Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2012 г. № 3-12/2012

Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре С.Т.Ю.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.В.И. о признании недействующим в части постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2009 № 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области",

установил:

М.В.И. обратился в Ярославский областной суд с заявлением об оспаривании постановления Правительства Ярославской области от 09.12.2009 № 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области" (далее - Постановление № 1189-п) в части установления кадастровой стоимости и среднего уровня кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель по дачным участкам М.В.И.
Свои требования мотивировал тем, что заявитель является собственником земельных участков в пос. Некрасовское и с/о Чернозаводский с. Новодашково Некрасовского района Ярославской области. Постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2009 № 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области" утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих М.В.И., а именно: в районе с. Новодашково удельный показатель кадастровой стоимости земли составил 96,46 рублей, а в районе пос. Некрасовский - 112,32 рублей. При этом после принятия Постановления № 1189-п произошло увеличение кадастровой стоимости земли в сто раз, и следовательно, произошло увеличение земельного налога почти в сто раз.
В заявлении М.В.И. ссылается на то, что оспариваемое постановление Правительства Ярославской области принято с нарушением положений, содержащихся в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, и приказе Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений". В нарушение данных нормативно-правовых актов кластеризация земельных участков дачных объединений была проведена только в разрезе собственников земельных участков, без учета оценочных зон и выделения эталонного земельного участка в отдельном кластере.
В судебное заседание М.В.И. не явился.
Представитель М.В.И. по доверенности М.М.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования, указав также на то, что поскольку земельные участки М.В.И. не входят ни в одно садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, то при определении кадастровой стоимости не должен был применяться приказ Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" в полном объеме.
Представитель Правительства Ярославской области по доверенности Г.А.В. с заявлением не согласился, ссылаясь на то, что Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами (Управления Роснедвижимости), а органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В рамках реализации указанных полномочий между управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ярославской области и ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" был заключен Государственный контракт от 25.05.2008 № 4 на выполнение работ по теме: "Государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Ярославской области".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 9.4 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215, а не раздел 9.

В силу положений (раздел 9) Административного регламента исполнения Роснедвижимостью государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215 (далее - Регламент), проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью. Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ на соответствие Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307.
По результатам проверки Росреестром как правопреемником Роснедвижимости было принято решение о соответствии отчета указанной выше Методике, согласованные результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки № 5 были направлены в Управление Роснедвижимости по Ярославской области, которое и представило их на утверждение в Правительство Ярославской области.
Во исполнение пункта 10 Регламента, предусматривающего, что к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ относятся полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель, Правительством Ярославской области было принято оспариваемое Постановление № 1189-п.
Таким образом, Правительство Ярославской области считает, что оспариваемое постановление принято с соблюдением требований действующего законодательства, в установленном порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти. При этом представитель Правительства Ярославской области также указал на то, что в данном случае Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 применяться не могут.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что М.В.И. является собственником следующих земельных участков:
- Ярославская область, Некрасовский район, пос. Некрасовское, кадастровый номер 76:09:090000:116, площадью 212200 кв. м;
- Ярославская область, Некрасовский район, пос. Некрасовское, кадастровый номер 76:09:090000:117, площадью 289700 кв. м;
- Ярославская область, Некрасовский район, с/о Чернозаводский, с. Новодашково, кадастровый номер 76:09:140000:0047, площадью 67620 кв. м;
- Ярославская область, Некрасовский район, с/о Чернозаводский, с. Новодашково, кадастровый номер 76:09:140000:0048, площадью 67620 кв. м;
- Ярославская область, Некрасовский район, с/о Чернозаводский, с. Новодашково, кадастровый номер 76:09:140000:0049, площадью 67620 кв. м;
- Ярославская область, Некрасовский район, с/о Чернозаводский, с. Новодашково, кадастровый номер 76:09:140000:0058, площадью 49140 кв. м.
При этом указанные выше земельные участки в состав какого-либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не входят.
Права собственности М.В.И. на указанные выше земельные участки подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 29.05.2007 серия 76АА № 540179, от 28.05.2007 серия 76АА № 540178, от 09.01.2007 серия 76АА № 468593, от 09.01.2007 серия 76АА № 468595, от 09.01.2007 серия 76АА № 468594, от 09.01.2007 серия 76АА № 468596, а также выписками из государственного земельного кадастра и выписками из государственного кадастра недвижимости (л.д. 36 - 77).
9 декабря 2009 года Правительством Ярославской области принято постановление № 1189-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области, подлежащие применению в целях налогообложения и иных установленных законодательством целях с 01.01.2010.
Постановление опубликовано в газете "Документ-Регион" № 35 от 18.12.2009.
Суд приходит к выводу о том, что результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной законодательством.
Так в соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил (в редакции постановления Правительства от 30 июня 2010 года № 478) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
На основании пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель организация проведения государственной кадастровой оценки осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу Указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", вступившим в силу с 01.03.2009, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Росреестр организует проведение государственной кадастровой оценки (п. 5.2.1).
В соответствии с п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Согласно абзацу третьему п. 9.9 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215 (далее - Административный регламент), сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ территориальным управлением Роснедвижимости в виде проекта акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель.
Проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов, правильности полученных результатов является полномочием и находится в компетенции федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости). Данное полномочие установлено Административным регламентом (пункты 9.8 - 9.12), и осуществляется Роснедвижимостью в процессе проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель.
Проверка Отчета производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом территориальное управление Роснедвижимости представляет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения именно те результаты кадастровой оценки, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка, и которые в качестве результатов, согласованных Роснедвижимостью, направлены после проверки в территориальное управление Роснедвижимости для представления в оран исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9.9, Административного регламента).
В судебном заседании установлено, что непосредственные работы по государственной кадастровой оценке земельных участков и составление Отчета по теме: "Государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Ярославской области" проводились в 2008 году ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков был проверен Росреестром (правопреемником Роснедвижимости) на соответствие Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 года № П/307. Проверка была проведена в точном соответствии с Административным регламентом, по результатам проверки Росреестром было принято решение о соответствии Отчета методике, которое было оформлено Актом проверки № 5. После проведения проверки согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки (вместе с Актом проверки) были направлены в Управление Роснедвижимости по Ярославской области, что подтверждается письмом Росреестра от 31 июля 2009 года № 5711-МП.
Как пояснил представитель Правительства Ярославской области, результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, согласованные с Росреестром, поступили в Правительство Ярославской области из Территориального управления Роснедвижимости по Ярославской области, что не оспаривается заявителем по делу.
Таким образом, процедура принятия нормативного правового акта не нарушена. Результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной федеральным законодательством.
Вместе с тем, в Определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2012 по настоящему делу (л.д. 203 - 207) содержится толкование материального закона, подлежащего применению по делу, из которого следует, что, исходя из наименования и содержания пункта 1.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307, данная Методика применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков именно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений. Таким образом, указанным нормативным актом регулируются вопросы определения кадастровой стоимости исключительно тех земельных участков, которые входят в состав соответствующих объединений граждан, следовательно, его применение к земельным участкам, не входящим в состав таких объединений, недопустимо.
Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
При этом, исходя из п. 2.1.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, с учетом разъяснений, содержащихся в письме Росреестра от 22.03.2010 № 15/87-СБ, кадастровую стоимость садоводческого, огороднического или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующего объединения, возможно определить путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
В силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Как видно из материалов дела, при составлении ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" отчета № ГКОЗ СОД/2008_76 об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области применялась Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденная приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307 (л.д. 129).
Согласно акту проверки указанного отчета (л.д. 111) отчет соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307.
При этом о применении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, при определении кадастровой стоимости земельных участков ни в техническом задании на выполнение работ (л.д. 105 - 107), ни в отчете № ГКОЗ СОД/2008_76 (л.д. 121 - 167), ни в акте проверки (л.д. 111) не указывается.
Из ответа на запрос ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" от 17 апреля 2012 года № 13111 следует, что при составлении отчета № ГКОЗ СОД/2008_76 расчетов кадастровой стоимости конкретных земельных участков в соответствии с указанными выше Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, не производилось.
Кроме того, из визуального анализа (сопоставления) имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена не путем умножения среднего для Некрасовского муниципального района или Ярославской области значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка (л.д. 161 - 165), а определялась индивидуально для каждого земельного участка, при этом размер удельного показателя кадастровой стоимости дачных участков М.В.И. определен большим, чем среднее значение для Некрасовского муниципального района или Ярославской области удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений, что также свидетельствует о неприменении Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222.
С учетом изложенного выше, поскольку при принятии нормативного правового акта и при оценке стоимости земельных участков применялась Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденная приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307, не подлежащая применению, то постановление Правительства Ярославской области от 09.12.2009 № 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области" в оспариваемой части не может быть признано законным.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а также то, что заявитель не производил оплату налога с применением оспариваемого положения, в настоящий момент имеет место судебный спор об оплате налога за земельные участки, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия оспариваемого постановления, как изначально принятого в оспариваемой части с противоречием законодательства, имеющему большую юридическую силу.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" с учетом ст. 13 Закона Ярославской области "О правовых актах Ярославской области" от 03.11.2010 № 40-з решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете "Документ-Регион".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать постановление Правительства Ярославской области от 09.12.2009 № 1189-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Ярославской области" в части установления кадастровой стоимости и среднего уровня кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель по дачным участкам М.В.И. недействующим со дня принятия постановления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий
К.Н.ИГНАТОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru