АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2012 г. по делу № А54-5420/2010
(извлечение)
В Арбитражный суд Рязанской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" (далее - ООО "Сезонный рынок", заявитель, Общество) с заявлением о:
- признании недействительным постановления администрации г. Рязани от 08.06.2010 № 2128 о предоставлении земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина в постоянное (бессрочное) пользование ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет";
- признании незаконным отказа администрации г. Рязани в предоставлении земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина ООО "Сезонный рынок" и обязании администрации города Рязани выделить ООО "Сезонный рынок" земельный участок по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина, кадастровый номер 62:29:0000000:142.
Определением от 12.11.2010 Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет" (далее - ФГБОУ ВПО "РГРТУ").
Определением от 27.12.2010 Арбитражным судом, по собственной инициативе и при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Рязанской области.
На основании определения Арбитражного суда Рязанской области от 03.02.2011 производство по делу № А54-5420/2010 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-313/2011.
Определением суда от 16.03.2012 производство по делу возобновлено с 03.05.2012.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" в судебное заседание (03.05.2012) не явился. В соответствии со статьей 156
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 121
, 122
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика по заявленным требованиям возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что требование об обязании выделить спорный земельный участок заявителю не может быть удовлетворено, так как принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не относится к полномочиям администрации города Рязани.
Представители третьих лиц поддержали позицию ответчика. Просили отказать заявителю в удовлетворении требований.
Из материалов дела следует, что 08.06.2010 администрацией города Рязани издано постановление № 2128 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВПО "РГРТУ" земельного участка с кадастровым номером 62:29:0000000:142 для благоустройства территории (для целей, не связанных со строительством).
Претендуя на тот же земельный участок, 26.07.2010 ООО "Сезонный рынок" подано заявление в администрацию города Рязани о предоставлении земельного участка для строительства детского кафе. К заявлению общество приложило копию кадастровой выписки о земельном участке от 21.04.2010 № 6229/202/10-1049 и копия постановления № 3994 об утверждении проекта согласования границ земельного участка под строительство детского кафе по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина от 06.11.2007.
Исполняющая обязанности заместителя главы администрации города Рязани К.А.В. информировала заявителя (письмо от 23.08.2010 № 06-13/1835) о том, что в предоставлении земельного участка ООО "Сезонный рынок" отказано, поскольку данный земельный участок по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина был предоставлен другому лицу. А именно, в связи с поручением Правительства Рязанской области о содействии в строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет" с благоустройством прилегающей территории и на основании обращения ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет" была утверждена схема расположения земельного участка. Постановлением администрации города Рязани от 08.06.2010 № 2128 земельный участок площадью 928 кв. м с кадастровым номером 62:29:0000000:142, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет", для благоустройства территории (для целей не связанных со строительством).
Полагая, что Постановление администрации города Рязани от 08.06.2010 № 2128 и отказ в предоставлении земельного участка под строительство, являются незаконными и нарушают права ООО "Сезонный рынок", последнее обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" требований следует отказать. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 28
Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20
настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24
настоящего Кодекса.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (пункт 1 статьи 20
Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29
Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9
, 10
и 11
данного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен в статье 34
Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34
Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Информирование о предоставлении земельного участка осуществляется для выявления лиц, заинтересованных в его использовании, и исключения неблагоприятных последствий в виде нарушения законных прав и интересов таких лиц действиями уполномоченного органа по предоставлению земельного участка иному лицу.
Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращается в уполномоченный орган с заявлением, в котором определяет цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34
Земельного кодекса Российской Федерации заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29
данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункты 2
- 4 статьи 34
Земельного кодекса Российской Федерации).
Материалы дела свидетельствуют, что 07.12.2009 в администрацию города Рязани поступило заявление ректора ГОУ ВПО РТУ" о предоставлении земельного участка по ул. Пушкина в г. Рязани для целей, не связанных со строительством (для благоустройства территории) (т. 1 л.д. 118).
14.01.2010 администрацией города Рязани было издано постановление № 187 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина (т. 1 л.д. 120).
Межевание земельного участка по заявке ГОУ ВПО "РГРУ" осуществляло МУП г. Рязани "Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству".
21.01.2010 в газете "Рязанские ведомости" была опубликована информация о возможном предоставлении спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование для благоустройства территорий (т. 1 л.д. 122). По данному вопросу предлагалось всем заинтересованным лицам направлять свои возражения и предложения в администрацию города Рязани в течение 14 дней.
По утверждению представителя администрации возражений и заявлений на данную публикацию не поступило.
Представитель заявителя данный факт не опроверг. Общество не заявляло в период действия публикации о своих притязаниях на спорный земельный участок. При этом суд отмечает, что общество имело намерения использовать земельный участок в иных целях, нежели чем было определено в конечном итоге органом местного самоуправления (для целей не связанных со строительством).
Наличие у администрации города Рязани правомочий на предоставление для целей не связанных со строительством в отношении спорного земельного участка следует из Закона
Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" (действующего в период спорных правоотношений).
Довод заявителя о том, что ООО "Сезонный рынок" с учетом требований пунктов 3
, 5 статьи 31
Земельного кодекса Российской Федерации также претендовало на спорный земельный участок, в связи с чем 06.11.2007 администрацией города Рязани было издано постановление № 3994 об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина, судом отклоняется, поскольку общество в течение длительного времени не предпринимало надлежащих мер к защите своих интересов, том числе в судебном порядке.
Процедура выбора земельного участка регламентируется статьей 31
упомянутого Кодекса, согласно которой по окончании данной процедуры уполномоченный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Таким образом, в соответствии с данной нормой
нельзя с безусловностью полагать, что на испрашиваемом земельном участке будет осуществляться строительство, поскольку предполагается и возможный отказ уполномоченного органа в размещении объекта.
В рамках дела № А54-313/2011 Арбитражным судом Рязанской области установлено, что начатая администрацией процедура предоставления обществу земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта завершена не была, и решение о предварительном согласовании места размещения объекта уполномоченным органом (Правительством Рязанской области) принято не было. Решение суда по делу № А54-313/2011 вступило в законную силу.
На основании изложенного, в виду отсутствия решения о предварительном согласовании места размещения объекта у заявителя отсутствуют какие-либо права для требования о предоставлении земельного участка для строительства кафе.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что Правительство Рязанской области имело намерения предоставить кому-либо спорный земельный участок для строительства. В ходе судебного разбирательства Правительство Рязанской области поддержало позицию администрации города Рязани и просило суд в удовлетворении всех требований общества отказать.
С учетом изложенного суд, суд считает, что оспариваемое постановление администрации не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы заявителя.
По тем же основаниям требование ООО "Сезонный рынок" о признании незаконным отказа администрации города Рязани в предоставлении ему земельного участка по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина и обязании администрации города Рязани выделить ООО "Сезонный рынок" земельный участок по адресу: г. Рязань, ул. Пушкина, кадастровый номер 62:29:0000000:142 также не подлежит удовлетворению.
Более того, суд отмечает, что общество обратилось 26.07.2010 в администрацию города Рязани с заявлением в порядке статьи 32
Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0000000:142 для строительства детского кафе.
Вместе с тем, согласно Закону
Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" решение о предоставлении земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов принимает Правительство Рязанской области, если предоставление земельных участков не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (статья 5
Закона Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ).
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим в спорный период (дату обращения - 26.07.2010) законодательством принимали решения:
1) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для:
а) индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства;
б) коллективного и индивидуального гаражного строительства;
в) строительства индивидуальных погребов и хозблоков;
г) строительства торговых павильонов, если площадь участка не превышает 0,01 га;
д) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, а также проведения иных видов работ на этих объектах, в границах городских и сельских поселений;
2) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев, установленных настоящим Законом
;
3) о предоставлении в собственность или аренду земельных участков при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, за исключением случаев, установленных настоящим Законом
и законами Рязанской области;
4) утратил силу - Закон
Рязанской области от 20.09.2005 № 98-ОЗ;
5) об установлении или прекращении публичных сервитутов в соответствии с настоящим Законом
;
6) принимают в соответствии с действующим законодательством иные решения, не отнесенные настоящим Законом
к полномочиям Рязанской областной Думы, Правительства Рязанской области, управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области (статья 7
Закона Рязанской области от 23.11.2004 № 126-ОЗ).
Общество просило предоставить ему в аренду земельный участок площадью более 0,01 га (400 кв. м), следовательно, предоставление земельного участка относилось исключительно к компетенции Правительства Рязанской области.
На основании вышеизложенного Арбитражный суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в сумме 4000 руб. относится на заявителя. При обращении в суд заявитель по квитанции СБ 8606/0022 от 21.10.2010 уплатил государственную пошлину в сумме 8000 руб. В этой связи, излишне уплаченная госпошлина, подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104
, 110
, 167
- 170
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" (г. Рязань, ОГРН 1026201109373) из дохода федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 4000 руб., перечисленную по квитанции СБ 8606/0022 от 21.10.2010 (плательщик М.И.А. оглы).
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации.