Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 августа 2012 г. № 442-рП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2021 ГОДЫ

В целях реализации основных задач Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО, руководствуясь Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", законами Пензенской области от 16.09.1999 № 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" и от 22.12.2005 № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы образования Пензенской области на 2012 - 2021 годы.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы образования, социальной и демографической политики.

Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ





Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 28 августа 2012 г. № 442-рП

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2021 ГОДЫ

1. Общие положения

Концепция развития системы образования Пензенской области (далее - Концепция) определяет цель, задачи, механизмы и основные меры по обеспечению дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, отвечающее потребностям развивающейся личности, общества и государства.
Необходимость принятия Концепции продиктована значимостью выполнения в области действующих на сегодняшний день в сфере образования нормативных правовых актов, характером имеющихся проблем в сфере образования, важностью дальнейшего развития региональной системы образования.
Концепция исходит из целевых ориентиров, заданных в нормативных правовых актах Российской Федерации и Пензенской области, регулирующих вопросы образовательной политики:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (с последующими изменениями);
- Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351;
- Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р;
- Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО (с последующими изменениями);
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
Концепция определяет приоритеты и меры реализации генеральной стратегической линии развития образования Пензенской области на ближайшие 10 лет.
В качестве приоритета на 2012 - 2021 годы настоящая Концепция определяет модернизацию, поддержку и развитие региональных систем дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
Применяемые в Концепции термины используются в следующих значениях:
Воспитание - органически связанная с обучением деятельность, ориентированная как на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для разностороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой социализации в обществе.
Диверсификация образовательных услуг - разнообразие и вариативность образовательных программ или отдельных услуг для выбора в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями обучающихся.
Здоровьесберегающая среда - образовательная среда, ориентированная на физкультуру и спорт, свободная от вредных привычек.
Инклюзивное образование - процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию обучающихся с особыми потребностями.
Инновационная деятельность - процесс, включающий проведение анализа и формирование прогноза направлений инновационного развития образования с учетом реальных условий; развитие инфраструктуры инновационной системы; оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по проведению инноваций.
Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технологические парки, парки информационных технологий, особые экономические зоны, фонды венчурных инвестиций, центры коллективного пользования и другие специализированные организации).




Реализация указанных задач и направлений ориентирована на достижение следующих целевых ориентиров развития региональной системы образования:
К 2015 году:
- развитие новых принципов финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; перевод учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
- повышение доходов педагогических и руководящих работников на основе совершенствования новой системы оплаты труда, ориентированной на качество образования;
- осуществление поэтапного перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
- введение в учебные планы основной образовательной программы общеобразовательных учреждений новых элективных курсов, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся к жизни, развитие способности к самообразованию;
- вовлечение 100% обучающихся в проектную деятельность и развитие предприимчивости посредством социального взаимодействия учреждений образования с бизнес-структурами и компаниями-менторами в рамках проектов "Обучение через предпринимательство" и "Открытые двери в мир бизнеса";
- создание и нормативное закрепление системы инклюзивного образования; расширение возможностей обучения детей и учащейся молодежи с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
- создание в региональной электронной системе образования единой библиотеки ЭОР;
- внедрение ЭСО, обеспечивающей построение единого информационного пространства образовательных учреждений Пензенской области, повышение эффективности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
- организация деятельности заочных и очно-заочных школ для старших школьников и студентов, обеспечивающих доступность качественного образования, независимо от места проживания; развитие очно-заочных форм получения дополнительного образования; создание региональных моделей дистанционного обучения;
- применение модульно-накопительной системы повышения квалификации и сохранение кадрового потенциала образовательной сети Пензенской области;
- внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; создание на базе предприятий рабочих мест, обеспечивающих прохождение практики учащимися;
- осуществление подготовки кадров в сфере профессионального образования по новым образовательным программам (на основе федеральных государственных образовательных стандартов) в соответствии с потребностями регионального рынка труда и запросами личности;
- создание региональной системы независимой государственно-общественной оценки качества образования;
- создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений;
- создание во всех образовательных учреждениях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
- создание регионального электронного банка образовательной статистики, обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (учреждения образования, муниципальные органы управления образованием, родители, учащиеся, педагоги и т.д.).
К 2021 году:
- внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля их деятельности;
- организация работы образовательных учреждений по новым федеральным государственным образовательным стандартам;
- внедрение новых форм социального партнерства образовательных учреждений и бизнес-сообщества, развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, производственных предприятий и бизнес-структур в организации работы по ориентации детей и обучающейся молодежи на профессии, востребованные на региональном рынке труда;
- овладение обучающимися навыками предприимчивости и предпринимательства в ходе реализации региональных проектов "Обучение через предпринимательство", "Открытые двери в мир бизнеса", "Развитие промышленного туризма в образовательных учреждениях Пензенской области" ("ПромТур");
- дальнейшее укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, рост инвестиций в модернизацию основных фондов;
- развитие сети учреждений инклюзивного образования; предоставление возможности детям и обучающейся молодежи с ограниченными возможностями здоровья обучаться в неспециализированных образовательных учреждениях, обеспечение их последующей социализации;
- повышение конкурентоспособности профессионального образования; создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями инновационного развития экономики;
- создание единой образовательной и коммуникативной среды на основе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством ЭСО;
- внедрение методик дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
- создание действенной системы профилактики правонарушений среди подростков и молодежи;
- создание необходимых медико-психолого-педагогических условий для организации здорового образа жизни всех субъектов воспитательного пространства;
- создание региональной системы мониторинга качества образования, направленной на повышение эффективности управления образовательным процессом.

7. Механизм реализации Концепции

1. Совершенствование организационно-функциональной структуры управления образованием, ориентированной на достижение стратегических целей.
Использование программно-целевого метода управления: ориентация, направленность действующих целевых программ на устойчивое развитие образования, выраженное в терминах кластерного развития, его инновационной деятельности.
2. Информационная и методическая поддержка подготовки и принятия управленческих решений.
Всестороннее публичное обсуждение и информирование деловых кругов и общественности по следующим направлениям:
- цели, задачи и приоритетные направления концепции и механизмы их достижения;
- решения и действия, принимаемые субъектами образовательной деятельности для реализации Концепции;
- ход и результаты реализации Концепции и степень эффективности принимаемых решений.
3. Мониторинг целевых показателей Концепции для оценки эффективности оценки деятельности образовательных учреждений в рамках системы бюджетирования, ориентированного на результат.
Мониторинг позволит анализировать влияние различных факторов на реализацию Концепции, развитие культурной и социальной ситуации в регионе.
4. Сочетание стратегического и оперативного планирования.
Сочетание стратегического и оперативного планирования представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе, что позволит осуществить организацию и контроль за системой ключевых показателей управления качеством, анализ получаемой информации и прогнозирование результатов деятельности в системе образования, переход от жесткого планирования к гибкому реагированию на изменяющиеся условия.
5. Обеспечение возможности корректировки Концепции.
Возможность корректировки Концепции в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды осуществляется посредством корректировки целевых программ Пензенской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru