УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2012 г. по делу № 01-Р-2012
Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2012 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела товарных рынков Н.Ю.Винокурова;
члены Комиссии:
Ланская Г.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков;
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела товарных рынков,
рассмотрев дело № 01-Р-2012 по признакам нарушения статьи 9
Федерального закона "О рекламе" в рекламе стимулирующего мероприятия АНО "Театр "Ф.", распространенной в октябре 2011 года на территории городов Чебоксары и Новочебоксарск,
в отсутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
установила:
30.12.2011 в адрес Чувашского УФАС России из Московского УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Прокуратурой Чувашской Республики по обращению С. относительно распространения АНО "Театр "Ф." на территории городов Чебоксары и Новочебоксарск рекламы эстрадно-развлекательного мероприятия с проведением розыгрыша призов. В ходе проверки установлены следующие факты.
На сайте в сети Интернет по адресу: http://forum.na-svyazi.ru/?showtopic =1012175 содержится информация о распространении среди учащихся общеобразовательных учреждений города Чебоксары и города Новочебоксарск рекламы о проведении одной из московских концертных организаций эстрадно-развлекательного мероприятии с проведением розыгрыша призов (путевки в Диснейленд, сотовых телефонов и компьютеров).
В ряде общеобразовательных учреждений г. Чебоксары установлены факты распространения представителем АНО "Театр "Ф." в октябре текущего года рекламы о проведении эстрадно-развлекательного мероприятия под названием "Мокрое шоу" и реализации билетов на его посещение.
Так, 20.10.2011 в МБОУ "СОШ № 38 г. Чебоксары" представитель указанного театра, обходя во время перемен 14 классов, раздала буклеты и сообщила, что только 21.10.2011 возможно приобрести билеты в театр.
В фойе школы 21.10.2011 в МБОУ "СОШ № 38 г. Чебоксары" представитель указанного театра до начала уроков осуществила продажу билетов на шоу, создав скопление учащихся и их законных представителей.
Подобная ситуация по распространению рекламы и продаже билетов в октябре текущего года наблюдалась на территориях МБОУ "СОШ № 6 г. Чебоксары", МАОУ "Лицей № 3 г. Чебоксары" и МБОУ "СОШ № 2 г. Чебоксары".
Опрошенные по изложенным фактам заместители директоров, учителя, классные руководители, ученики указанных образовательных учреждений, законные представители пояснили, что информация и раздача буклетов о проведении указанного мероприятия с розыгрышем призов была доведена до учащихся во время перемены. В связи с тем, что детей мероприятие заинтересовало, они попросили купить родителей билеты. На представлении проводился розыгрыш призов, им шоу очень понравилось.
В настоящее время в образовательных учреждениях подобные факты не допускаются.
Представитель АНО "Театр "Ф.", раздав буклеты учащимся указанных общеобразовательных учреждений г. Чебоксары о развлекательном мероприятии с проведением розыгрыша призов, побудила их к тому, чтобы они убедили своих родителей приобрести рекламируемый товар.
Проведенной проверкой установлено, что распространением рекламы среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Чебоксары занималась Тимченко Светлана Николаевна - администратор данного театра (...).
К материалам проверки приобщена рекламная листовка о проведении АНО "Театр "Ф." 3 и 4 ноября 2011 г. в ДК "Салют", расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Энтузиастов, д. 36/9, игровой эстрадно-развлекательной программы со спецэффектами для всей семьи "Мокрый репортаж 4 D", в которой содержится информация о розыгрыше 200 призов, а также 10 путевок в DISNEYLAND в Париже.
В силу статьи 9
Федерального закона "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приоб-ретение определенного товара, должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Если участие в мероприятии не предполагает предварительного приобретения товара, то на рекламу такой лотереи, игры, конкурса и иного подобного мероприятия требования статьи 9
Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Стимулирующими мероприятиями в смысле статьи 9
Федерального закона "О рекламе" являются лотереи, конкурсы, игры и иные подобные мероприятия. Объединяет эти мероприятия признак стимулирования. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких мероприятий присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность получения какого-нибудь материального блага, поощрения. Совмещение процесса продажи со стимулирующими условиями (например, возможностью выиграть приз, получить подарок) может побудить лиц, к которым направлена реклама, приобрести рекламируемый товар.
Рекламируемое мероприятие квалифицируется как стимулирующее, поскольку из содержания рекламы усматривается, что основным условием участия в стимулирующем мероприятии является приобретение билетов на игровую эстрадно-развлекательную программу со спецэффектами для всей семьи "Мокрый репортаж 4 D".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3
Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей рекламой является реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5
Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с частями 6
, 7 статьи 38
Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 9
настоящего Федерального закона, несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Согласно пункту 5 статьи 3
Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3
Федерального закона "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из письменного объяснения билетного кассира АНО "Театр "Ф." Т. от 20.03.2012 следует, что она, находясь в командировке в г. Чебоксары, в рамках своих служебных обязанностей, распространяла билеты на представления АНО "Театр "Ф." в школах города Чебоксары. По личной инициативе она распространяла изготовленную за личный счет рекламную листовку о стимулирующем мероприятии АНО "Театр "Ф.".
Исследовав обстоятельства дела, доводы стороны и представленные в материалы дела доказательства, Комиссия пришла к выводу о том, что реклама стимулирующего мероприятия АНО "Театр "Ф.", распространенная в октябре 2011 г. на территории городов Чебоксары и Новочебоксарск является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 9
Федерального закона "О рекламе", выразившиеся в отсутствии информации о сроках проведения такого мероприятия, об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33
Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что рассматриваемая реклама на момент рассмотрения настоящего дела не распространяется, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу стимулирующего мероприятия АНО "Театр "Ф.", распространенную в октябре 2011 г. на территории городов Чебоксары и Новочебоксарск билетным кассиром АНО "Театр "Ф." Т., поскольку в ней нарушены требования статьи 9
Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать АНО "Театр "Ф." предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Члены Комиссии
Г.Ю.ЛАНСКАЯ
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА