитие образования, выраженное в терминах кластерного развития, его инновационной деятельности.
2. Информационная и методическая поддержка подготовки и принятия управленческих решений.
Всестороннее публичное обсуждение и информирование деловых кругов и общественности по следующим направлениям:
- цели, задачи и приоритетные направления концепции и механизмы их достижения;
- решения и действия, принимаемые субъектами образовательной деятельности для реализации Концепции;
- ход и результаты реализации Концепции и степень эффективности принимаемых решений.
3. Мониторинг целевых показателей Концепции для оценки эффективности оценки деятельности образовательных учреждений в рамках системы бюджетирования, ориентированного на результат.
Мониторинг позволит анализировать влияние различных факторов на реализацию Концепции, развитие культурной и социальной ситуации в регионе.
4. Сочетание стратегического и оперативного планирования.
Сочетание стратегического и оперативного планирования представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе, что позволит осуществить организацию и контроль за системой ключевых показателей управления качеством, анализ получаемой информации и прогнозирование результатов деятельности в системе образования, переход от жесткого планирования к гибкому реагированию на изменяющиеся условия.
5. Обеспечение возможности корректировки Концепции.
Возможность корректировки Концепции в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды осуществляется посредством корректировки целевых программ Пензенской области.