Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2012 г. по делу № А54-5420/2010

(извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" (далее - ООО "Сезонный рынок", заявитель, Общество) с заявлением о:
- признании недействительным постановления администрации г. Рязани от 08.06.2010 № 2128 о предоставлении земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина в постоянное (бессрочное) пользование ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет";
- признании незаконным отказа администрации г. Рязани в предоставлении земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина ООО "Сезонный рынок" и обязании администрации города Рязани выделить ООО "Сезонный рынок" земельный участок по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина, кадастровый номер 62:29:0000000:142.
Определением от 12.11.2010 Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет" (далее - ФГБОУ ВПО "РГРТУ").
Определением от 27.12.2010 Арбитражным судом, по собственной инициативе и при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Рязанской области.
На основании определения Арбитражного суда Рязанской области от 03.02.2011 производство по делу № А54-5420/2010 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-313/2011.
Определением суда от 16.03.2012 производство по делу возобновлено с 03.05.2012.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" в судебное заседание (03.05.2012) не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика по заявленным требованиям возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что требование об обязании выделить спорный земельный участок заявителю не может быть удовлетворено, так как принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не относится к полномочиям администрации города Рязани.
Представители третьих лиц поддержали позицию ответчика. Просили отказать заявителю в удовлетворении требований.
Из материалов дела следует, что 08.06.2010 администрацией города Рязани издано постановление № 2128 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВПО "РГРТУ" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0000000:142 для благоустройства территории (для целей, не связанных со строительством).
Претендуя на тот же земельный участок, 26.07.2010 ООО "Сезонный рынок" подано заявление в администрацию города Рязани о предоставлении земельного участка для строительства детского кафе. К заявлению общество приложило копию кадастровой выписки о земельном участке от 21.04.2010 № 6229/202/10-1049 и копия постановления № 3994 об утверждении проекта согласования границ земельного участка под строительство детского кафе по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина от 06.11.2007.
Исполняющая обязанности заместителя главы администрации города Рязани К.А.В. информировала заявителя (письмо от 23.08.2010 № 06-13/1835) о том, что в предоставлении земельного участка ООО "Сезонный рынок" отказано, поскольку данный земельный участок по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина был предоставлен другому лицу. А именно, в связи с поручением Правительства Рязанской области о содействии в строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет" с благоустройством прилегающей территории и на основании обращения ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет" была утверждена схема расположения земельного участка. Постановлением администрации города Рязани от 08.06.2010 № 2128 земельный участок площадью 928 кв. м с кадастровым номером 62:29:0000000:142, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет", для благоустройства территории (для целей не связанных со строительством).
Полагая, что Постановление администрации города Рязани от 08.06.2010 № 2128 и отказ в предоставлении земельного участка под строительство, являются незаконными и нарушают права ООО "Сезонный рынок", последнее обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" требований следует отказать. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Информирование о предоставлении земельного участка осуществляется для выявления лиц, заинтересованных в его использовании, и исключения неблагоприятных последствий в виде нарушения законных прав и интересов таких лиц действиями уполномоченного органа по предоставлению земельного участка иному лицу.
Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращается в уполномоченный орган с заявлением, в котором определяет цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункты 2 - 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Материалы дела свидетельствуют, что 07.12.2009 в администрацию города Рязани поступило заявление ректора ГОУ ВПО РТУ" о предоставлении земельного участка по ул. Пушкина в г. Рязани для целей, не связанных со строительством (для благоустройства территории) (т. 1 л.д. 118).
14.01.2010 администрацией города Рязани было издано постановление № 187 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина (т. 1 л.д. 120).
Межевание земельного участка по заявке ГОУ ВПО "РГРУ" осуществляло МУП г. Рязани "Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству".
21.01.2010 в газете "Рязанские ведомости" была опубликована информация о возможном предоставлении спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для благоустройства территорий (т. 1 л.д. 122). По данному вопросу предлагалось всем заинтересованным лицам направлять свои возражения и предложения в администрацию города Рязани в течение 14 дней.
По утверждению представителя администрации возражений и заявлений на данную публикацию не поступило.
Представитель заявителя данный факт не опроверг. Общество не заявляло в период действия публикации о своих притязаниях на спорный земельный участок. При этом суд отмечает, что общество имело намерения использовать земельный участок в иных целях, нежели чем было определено в конечном итоге органом местного самоуправления (для целей не связанных со строительством).
Наличие у администрации города Рязани правомочий на предоставление для целей не связанных со строительством в отношении спорного земельного участка следует из Закона Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" (действующего в период спорных правоотношений).
Довод заявителя о том, что ООО "Сезонный рынок" с учетом требований пунктов 3, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации также претендовало на спорный земельный участок, в связи с чем 06.11.2007 администрацией города Рязани было издано постановление № 3994 об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина, судом отклоняется, поскольку общество в течение длительного времени не предпринимало надлежащих мер к защите своих интересов, том числе в судебном порядке.
Процедура выбора земельного участка регламентируется статьей 31 упомянутого Кодекса, согласно которой по окончании данной процедуры уполномоченный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Таким образом, в соответствии с данной нормой нельзя с безусловностью полагать, что на испрашиваемом земельном участке будет осуществляться строительство, поскольку предполагается и возможный отказ уполномоченного органа в размещении объекта.
В рамках дела № А54-313/2011 Арбитражным судом Рязанской области установлено, что начатая администрацией процедура предоставления обществу земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта завершена не была, и решение о предварительном согласовании места размещения объекта уполномоченным органом (Правительством Рязанской области) принято не было. Решение суда по делу № А54-313/2011 вступило в законную силу.
На основании изложенного, в виду отсутствия решения о предварительном согласовании места размещения объекта у заявителя отсутствуют какие-либо права для требования о предоставлении земельного участка для строительства кафе.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Правительство Рязанской области имело намерения предоставить кому-либо спорный земельный участок для строительства. В ходе судебного разбирательства Правительство Рязанской области поддержало позицию администрации города Рязани и просило суд в удовлетворении всех требований общества отказать.
С учетом изложенного суд, суд считает, что оспариваемое постановление администрации не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы заявителя.
По тем же основаниям требование ООО "Сезонный рынок" о признании незаконным отказа администрации города Рязани в предоставлении ему земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина и обязании администрации города Рязани выделить ООО "Сезонный рынок" земельный участок по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина, кадастровый номер 62:29:0000000:142 также не подлежит удовлетворению.
Более того, суд отмечает, что общество обратилось 26.07.2010 в администрацию города Рязани с заявлением в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0000000:142 для строительства детского кафе.
Вместе с тем, согласно Закону Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" решение о предоставлении земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов принимает Правительство Рязанской области, если предоставление земельных участков не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (статья 5 Закона Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ).
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим в спорный период (дату обращения - 26.07.2010) законодательством принимали решения:
1) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для:
а) индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства;
б) коллективного и индивидуального гаражного строительства;
в) строительства индивидуальных погребов и хозблоков;
г) строительства торговых павильонов, если площадь участка не превышает 0,01 га;
д) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, а также проведения иных видов работ на этих объектах, в границах городских и сельских поселений;
2) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;
3) о предоставлении в собственность или аренду земельных участков при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и законами Рязанской области;
4) утратил силу - Закон Рязанской области от 20.09.2005 № 98-ОЗ;
5) об установлении или прекращении публичных сервитутов в соответствии с настоящим Законом;
6) принимают в соответствии с действующим законодательством иные решения, не отнесенные настоящим Законом к полномочиям Рязанской областной Думы, Правительства Рязанской области, управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области (статья 7 Закона Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ).
Общество просило предоставить ему в аренду земельный участок площадью более 0,01 га (400 кв. м), следовательно, предоставление земельного участка относилось исключительно к компетенции Правительства Рязанской области.
На основании вышеизложенного Арбитражный суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в сумме 4000 руб. относится на заявителя. При обращении в суд заявитель по квитанции СБ 8606/0022 от 21.10.2010 уплатил государственную пошлину в сумме 8000 руб. В этой связи, излишне уплаченная госпошлина, подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" (г. Рязань, ОГРН 1026201109373) из дохода федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 4000 руб., перечисленную по квитанции СБ 8606/0022 от 21.10.2010 (плательщик М.И.А. оглы).
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru