Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2012 г. по делу № А12-4193/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2012
Полный текст решения изготовлен 14 мая 2012
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пятерниной Е.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.И. (с использованием средств аудиозаписи), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маяк" (ИНН 3413504189, ОГРН 1023405972853) к Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (ИНН: 3444049941, ОГРН: 1023403456944) о признании решения незаконным, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - общества с ограниченной ответственностью "АгроТрейд", Федерального государственного унитарного предприятия "Знамя Октября", открытого акционерного общества РАО "Алексеевское", Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (ИНН: 3444130624, ОГРН: 1063444006922)
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - представитель Т. по доверенности от 09.12.2011;
от Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области - представитель А. по доверенности <...>;
от третьих лиц - не явились, извещены;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (далее - ООО "Маяк", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (далее - ответчик, Комитет) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 21 ноября 2011 года за № 18-07-04/27/6337, об отказе в предоставлении субсидий на поддержку элитного семеноводства.
В качестве способа восстановления своих нарушенных прав заявитель просит обязать Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области произвести выплаты субсидий ООО "Маяк" на поддержку элитного семеноводства в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2010 года № 706-п "Об утверждении Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства" и от 15 июня 2011 года № 257-п "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета", в связи с приобретением элитных семян у российского производителя по договору купли-продажи № 01559 К-П/08-11 от 29.08.2011 поставленных по товарной накладной № 79 от 06.09.2011 года в общем количестве 6 тонн.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "АгроТрейд", Федеральное государственное унитарное предприятие "Знамя Октября", открытое акционерное общество РАО "Алексеевское", Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Комитета с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просит в удовлетворении заявления отказать.
Общество с ограниченной ответственностью "АгроТрейд", Федеральное государственное унитарное предприятие "Знамя Октября", открытое акционерное общество РАО "Алексеевское", Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Волгоградской области. Поскольку присутствие в судебном заседании лица, участвующего в деле, или его представителей относится к правам сторон, а не к обязанностям, а также с учетом надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие вышеназванных лиц.
В судебном заседании 04.05.2012, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 12.05.2012. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу пунктом 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются: установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса; установление факта его нарушения; установление факта нарушения права истца именно ответчиком.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В свою очередь, в силу требований статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на заявителе.
Как следует из материалов дела, ООО "Маяк" обратилось в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области по вопросу предоставления субсидии на поддержку элитного семеноводства с приложением документов в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2010 года № 706-п "Об утверждении Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства" и от 15 июня 2011 года № 257-п "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета".
Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области письмом за № 18-07-04/27/6337 от 21.11.2011 года отказано ООО "Маяк" в предоставлении субсидий на поддержку элитного семеноводства, в связи с несоответствием представленных документов условиям, установленным постановлениями Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 года № 706-п и от 15.06.2011 года № 257-п. По мнению ответчика, ООО "Маяк" не подтвердило факта перечисления денежных средств на расчетный счет производителя элитных семян российского производства Федеральное государственное унитарное предприятие "Знамя Октября".
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктами 4, 4.4. Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 года № 706-п, субсидии предоставляются на государственную поддержку элитного семеноводства.
Субсидии предоставляются ежеквартально сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением личных подсобных хозяйств) на приобретение у российских производителей семян, заводов по подготовке семян в ноябре - декабре предшествующего финансового года и в текущем финансовом году семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по 8 региону допуска: оригинальных и элитных семян зерновых и зернобобовых культур, в том числе колосовых, крупяных, зернобобовых; элитных семян сои; гибридных (F1) семян кукурузы; элитных семян многолетних трав.
Расчет сумм субсидий производится по ставкам согласно приложению 1 к указанным Правилам.
Основанием для получения субсидии является предоставление: справки-расчета по форме согласно приложению 14 к указанным Правилам; документов, указанных в пункте 4 приложения 3 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 3 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 года № 706-п документами, необходимыми для получения субсидий на поддержку элитного семеноводства являются: заверенные копии документов, подтверждающих приобретение семян сельскохозяйственных растений (договоров, счетов-фактур, товарных накладных по унифицированной форме № ТОРГ-12, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"); заверенная копия документов, подтверждающих оплату семян; выписка банка по лицевому счету на приобретение элитных семян; заверенная копия сертификата на семена, выданного органом по сертификации семян сельскохозяйственных растений.
Аналогичные требования к предоставлению документов для получения субсидии по элитному семеноводству предусмотрены в пункте 4.3 Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансирования обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 15.06.2011 г. № 257-п, пункт приложения № 3 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 года № 706-п, получатели субсидий представляют в Комитет, предусмотренные настоящими Правилами справки-расчеты, заверенные копии документов, указанные в приложении 3, заверенную копию справки об удельном весе дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в доходе от реализации сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме согласно приложению 19, а также банковские реквизиты для перечисления субсидий.
Судом установлено, что 29.08.2011 между Федеральным государственным унитарным предприятием "Знамя Октября" (продавец) и ООО "Маяк" (покупатель) заключен договор купли-продажи № 01559 К-П 08-11.
В соответствии с пунктом 1.3. указанного договора сведения о наименовании, ассортименте, цене и количестве товара определяются в товарной накладной, которая составляется на каждую отгрузку, и является неотъемлемой частью договора.
Согласно товарной накладной № 79 от 06.09.2011 года ООО "Маяк" поставлены семена озимой пшеницы "Дон 93" в общем количестве 6 тонн на общую сумму 57 000 рублей.
Между ООО "АгроТрейд" и ООО "Маяк" заключен агентский договор от 29.08.2011 № 01559/08-11, в соответствии с которым ООО "АгроТрейд" обязуется произвести поиск поставщика продукции и заключить с поставщиком договор в пользу ООО "Маяк" на получение продукции, получить денежные средства от ООО "Маяк" и из полученных средств оплатить поставщику стоимость продукции и обеспечить ее отгрузку в его адрес.
Согласно платежному поручению от 31.08.2011 года № 42 ООО "Маяк" перечислило на счет ООО "АгроТрейд" сумму в размере 57 000 рублей за семена озимой пшеницы.
Отказывая в предоставлении субсидии, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области указывает, что доказательств, подтверждающих факт перечисления данной суммы ООО "АгроТрейд" на расчетный счет Федеральным государственным унитарным предприятием "Знамя Октября" в представленных заявителем документах не имеется.
Между тем, ответчиком не учтено следующее.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1005 ГК РФ, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В соответствии с пунктом 2.1. агентского договора от 29.08.2011 года № 01559/08-11 агент (ООО "АгроТрейд"), обязуется найти поставщика и организовать отгрузку в адрес принципала (ООО "Маяк") следующую продукцию: семена озимой пшеницы "Дон 93" ЭЛИТА в количестве 6 тонн на сумму 105 000 рублей.
В соответствии с абзацем пункта 4 приложения № 3 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства", утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 года № 706-п, в том числе предоставляется заверенная копия документов, подтверждающих оплату семян.
При этом, в данном нормативном правовом акте четко указано, что одним из документов должен быть, документ подтверждающий оплату семян, в независимости, на чей расчетный счет произведена оплата.
Между тем, вышеуказанные Правила не исключают возможности приобретения сельхозтоваропроизводителем элитных семян российского производства посредством заключения различного рода гражданско-правовых сделок, что, безусловно, является следствием рыночной экономики и конкуренции.
ООО "АгроТрейд" действовал от имени и за счет ФГУП "Знамя Октября" согласно агентскому договору № 95 от 01.08.2011 года.
Вышеуказанные Правила главным условием на право получения субсидий указывают на то, что элитные семена должны быть приобретены у российских производителей семян и заводов по подготовке семян, что и сделано ООО "Маяк" и подтверждено товарной накладной № 79 от 06.09.2011 в общем количестве 6 тонн, где поставщиком является российский производитель семян Федеральное государственное унитарное предприятие "Знамя Октября".
Ответчиком не представлено в суд доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем не приобретались элитные семена у российского производителя. В материалах дела имеются соответствующие сертификаты на приобретенную продукцию элитного семеноводства.
ООО "Маяк" оплата за поставку семян была произведена в размере 105 000 рублей согласно платежного поручения № 42 от 31.08.2011 года в соответствии с заключенным агентским договором от 29.08.2011 года № 01559/08-11, но документы ООО "Маяк" предоставлялись в Комитет для получения субсидий на поддержку элитного семеноводства из расчета поставленного товара на сумму 57 000 рублей, что подтверждено товарной накладной № 79 от 06.09.2011.
Таким образом, ООО "Маяк" предоставило все необходимые документы для предоставления субсидий на поддержку элитного семеноводства в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, утвержденных постановлением Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 года № 706-п, п. 5 Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансирования обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, утвержденные постановлением Администрации Волгоградской области от 15.06.2011 г. № 257-п.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе заявителю в выплате субсидии на поддержку элитного семеноводства.
Отказ в выплате субсидии на поддержку элитного семеноводства, оформленный письмом от 21 ноября 2011 года за № 18-07-04/27/6337, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности на гарантированную государственную поддержку в области выращивания элитного семеноводства.
Принимая во внимание все вышеуказанные обстоятельства в совокупности, суд считает, что заявление ООО "Маяк" подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение ВАС РФ от 21.12.2009 г. № ВАС-17113/09).
В связи с чем, судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей подлежат взысканию с Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области.
Руководствуясь статьями 167 - 170, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным решение Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (ИНН: 3444049941, ОГРН: 1023403456944), оформленное письмом от 21 ноября 2011 года за № 18-07-04/27/6337, об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Маяк" (ИНН 3413504189, ОГРН 1023405972853) в предоставлении субсидий на поддержку элитного семеноводства.
Обязать Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области произвести выплаты субсидий ООО "Маяк" на поддержку элитного семеноводства в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2010 года № 706-п "Об утверждении Правил предоставления субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства" и от 15 июня 2011 года № 257-п "Об утверждении Правил предоставления из областного бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных отраслей и подотраслей сельскохозяйственного производства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета", в связи с приобретением элитных семян у российского производителя по договору купли-продажи № 01559 К-П/08-11 от 29.08.2011 поставленных по товарной накладной № 79 от 06.09.2011 года в общем количестве 6 тонн.
Взыскать с Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Маяк" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
Е.С.ПЯТЕРНИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru