Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 августа 2012 г. № 936-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях поддержки и развития чтения как важного фактора личностного становления и повышения культурной компетентности человека, формирования высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров народов Республики Саха (Якутия):
1. Утвердить Концепцию поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия) согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить План действий по реализации Концепции поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы согласно приложению № 2 к настоящему распоряжению.
3. Ответственным исполнителям Плана действий по реализации Концепции поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы провести мероприятия в пределах средств, предусмотренных в соответствующих государственных программах за 2012 - 2016 годы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований республики принять активное участие в реализации мероприятий Концепции поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия).
5. Назначить координатором реализации Концепции поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия) Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Борисов А.С.).
6. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.СТРУЧКОВ





Приложение № 1
к распоряжению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 31 августа 2012 г. № 936-р

КОНЦЕПЦИЯ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

I. Общие положения

Концепция поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия) (далее - Концепция) разработана в целях повышения роли чтения в развитии духовного потенциала общества, сохранении культуры и языков народов Якутии как одной из основ инновационного развития республики в XXI веке.

II. Состояние чтения и проблемы его поддержки и развития

Как показал многовековой опыт человечества, одним из наиболее эффективных средств получения информации, гармоничного и последовательного формирования и совершенствования духовного мира человека является чтение. Через чтение передаются не только знания и информация, но и духовный и эмоциональный опыт человечества, его боль и страдания, мучительный поиск истины, ответов на самые важные вопросы, волнующие человека. Чтение способствует гармоничному развитию как интеллектуальной, так и эмоциональной сторон личности, поэтому оно является важным средством воспитания подрастающих поколений.
В настоящее время в России сложилась совершенно новая социокультурная ситуация вокруг чтения, которая характеризуется следующими основными тенденциями:
1. Происходит сокращение количества читающих людей. По данным последних исследований доля населения, не читающего книги, составляет более 40%.
2. Дифференциация, расслоение читающей аудитории по месту проживания, имущественному, возрастному, образовательному, гендерному признакам. Растет разрыв между массовым читателем и элитой, молодыми и пожилыми читателями, жителями больших и малых населенных пунктов, центра и провинции.
3. Наблюдается снижение общего уровня грамотности и культурной компетентности населения. Сегодня, по данным международного исследования PISA, по уровню грамотности подростков Россия отстает от развитых стран мира. Происходит ухудшение качества чтения, которое проявляется в неумении многих читателей работать с текстом, неспособности к чтению длинных текстов, фрагментарности и поверхностности восприятия прочитанного.
4. Свободное досуговое чтение уступило место деловому, основной целью посещения библиотек стало выполнение заданий учителя, написание рефератов и подготовка докладов. Чтение вытеснено с одного из первых мест в ряду досуговых предпочтений россиян, где лидерство в настоящий период принадлежит телевидению, которое играет большую роль в формировании общественного сознания, образа жизни, создании кумиров и образцов для подражания.
5. Недостаток настоящих лидеров чтения, транслирующих духовные ценности, формирующих культурные образцы, сокращение влияния на формирование круга чтения россиян писательского сообщества, школы библиотек.
6. В связи со стремительным развитием информационных технологий постепенно меняется форма книги, поэтому появилась новая категория читателей, отдающая предпочтение так называемому электронному чтению. По последним данным, доля людей, читающих электронные книги, уже составляет более четверти читающего населения. Это, прежде всего, молодежь, образованные и обеспеченные слои населения.
7. Среди мотивов чтения преобладают развлекательные, релаксационные, а также деловые, прикладные. Круг чтения основной части читающего населения составляет популярная беллетристика, литература практического, прикладного назначения, а также учебная. Из периодических изданий наиболее читаемы еженедельные газеты, в основном местные, тонкие развлекательные и гламурные журналы. Научно-популярные и особенно толстые художественные журналы, ежедневные центральные газеты практически не читаются массовым читателем.
8. Уходят традиции семейного чтения, семья все меньше влияет на формирование читающего человека, содержание детского чтения. Сокращаются количество и размеры домашних библиотек, многие семьи не имеют возможности покупать книги и подписываться на периодические издания.





│    │проведение         │            │ (по согласованию) │"Создание     условий     для│
│    │локальных          │            │                   │духовно-культурного  развития│
│    │исследований чтения│            │                   │народов    Республики    Саха│
│    │                   │            │                   │(Якутия)  на  2012   -   2016│
│    │                   │            │                   │годы", бюджеты  муниципальных│
│    │                   │            │                   │образований                  │
├────┼───────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────────────────────┤
│6.4 │Проведение  научных│ Постоянно  │   Национальная    │Государственная     программа
│    │исследований     по│            │    библиотека     │Республики   Саха    (Якутия)│
│    │истории           и│            │  Республики Саха  │"Создание     условий     для│
│    │современному       │            │     (Якутия)      │духовно-культурного  развития│
│    │состоянию   книжной│            │                   │народов    Республики    Саха│
│    │культуры Якутии    │            │                   │(Якутия) на 2012 - 2016 годы"│
├────┼───────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────────────────────┤
│6.5 │Подготовка        и│2012 - 2014 │   Национальная    │Государственная     программа
│    │издание            │    г.г.    │    библиотека     │Республики   Саха    (Якутия)│
│    │коллективной       │            │  Республики Саха  │"Создание     условий     для│
│    │монографии "Книжная│            │     (Якутия)      │духовно-культурного  развития│
│    │культуры Якутии"   │            │                   │народов    Республики    Саха│
│    │                   │            │                   │(Якутия) на 2012 - 2016 годы"│
├────┼───────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────────────────────┤
│6.6 │Проведение         │    2013    │   Национальная    │Государственная     программа
│    │Межрегиональной    │            │    библиотека     │Республики   Саха    (Якутия)│
│    │научно -           │            │  Республики Саха  │"Создание     условий     для│
│    │практической       │            │     (Якутия)      │духовно-культурного  развития│
│    │конференции      по│            │                   │народов    Республики    Саха│
│    │поддержке         и│            │                   │(Якутия) на 2012 - 2016 годы"│
│    │развитию чтения    │            │                   │                             │
├────┼───────────────────┼────────────┼───────────────────┼─────────────────────────────┤
│6.7 │Проведение  круглых│  Ежегодно  │   Национальная    │Государственная     программа
│    │столов,   совещаний│            │    библиотека     │Республики   Саха    (Якутия)│
│    │по       актуальным│            │  Республики Саха  │"Создание     условий     для│
│    │проблемам чтения   │            │     (Якутия),     │духовно-культурного  развития│
│    │                   │            │  Департамент по   │народов    Республики    Саха│
│    │                   │            │     печати и      │(Якутия)  на  2012   -   2016│
│    │                   │            │ телерадиовещанию  │годы", бюджеты  муниципальных│
│    │                   │            │  Республики Саха  │образований,     внебюджетные│
│    │                   │            │  (Якутия), Союз   │источники                    │
│    │                   │            │     писателей     │                             │
│    │                   │            │  Республики Саха  │                             │
│    │                   │            │   (Якутия) (по    │                             │
│    │                   │            │   согласованию),  │                             │
│    │                   │            │   Министерство    │                             │
│    │                   │            │    образования    │                             │
│    │                   │            │  Республики Саха  │                             │
│    │                   │            │     (Якутия)      │                             │
└────┴───────────────────┴────────────┴───────────────────┴─────────────────────────────┘





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru