Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2010 г. по делу № А71-3524/2010-А5

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2010 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи В.Н. Симонова,
судей Л.Ю. Глухова, Д.Е. Лепихина,
при ведении судьей В.Н. Симоновым протокола судебного заседания
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск
к Администрации г. Ижевска
о признании недействующим постановления
с участием
заявителя: Нилова В.В. - начальник отдела по доверенности от 11.01.2010 г., Андрианов А.В. - по доверенности от 14.05.10 г. № 15
заинтересованного лица: Шуклина О.Л. - по доверенности от 11.01.2010 г. № 01-29-4, Русских А.В. - по доверенности от 25.05.10 г. № 01-29-2913, прокурора Удмуртской Республики: Пенин В.Г. - по доверенности от 25.05.10 г. № 38-15-2010
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" обратилось с заявлением в арбитражный суд к Администрации г. Ижевска (далее - Администрация) о признании недействующим постановления Администрации г. Ижевска от 28.12.2009 г. № 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов г. Ижевска".
Прокурор Удмуртской Республики по его заявлению допущен к участию в рассмотрении дела на основании ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с заменой судьи Е.А. Бушуевой на судью Глухова Л.Ю. рассмотрение дела начато сначала (ст. 18 АПК РФ).
В судебном заседании 28.06.10 г. объявлен перерыв до 02.07.10 до 16 часов, после чего заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд

установил:

постановлением Администрации города Ижевска от 28 декабря 2009 года № 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов города Ижевска" утверждены и введены в действие с 01.01.2010 нормативы потребления тепловой энергии на отопление для 1378 многоквартирных домов города Ижевска.
Постановление Администрации города Ижевска № 1285 от 28.12.2009 г. опубликовано в газете "Известия Удмуртской Республики" № 144 от 31.12.2009 г.
Считая, что оспариваемое постановление нарушает имущественные права общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", Общество) обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
ООО "УКС" полагает, что постановление Администрации города Ижевска от 28 декабря 2009 года № 1285 "Об утверждение нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов города Ижевска" противоречит Федеральному закону от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 30.12.2004 г. 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 об утверждении "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" по следующим основаниям.
Администрация не обосновала необходимость применения расчетного метода определения нормативов.
Проведенный заявителем анализ показал, что потребление тепловой энергии по нормативам, утвержденным обжалуемым постановлением Администрации, меньше фактического потребления, что приведет к превышению фактического объема потребления тепловой энергии, к невозможности возместить фактически произведенные затраты и причинению заявителю убытков.
Расчет нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов произведен на основании рекомендации по расчету нормативов потребления тепловой энергии на отопление утвержденных постановлением Администрации г. Ижевска 1.08.2009 г. № 746 (далее - Рекомендации). Однако, указанные Рекомендации не могли быть использованы для определения нормативов потребления теплоэнергии, поскольку в них не отражены конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Также, в оспариваемом постановлении необоснованно учтена продолжительность отопительного сезона в городе Ижевске 222 дня, которая фактически за последние пять лет составила 224 дня.
В нарушение Рекомендаций постановлением Администрации г. Ижевска № 1285 не утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление 1 - 2-этажных многоквартирных домов, что в свою очередь, по мнению заявителя, ведет к дисбалансу поставки и потребления тепловой энергии.
По указанным причинам такой норматив не может быть признан экономически обоснованным и, соответственно, не может сохранить баланс интересов потребителей товаров и услуг организаций.
Администрация и прокурор Удмуртской Республики возражают против удовлетворения заявления Общества, считая обжалуемое постановление Администрации законным и обоснованным. Доводы заинтересованного лица и прокурора изложены в отзыве на заявление.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон Российской Федерации от 28.08.1995 года № 154-ФЗ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.
В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (пункт 20 Правил).
В пункте 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также, если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункт 24 Правил).
Таким образом, Администрация вправе была выбрать расчетный метод для установления нормативов потребления коммунальных услуг.
В целях обеспечения учета фактически потребленной тепловой энергии Администрация г. Ижевска обращалась в 2008 г. в Правительство Удмуртской Республики с просьбой выделить бюджетные средства на установку общедомовых приборов учета. На что был получен отказ, в связи с отсутствием бюджетных средств на эти цели.
Из представленных в дело документов следует, что при установлении нормативов отопления Администрация применила расчетный метод в связи с отсутствием необходимого количества приборов учета в многоквартирных домах. Применение избранного метода определения нормативов не противоречит требованиям Правил.
Для расчета норматива Администрацией использована только площадь жилого фонда города, не оборудованная приборами учета.
В силу пункта 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (формула 6).
Для расчета норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) по формуле используются значения: количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год); общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле с применением значения: часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час). Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле, в которой используется показатель - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7, где значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома дифференцировано в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха.
Материалы дела свидетельствуют и судом установлено, что при расчете нормативов отопления Администрация использовала значения, предусмотренные в таблице 7 раздела II приложения к Правилам.
По формуле 6, предусмотренной разделом II приложения к Правилам, применяются показатели среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (град. C); расчетной температуры наружного воздуха в целях проектирования отопления (град. C); продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 град. C и ниже.
Согласно пункту 45 Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления. Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Из приведенной нормы следует, что параметры средней температуры воздуха в отопительный период и продолжительность отопительного периода взаимосвязаны, поэтому используя при осуществлении расчета определенный параметр средней температуры воздуха, следует применять соответствующую ему продолжительность отопительного периода.
Администрацией подтверждено, что средняя температура наружного воздуха в отопительный период определена на основании представленных органами гидрометеорологической службы данных за предыдущие пять отопительных периодов.
Вопреки доводам заявителя, раздел II приложения к Правилам (формула 6) не содержит таких параметров для расчета норматива, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Не принимаются доводы заявителя о том, что постановлением № 1285 утверждены нормативы не для всех жилых домов г. Ижевска, в частности не утверждены нормативы для 1 - 2-этажных домов.
В соответствии с пунктом 8 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Установление нормативов носит заявительный характер.
Пунктом 3 постановления Администрации г. Ижевска № 746 от 10.08.2009 рекомендовано организациям, управляющим многоквартирными домами или жилыми домами (а при выборе иных форм управления - товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, собственникам помещений), представить значения нормативов, рассчитанные в соответствии с рекомендациями на утверждение в Администрацию г. Ижевска с приложением обосновывающих документов.
Пунктом 4 постановления Администрации г. Ижевска № 746 от 10.08.2009 установлено, что в отношении многоквартирного дома или жилого дома, норматив потребления тепловой энергии на отопление для которого установлен в соответствии с настоящим постановлением, прекращает свое действие норматив на отопление, установленный постановлением Администрации г. Ижевска от 25.04.2002 № 184 "О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства".
Тем самым, заинтересованные лица вправе обратиться в Администрацию г. Ижевска за установлением нормативов для указанных домов.
Утверждение заявителя о том, что фактическое потребление теплоэнергии превышает нормируемую величину документально им не подтверждено. Обществом не представлены расчеты, подтверждающие снижение начисления платы за потребленную тепловую энергию, превышения фактического потребления объема тепловой энергии над начисленным, размера выпадающих доходов. В представленных заявителем расчетах количество потребленной теплоэнергии является планируемой величиной.
Таким образом, утвержденные нормативы отопления дифференцированы с учетом соответствующих показателей, установленных Правилами.
На основании изложенного суд приходит выводу о том, что обжалуемое постановление Администрации соответствует Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Довод заявителя о том, что постановление Администрации от 28.12.2009 г. № 1285 противоречит Федеральному закону от 30.12.2004 г. 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", является несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Этим Законом не регламентируется порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого решения расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. 170, ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" отказать. Признать постановление Администрации города Ижевска от 28.12.2009 г. № 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов города Ижевска" соответствующим Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
2. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
В.Н.СИМОНОВ

Судьи
Л.Ю.ГЛУХОВ
Д.Е.ЛЕПИХИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru